Медведева Л. М. Транспорт Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны Медведева Л. М.

Транспорт Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). – Владивосток: Изд-во Дальнаука, 2005. – 152 с.

Монография посвящена истории развития различных видов транспорта и путей сообщения на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны. На фоне общей картины перестройки и функционирования экономики рассматривается роль железнодорожного, морского, речного, автомобильного и авиационного транспорта в решении задач военного и гражданского назначения. Освещаются проблемы использования дальневосточных коммуникаций для связи с союзными державами. 
Книга предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам и широкому кругу читателей, интересующихся историей российского Дальнего Востока

Контакты для приобретения книги:

  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ И НАРАЩИВАНИЕ ЕЕ ОБОРОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Глава 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ

Глава 3. ТРАНСПОРТ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (1941–1945 гг.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Производственные и коммуникационные возможности российского Дальнего Востока в период Великой Отечественной войны послужили важным фактором укрепления обороноспособности государства и выполнения сложнейших стратегических задач. Благодаря героическим усилиям дальневосточников в военные годы, был использован сырьевой, промышленный и транспортный потенциал богатого, но слабо освоенного края, лежащего в пределах сложной природно-климатической зоны. Вклад дальневосточников в победу в Великой Отечественной войне нашел заметное отражение в научной литературе. В исследованиях советского периода центральное место авторы отводили трудовой и политической активности населения, работавшего в тылу1. Так, Докучаев Г.А. показал направления перестройки народного хозяйства Сибири и Дальнего Востока в связи с войной2. Несмотря на то, что работа написана на основе устаревших концептуальных положений и содержит обоснование ведущей роли рабочего класса в развитии общества, она не потеряла своего научного значения. То, что происходило в восточных районах, автор рассмотрел в контексте общих проблем, стоявших перед страной. Он привел интересные данные о развитии промышленности Дальнего Востока, сравнивая их с экономическими показателями других регионов.

С началом рассекречивания архивных документов в годы перестройки стали появляться работы, в которых более детально анализировалось развитие оборонного промышленного комплекса и деятельность предприятий по производству вооружения на Дальнем Востоке3. Их авторы вовлекли в научный оборот новые, ранее не использовавшиеся архивные источники. Военной политике СССР на Дальнем Востоке в 30-е годы посвящена книга В.М. Пескова, в которой содержатся материалы о развитии оборонных предприятий, боеспособности воинских частей, мобилизационной работе в предвоенные годы. Монография В.М. Пескова позволяет наглядно представить ситуацию на Дальнем Востоке в 30-е годы. В то же время она высвечивает необходимость дальнейшего изучения проблем, связанных с созданием оборонной промышленности и ее использованием в военное время. Вопросы формирования военно-промышленного комплекса на российском Дальнем Востоке и изменения стратегии стран, занимавших ключевые позиции в сложившейся накануне второй мировой войны расстановке международных сил, изучались в разное время зарубежными авторами. В исследовании Грегори Байнстока4, впервые опубликованном в 1937 г., сравнивается состояние экономики Атлантического и Тихоокеанского регионов. В поле зрения автора интересы России, Китая, Франции, Великобритании, Японии, США и других стран в Тихоокеанском бассейне. Г. Байнсток уделил немало внимания российскому Дальнему Востоку. Оценивая перспективы стран с точки зрения их готовности к возможной войне, он указал на преимущества Советского Союза над Японией в производстве угля, черных металлов, стали5. Г. Байнсток обратил внимание на роль транспорта в развитии Дальнего Востока России, особо отметив большое значение авиалинии Москва – Владивосток6.

Профессор Токийского университета Вада Харуки предпринял сравнительный анализ общественных систем Советского Союза и Японии, определив их сходство, различия и взаимодействие7. Он отметил положительные достижения советской экономики в 30-е годы ХХ века и развил мысль о том, что индустриализации и укреплению обороноспособности Советского Союза способствовал режим, позволявший сосредоточить усилия на конкретных задачах, отметая все прочее. Автор справедливо подчеркнул, что в 30-е годы был заложен фундамент победы СССР в грядущей войне, хотя качественная сторона советской модернизации имела существенные недостатки8.

