Бурлаков В. А. Проект «Туманган» и игра геополитических интересов в Северо-Восточной Азии Бурлаков В. А.

Проект «Туманган» и игра геополитических интересов в Северо-Восточной Азии в 90-е годы ХХ века: Монография. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. – 224 с.

 Скачать книгу (1.8 mb)

 

«Проект Туманган и игра геополитических интересов в Северо-Восточной Азии в 90-е гг. XX в.» (Рецензия на книгу: В. А. Бурлаков. Проект Туманган и игра геополитических интересов в Северо-Восточной Азии в 90-е гг. XX века. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. – 224 с.)

Журбей Е. В.

Вопросы развития трансграничных интеграционных инициатив с участием российских регионов привлекают внимание исследователей на протяжении последних лет двадцати, что вполне объяснимо общемировым трендом второй половины XX в. Успешность проекта европейской интеграции, в том числе интеграции на уровне европейских регионов («Европа регионов»), стимулировала появление многочисленных интеграционных проектов в Северной и Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах СНГ. Регион Северо-Восточной Азии не стал исключением. Таким интеграционным проектом в регионе СВА явился проект «Туманган», который был инициирован в 1988 г. Китаем и к обсуждению которого стали привлекаться заинтересованные стороны в лице СССР (далее России), Южной Кореи, Японии, КНДР, США, Монголии.

Суть проекта Туманган заключалась в создании Международной специальной экономической зоны. В результате реализации проекта должен был сформироваться транзитно-транспортный узел между Северо-Восточной Азией и Европой (логистическая составляющая), а также в перспективе создан производственный комплекс, включающий в себя как первичное производство, так и выпуск конечной продукции (прежде всего, товаров народного потребления). Инициаторы проекта предполагали, что регион станет одним из наиболее перспективных центров деловой активности не только в Северо-Восточной Азии, но и в Восточной Азии в целом.

Обсуждение проекта осуществлялось на нескольких уровнях, одним из которых был академический уровень. Академическое сообщество привлекалось в большей степени для популяризации интеграционных начинаний в регионе и привлечению внимания бизнес-сообщество к этому проекту. Предлагаемая же автором книга «Проект Туманган и игра геополитических интересов в Северо-Восточной Азии в 90-е гг. XX в.» является если не прямой популяризацией проекта (привлекает внимание к важности подобных проектов в регионе), то, несомненно, вносит существенных вклад в «подведение итогов» так и не реализовавшегося политического и социально-экономического проекта региональной интеграции в бассейне Японского моря.

Автор комплексно подходит к анализу проекта «Туманган» и предостерегает от рассмотрения его с какой-либо одной (экономической, либо международно-политической) точки зрения. «Однобокость в анализе данного явления чревата непониманием его глубинной сути. Можно сказать, что проект представлен как бы в двух измерениях: как форма межгосударственного сотрудничества и как своего рода идеология сближения. Экономический или политический взгляд на проект не дает возможности рассмотреть его одновременно в двух этих ипостасях». В этой связи автор концентрируется на геополитическом подходе, который «может дать возможность для правильной оценки Туманганского проекта и той роли, которую он был призван сыграть в отношениях между государствами Северо-Восточной Азии» (с. 3 – 4).

В. А. Бурлаков считает, что рассматривая проект «Туманган» как «геополитическое явление, оказывающее существенное воздействие на процессы региональной интеграции в Северо-Восточной Азии начиная с 90-х гг. ХХ в., следует обратить определенное внимание и на саму геополитическую науку как способ анализа международно-политических процессов» (с. 4), что способствовало использованию весомого инструментария геополитического анализа. Автор настаивает на том факте, что только «применение комплексных моделей геополитического анализа к исследованию системы международных отношений в конкретном географическом регионе имеет значительные преимущества перед анализом экономического и политического характера, ибо даёт возможность не только рассмотреть все сферы внутрирегиональных отношений, но и вычленить имеющиеся взаимосвязи между этими сферами» (с. 182) .

Наибольшую ценность в работе представляет попытка анализа феномена региональной интеграции с позиций геополитического подхода, а не сугубо технократического связанного с позиций исключительно экономической целесообразности. «Туманган» был единственной формой практической реализации концепций региональной интеграции в регионе Японского моря, которая подразумевает необходимость формирования некоего «полюса роста» в районе, географически охватывающим пространства, примыкающие к бассейну реки Туманной. В этой связи геополитическое значение проекта «Туманган» определяется автором тем, что он выступает в качестве институционализирующего элемента. Это значит, что проект был направлен на то, чтобы в максимально полной степени использовать уникальное геополитическое положение района бассейна реки Туманной для стимулирования внутрирегиональных интеграционных процессов. Сочетание географических достоинств региона с системой политических и экономических отношений, стимулируемых благоприятным набором условий внутрирегионального сотрудничества, является основной для формирования некоего экономического района, который призван стать региональной детерминантой, определяющей и направляющей всю совокупность отношений между государствами СВА. Иными словами, проект «Туманган» был попыткой сформировать так называемую ключевую геостратегическую точку, которая играла бы роль важнейшего фактора региональной геополитики.