В отечественной литературе значительное внимание уделено проблемам транспорта и его влияния на развитие страны9. Авторы показали основные направления формирования путей сообщения и совершенствования транспортных средств, изучили связанные с этими процессами наиболее яркие исторические сюжеты. Имеется немало исследований, посвященных развитию различных видов транспорта на Дальнем Востоке10. Морской транспорт занимает важное место в транспортной системе региона, и совершенно естественно, что его работа постоянно освещалась в той или иной мере в популярной и научной литературе. Крупнейшим организациям морского транспорта в регионе – Дальневосточному морскому пароходству и Владивостокскому торговому порту – посвящены издания11, в которых показаны важнейшие события их длительной истории. Авторы использовали богатый материал архивов, сопроводив его иллюстрациями и рисунками. Книги носят популярный характер. Давая представление о развитии предприятий и их работе, ветеранах и передовиках производства, авторы акцентировали внимание на успехах транспортников.

Историю становления и развития гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1923–1945 гг. исследовал Е.В. Алтунин. Он продемонстрировал глубокое понимание проблем авиаторов, специфики их работы в экстремальных условиях сурового климата и технического несовершенства воздушного флота12. Основываясь на ценных архивных источниках, автор восстановил события строительства воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль и транспортировки самолетов из США в СССР в годы войны13, которые не получали должного освещения в отечественной историографии. К сожалению, при характеристике общей ситуации на Дальнем Востоке Е.В. Алтунин игнорировал неравномерность освоения региона и гиперболизировал его экономический подъем, в том числе и некоторые итоги развития дальневосточной авиации, но это, в конечном счете, не снижает ценности его научных изысканий в области истории воздушного флота.

В последние пятнадцать лет дальневосточные исследователи активизировали работу над транспортной тематикой14. Их внимание привлекли новые архивные источники, неизвестные ранее исторические эпизоды 20–30-х годов, малоизученные события периода Великой Отечественной войны. Оригинальными публикациями, основанными в значительной степени на вновь открытом архивном материале, пополнилась историография транспортного строительства на Дальнем Востоке15. В работах О.П. Еланцевой, В.Ф. Зуева, Г.А. Ткачевой представлены интересные сведения о сооружении транспортных линий в восточных районах страны контингентом исправительно-трудовых лагерей. Авторы использовали уникальные материалы о строительстве Байкало-Амурской магистрали, дороги Комсомольск – Советская Гавань и других транспортных объектов.

К наименее изученной части транспортной тематики относится история автомобильного транспорта на Дальнем Востоке. Значительным шагом в ее освещении стали работы А.В. Лаврентьева16. В серии научных статей он проследил процесс формирования отрасли в течение длительного периода времени. Автор затронул комплекс проблем, связанных с сооружением путей сообщения, внедрением автомобильного транспорта в хозяйственную систему Дальнего Востока. Он отразил трудности и своеобразие развития автомобильного транспорта в регионе. В работах А.В. Лаврентьева затронуты вопросы истории отрасли в период Великой Отечественной войны.

Для освещения той роли, которую сыграл дальневосточный транспорт в годы войны, важное значение имеет вопрос о союзнических отношениях СССР со странами антигитлеровской коалиции и, прежде всего, с Соединенными Штатами. Экономическая сторона проблемы связана с поставками по ленд-лизу, о которых долгое время в литературе имелась информация довольно общего свойства. Не отрицая той поддержки, которая была оказана союзниками СССР, советские исследователи в силу щекотливости темы и закрытости источников избегали ее подробного изучения. Упоминания о ленд-лизе нередко приобретали завуалированный характер.

Устоявшаяся в советский период точка зрения о значении ленд-лиза для победы в войне высказана в 2-томном издании «История внешней политики СССР. 1917–1945», вышедшем в свет в 1986 г. Авторы дали вполне взвешенную оценку событий. Они отметили здравомыслие западных политиков, понимавших, что борьба против фашизма соответствует интересам обеспечения безопасности их стран, и принявших решение об оказании помощи СССР17. В книге подчеркивается, что материальная поддержка союзников не сыграла решающей роли в ходе военных действий, и основную тяжесть войны наша страна вынесла на своих плечах18.

На рубеже ХХ и XXI веков ученые и публицисты более полно описали ход заключения договоренностей между союзными государствами о поставках продукции и материалов, необходимых для ведения войны; представили многочисленные цифры и факты о количестве и качестве предоставленных Советскому Союзу грузов, подчеркнув, что помощь союзников не была бескорыстным жестом19. Обсуждению подвергся вопрос о размерах поставок. Л.Б. Кащеев и В.А. Реминский, в частности, полагают, что по некоторым позициям они несколько занижены20. С этой точкой зрения согласуются и высказывания В. Гакова. Он заметил, кроме того, что по некоторым видам вооружения и техники доля импорта была очень высока. По его мнению, например, доля грузовиков, поступивших с Запада, в советской армии в годы войны доходила до 70%. В советской армии в основном эксплуатировались американские автомобили21. Несмотря на попытки некоторого уточнения количественных показателей, авторы не отрицают тот факт, что ленд-лиз не играл первостепенной роли в вооружении советской армии и флота.

Следует заметить, что зарубежные авторы также не согласны с представленными в советской историографии расчетами той доли поставок по ленд-лизу, которая была получена Советским Союзом. Французский историк Верт Н., опираясь на данные американских историков, утверждает, что российские авторы недооценили в своих трудах союзническую помощь22. Для разрешения спора о количественном выражении союзнической помощи СССР потребуется еще немало научных поисков и исследований. В исторических работах наибольшую известность получили походы западных конвоев. В то же время тихоокеанский канал движения грузов по ленд-лизу оставался в тени, и бытовало мнение о том, что основным путем их поставок были северные порты на западе СССР. Верт Н., в частности, пишет: «Помощь союзников доставлялась главным образом северными морскими конвоями под охраной королевского ВМФ»23. В работе Пузырева В.П., Скугарева В.Д., Басова А.В. и других авторов книги «Под флагом России: История зарождения и развития морского флота» приведены статистические данные, свидетельствующие о ведущей роли дальневосточного пути в перевозках импорта24. Паперно А.Х. привлекла интересные документы, воспоминания участников морских переходов из США в СССР, данные зарубежной печати, чтобы показать историю транспортировки грузов через Тихоокеанский бассейн25. Однако в изучении этого вопроса присутствует еще много скрытых моментов.

Всестороннее рассмотрение истории межгосударственных отношений в период Великой Отечественной войны требует обращения к событиям, изложенным не только в ракурсе отечественной, но и зарубежной историографии. Оно позволяет соотнести точки зрения авторов, сформировавшихся в различной культурно-национальной среде, а также пополнить собственную информацию новыми данными. Так, например, Дж. Ленсен в книге «Странный нейтралитет: Советско-японские отношения в течение второй мировой войны. 1941–1945» затронул важные аспекты внешней политики государств26. Автор, в частности, рассмотрел сложное переплетение интересов СССР, Японии и США в вопросе о создании военных авиационных баз на российском Дальнем Востоке в годы второй мировой войны. Его высказывания согласуются с мнением советских авторов о том, что США проявляли высокую заинтересованность в использовании советской территории в качестве плацдарма для американских военно-воздушных сил. Создание авиационной линии Аляска – Сибирь должно было послужить средством проникновения американцев на советский Дальний Восток27. Дж. Ленсен проливает свет на тот факт, что самолеты США, возвращавшиеся после бомбардировки Японии, неоднократно совершали вынужденные посадки на аэродромах российского Дальнего Востока28, и это вызывало напряженность в отношениях СССР и Японии. Дж. Ленсен, в конечном счете, подчеркнул, что американцы вынуждены были воевать с Японией до весны 1945 г. на большом расстоянии, потому что Советский Союз не пошел на уступки в вопросе о военных базах29.

Анализ историографии дает возможность сказать, что проблема развития транспорта российского Дальнего Востока и его значения в решении вопросов экономического и военного назначения не нашла полного освещения в исторической литературе. Не преодолены тенденциозность и гипотетичность в освещении ряда вопросов, касающихся итогов транспортного освоения Дальневосточного региона. Остались вне поля зрения исследователей и применения в сфере научного знания заслуживающие внимания, в силу своей информационной ценности, новые архивные источники. В связи с этим в представленной вниманию читателей книге на базе опубликованных и вновь вводимых в научный оборот материалов рассматривается процесс перестройки и развития производства в регионе; показаны те изменения, которые претерпели пути сообщения, транспортные средства и организации водного и наземного сообщения; обобщаются итоги работы транспортных предприятий на территории российского Дальнего Востока и за его пределами в период Великой Отечественной войны.

Сноски и примечания

1 Глускин И.Н. Подвиг трудящихся Камчатки в годы Великой Отечественной войны. – Петропавловск-Камчатский: Книжная редакция «Камчатской правды», 1959; Кононов В.С. Амурцы в борьбе против фашизма // Боевые традиции дальневосточников: Сб. ст. – Благовещенск: Дальневост. высш. общевойск. командное училище, 1967; Бевз С.С., Бокань И.К., Гоголев Н.А. и др. Дальневосточники в Великой Отечественной войне. Очерки. – Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1973 и др.