Оценивая проект в целом, В. А. Бурлаков приходит к заключению, что как форма международно-экономического сотрудничества «Туманган» уже перестал играть какую-либо существенную роль, но в плане идеологии он остается достаточно существенным регулятивом внутрирегиональных отношений. Автор склоняется к идее, что объективный потенциал для реализации первоначальных идей, связанных как с самим проектом Туманган, так и в более широком плане – с формированием интегрированной экономической зоны вокруг Японского моря – сохранится в обозримой перспективе. Данные выводы имеют право на существование и являются широко разделяемыми экспертным сообществом, но вместе с тем дают почву для критических замечаний.

Геополитический анализ проекта с учетом мировой интеграционной практики в значительной степени свидетельствует о том, что регион бассейна Японского моря и в целом регион СВА не готов для полноценной всесторонней интеграции. Провал проекта «Туманган» является лишним тому свидетельством. Геополитические акторы СВА еще не пришли к пониманию того, что государственные границы могут препятствовать полноценному развитию естественных регионов. Понимание данного факта дает использование именно геополитического подхода.

Полноценная интеграция предполагает рассмотрение процесса сквозь призму горизонтальных и вертикальных отношений, как это показывает пример успешной практики Евросоюза, НАФТА или АСЕАН. Горизонтальную интеграцию условно можно трактовать как экономическое измерение, а вертикальную интеграцию в качестве политического измерения полноценной и всесторонней интеграции. Горизонтальную интеграцию я бы отнес на технократический уровень, который вбирает в себя межрегиональное и кросснациональное сотрудничество, которое может принимать разнообразные организационные структуры и географические очертания. Данный уровень сотрудничества является весьма посредственным и в больше степени декларируемым. Один из предполагаемых реализантов проекта «Туманган», а именно КНДР всецело исключен из данного сотрудничества. Специфика отношений Японии и России в бассейне Японского моря (уровень Приморский край – префектуры Японии) оставляет желать лучшего. Единственным более или менее действенным местом приложения кроснационального сотрудничества является сотрудничество Приморья и приграничных провинций КНР. Уровень вертикальной интеграции в регионе не просматривается в принципе.

Обозначенные взаимодействия не преследовали единую общую цель, а именно преодоление государственных границ, т.е. барьеров для сотрудничества в экономической, технологической, социальной, культурных сферах. Специалисты отмечают, что мотивация межрегионального сотрудничества проистекает прежде всего из выявления общих проблем и интересов, а само сотрудничество дает возможность более полно использовать потенциал развития каждого из регионов-участников. Найти нечто общее в интересах тоталитарной КНДР, авторитарной КНР, полуавторитарной России и демократической Японии весьма сложно. Единственной наиболее просматриваемой сферой интеграции является экономика, т.е. обозначенный выше технократический уровень. Проведенный геополитический анализ показывает, что в проекте «Туманган» в межрегиональное сотрудничество предполагалось вовлечь соседние, приграничные регионы, само географическое положение которых в той или иной мере обуславливает их периферийную роль в экономике страны. В этой связи проект позволил бы придать импульс периферийным регионам в их собственном развитии, в использовании ими преимуществ своего географического положения.

Проект «Туманган» воспринимался как вариант формальной институционализации тех интеграционных связей и структур, которые уже должны были сложиться в регионе. Однако в реальности они не сложились. Отсутствие сети трансграничных контактов не позволило проекту реализоваться. Констатация данного факта, данного заключения в значительной степени лежит вне рамок геополитики, но геополитический анализ позволяет с одной стороны показать возможности для межрегиональной, трансграничной, кросснациональной интеграции, а с другой, понять комплекс проблем, стоящих на пути этой интеграции (историческая память в форме негативных стереотипов, языковые различия и межкультурные и межнациональные противоречия, различные уровни развития регионов, недостаточно активное вовлечение негосударственных экономических акторов, излишний политический контроль со стороны центра и т. д.). Автору удалось блестяще осуществить геополитический анализ, но геополитика не в состоянии вложить в руки политиков действенные инструменты для реализации подобных проектов в настоящем или будущем. Геополитические идеологемы тридцатилетней или пятидесятилетней давности неадекватны реалиям современности, и тем более с трудом могут объяснить современные интеграционные тенденции. Зачастую создается впечатление, что геополитика (особенно российская) не поспевает за реальностью и продолжает описывать эту реальность в категориях классиков геополитики конца XIX в. – начала XX в.

Вместе с тем необходимо отдать должное автору за комплексность, цельность исследования. Предложенная монография является единственной в своем роде работой, которая может быть предложена политологам, международникам, экономистам и всем заинтересованым в изучении проблематики межрегиональной интеграции на Дальнем Востоке России с точки зрения геополитического детерминизма.

 Скачать книгу (1.8 mb)