2 Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. – М.: Наука, 1973. С. 65.

3 Песков В.М. Военная политика СССР на Дальнем Востоке в 30-е годы ХХ века. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000; Ткачева Г.А. Мобилизация ресурсов Дальневосточного региона на нужды обороны в 1941–1945 гг. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2002. Вып. 3. – С. 242–246; Медведева Л.М. Развитие оборонного потенциала дальневосточной экономики (1941–1945 гг.) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. Вып. 5. С. 91–97.

4 G. Bienstock. The Struggle for the Pacific. – Port Washington, N.Y. / London: KENNIKAT PRESS, 1970.

5 Там же. Р. 218, 221.

6 Там же. Р. 44, 45.

7 Вада Х. Россия как проблема всемирной истории // Избр. тр. – М.: АИРОХХ, 1999.

8 Там же. С. 167–170, 176.

9 Кац Л.З. Транспорт и рационализация экономических связей в новой пятилетке. – М.: Экономика, 1967; Куманев Г.А. На службе фронта и тыла: Железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938–1945. – М.: Наука, 1976; Вайнер Б.А., Малахов Н.Н., Буковецкий П.М. История советского морского транспорта: В 2 т. ЦБНТИ ММФ, 1979. Т. 1. 1917–1945. Вып. 4. Развитие морского транспорта в период победы социализма и упрочения социалистического общества (1933–июнь 1941 г.); Вайнер Б.А., Чистяков Г.А. История советского морского транспорта: В 2 т. ЦБНТИ ММФ, 1979. Т. 1. 1917–1945. Вып. 5. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.); Залужская Д.В. Транссибирская магистраль: (ее прошлое и настоящее). – М.: Мысль, 1980; Громов Н.Н. Бурханов В.Ф., Чудновский А.Д. Транспортное обслуживание северных районов СССР. – М.: Транспорт, 1982; Баев С.М., Вайнер Б.А., Грузинов В.П. и др. Морской транспорт СССР (к 60-летию отрасли). – М.: Транспорт, 1984; Бутин И.А., Калинин Н.Г., Мокров В.С. Транспортный комплекс социалистической экономики. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984; Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. – М.: Наука, 1985; Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. – М.: Знание, 1986; Жуков Е.А. Транспортный комплекс в структуре народного хозяйства. – М.: Наука, 1990; Зотов Д.К., Ушаков С.С. Проблемы развития транспорта СССР. – М.: Транспорт, 1990; Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. – М.: Транспорт, 1993; Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. – М.: ИЛБИ, 1993, Ч; 1. 1994. Ч. 2; Пузырев В.П., Скугарев В.Д., Басов А.В. и др. Под флагом России: История зарождения и развития морского флота. – М.: Согласие, 1995; Конталев В.А. Отечественный торговый флот в период с 1946 по 1985 гг.: история развития; техническая политика. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000 и др.

10 Вострикова А.А. Владивостокские железнодорожники и портовики в годы Великой Отечественной войны Советского Союза // Учен. зап. Дальневосточный гос. ун-т. – Владивосток, 1957. Вып. I. С. 19–32; Споткай И.И. Роль воздушного транспорта в перевозках Дальнего Востока (Доклад на секции транспорта конференции по развитию производительных сил Дальнего Востока). – М., 1961; Даниленко В. Крылья Дальнего Востока. – Хабаровск: Хаб. кн. изд-во, 1972; Бянкин В.П. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке (1860–1925 гг.). – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1979; Проскурякова А.Г. Особенности и тенденции формирования и развития регионального транспорта Дальнего Востока // Региональные экономические проблемы развития транспортной системы Дальнего Востока. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1982. С. 9–19; Алтунин Е.В. Очерки истории гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока (1923–1945). – Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1990.

11 История Дальневосточного пароходства (Очерк). – М.: Морской транспорт. 1962; Дальневосточное морское пароходство. 1880–1980. – Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1980; Сквирский Б.Д. и Копылов А.В. Владивостокский морской торговый порт. – Владивосток: Уссури, 1997.

12 Алтунин Е.В. Очерки истории...

13 Алтунин Е.В. Воздушная трасса Красноярск–Уэлькаль (Из истории строительства) // Краеведческие записки. Вып. 15. – Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1988. С. 75–85.

14 Медведева Л.М. Развитие транспорта на Сахалине (конец ХIХ 60-е годы ХХ века). Исторический очерк. – Южно-Сахалинск: Сахалинская обл. типогр., 1994; Ковальчук М.А. История транспорта Дальнего Востока России (вторая половина XIX в. – июнь 1941 г.): В 2 кн. – Хабаровск: Упр-е ДВЖД; Приамурское геогр. общ-во, ХГТУ, 1997; Медведева Л.М. Восстановление и развитие транспорта на Дальнем Востоке России в 20-е–30-е годы ХХ века // Россия и АТР. 1997. No 1. С. 15–29; Костанов А.И. Самая восточная дорога России: Очерки истории Сахалинской железной дороги. – М.: Транспорт, 1997; Зеленцов В.В. Морской транспорт России и Дальнего Востока страны в условиях рыночных реформ. – Владивосток: ДВГМА, 1998; Медведева Л.М. Владивостокский порт в 20-е годы ХХ века // Россия и АТР. 2000. No 3. С. 83–88; Путь к Тихому океану: Владивостокское отделение ДВЖД – 55 лет. – Владивосток: Проект Дальневосточного представительства «Парламентской газеты», 2001; Медведева Л.М. Дальневосточный транспорт в годы второй мировой войны // Россия и АТР. 2002. No 3. С. 49–56; Медведева Л.М. Развитие транспорта и его роль в освоении Дальнего Востока СССР (20-е–30-е годы ХХ века). – Владивосток: Дальнаука, 2002; Ткачева Г.А. Транспортное обеспечение военно-промышленного комплекса Дальнего Востока в 1941-1945 гг. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Кн. 5. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. С. 97–102.

15 Еланцева О.П. Кто и как строил БАМ в 30-е годы // Отечественные архивы. 1992. No 5. С. 71–81; Медведева Л.М. Из истории сахалинских лагерей // Краеведческий бюллетень. 1992. No 2. С. 12–24; Еланцева О.П. БАМ: первое десятилетие // Отечественные архивы. 1994. No 6. С. 89–103; Еланцева О.П. Обреченная дорога: БАМ: 1932–1941. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994; Еланцева О.П. Строительство No 500 НКВД СССР: железная дорога Комсомольск – Советская Гавань (1930–40-е годы). – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1995; Комсомольская магистраль: Очерки, воспоминания, статьи. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1996; Ткачева Г.А. Принудительный труд в экономике Дальнего Востока России в 20-е–40-е годы // Краеведческий бюллетень. 1996. No 1. С. 97–157; Зуев В.Ф. В. Линия ВОЛК // Дальневосточное ожерелье. – Комсомольск-на-Амуре: Приамурское геогр. общ-во, 1997. С. 58–86; Зуев В.Ф. Первопроходцы восточных магистралей России. – Хабаровск: Частная коллекция, 2001 и др.

16 Лаврентьев А.В. Автомобильный транспорт на Дальнем Востоке России в 20-е–30-е годы ХХ в. // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2000. No 2. С. 70–81; Лаврентьев А.В. Автомобильный транспорт юга Дальнего Востока (40-60-е годы ХХ в.) // Исторический опыт освоения Дальнего Востока: Проблемы истории, социально-экономического и культурного развития. Вып. 3. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2000. С. 179–185; Лаврентьев А.В. Автомобильный транспорт юга Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2001. Вып 1. – С. 214–221.

17 Горев А.В., Исраэлян В.Л., Капица М.С. и др. История внешней политики СССР. 1917–1945 гг. Изд. пятое. Т. 1. – М.: Наука, 1986. С. 434–435.

18 Там же.

19 Кащеев Л.Б., Реминскй В.А. Автомобили ленд-лиза // Военно-исторический альманах «Авиация. Техника. Флот». Вып. I– Харьков, 1998; Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. – М.: ТЕРРА – Кн. клуб, 1998; Гаков В. Зеленая цена победы // Деньги. 2002. No 23. С. 53 и др.

20 Кащеев Л.Б., Реминскй В.А. Автомобили ленд-лиза... С. 11.

21 Гаков В. Зеленая цена победы... С. 56.

22 Верт Н. История советского государства. 1900–1991: Пер. с фр. – М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 278.

23 Там же. С. 273.

24 Скугарев В.Д., Басов А.В. и др. Под флагом России...

25 Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. – М.: ТЕРРА – Кн. клуб, 1998.

26 G.F. Lensen The Strange Neutrality: Soviet-Japanese Relations during the Second World War. 1941–1945. – Tallahassee, Florida: The Diplomatic Press, 1972.

27 Там же. С. 49.

28 Там же. С. 41, 46–48.

29 Там же. С. 51, 52.

Контакты для приобретения книги:

  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.