Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Стратегические интересы России в АТР: синергетический и информационно-имиджевый факторы в вопросах военной и экономической интеграции

Самойленко П. Ю.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Текущая ситуация в Северо-Восточной Азии и Азиатско­Тихоокеанском регионе всё более остро ставит на повестку дня вопрос о необходимости усиления позиций России в этой части мира. Необходи­мость усиления диктуется постепенно усиливающимися противоречия­ми в рамках отношений в регионе по линии США-Китай, Китай-Япония, сохраняющейся напряжённостью на Корейском полуострове. Стратегические интересы России в АТР можно объединить в не­сколько основных групп:
Военно-политические – постоянное присутствие военно-морских сил в Тихом и Индийском океанах с целью защиты национальных инте­ресов, в том числе морских коммуникаций и торговых путей;
Экономические – превращение Дальневосточного федерального округа в регион опережающего развития и отработка внешнеэкономиче­ских связей со странами АТР, существенное увеличение торгового оборота с упором на готовую продукцию и постепенное уменьшение сырьевого экспорта (выделена в качестве одного из приоритетов в Послании Пре­зидента РФ Федеральному Собранию на 2013 год) [8, с..2-3].

Очевидно, что в условиях продолжающейся экономической рецес­сии России достаточно трудно добиться качественного наращивания своего военного присутствия в регионе, особенно в части организации постоянно присутствия в Тихом океане соединений надводных и подво­дных кораблей. Основой морских сил на Дальнем Востоке на сегодняш­ний день остаются стратегические и многоцелевые атомные подводные лодки, несущие дежурство в океане и ориентированные на выполнение задач «ядерного сдерживания», возможности надводных оперативно­тактических соединений остаются ограниченными.

Надводные силы относительно немногочисленны (представлены крупными кораблями Тихоокеанского флота (кораблями, оснащённы­ми управляемым ракетным оружием – УРО) – гвардейский ракетный крейсер ГРК «Варяг», большими противолодочными кораблями (БПК) (по классификации НАТО – лёгкими ракетными крейсерами), эскадрен­ными миноносцами, малыми противолодочными кораблями, которые находятся либо в одиночном плавании, либо ходят в походы попарно, но основное время находятся в базах [11]. Одной из форм боевой учёбы в последнее время являются походы БПК ТОФ в Индийский океан и эскортирование караванов торговых судов в районах действия пиратов в западной части Индийского океана – возле так называемого Африкан­ского рога, что имеет не только прикладные военные и экономические цели, но и, безусловно, позитивно влияет на информационную состав­ляющую – создаёт позитивный имидж России как государства, активно участвующего в антипиратских операциях.

Основой международных учений в АТР, в которых принимает уча­стие Россия (в основном совместно с КНР, Индией и Республикой Корея) является отработка тактических задач по борьбе с пиратством и отраже­ние условных локальных морских угроз террористической направлен­ности.

Существенного пополнения российского флота в ближайшее время не прогнозируется. Планируется, что будут введены в строй вертолёто­носцы типа «Мистраль» французской постройки [5, с..6] (хотя и этот про­ект оказался под вопросом в связи с введением Западом санкций против России из-за ситуации с Украиной) и корветы российской постройки «Со­вершенный» и «Громкий» (проект 20380) (ныне достраиваются на Амур­ском судостроительном заводе) [10, с..15]. Очевидно, что эти корабли не могут быть основой для серьёзных морских соединений постоянного ба­зирования и способны выполнять только тактические задачи, причём вблизи собственных берегов в условиях соответствующей поддержки с воздуха авиацией флота с приморских аэродромов.

Необходимо отметить, что на уровне российского Министерства обо­роны осознаётся необходимость модернизации морских сил, в том числе и на Дальнем Востоке России, свидетельством чему явился визит ми­нистра обороны Сергея Шойгу в Приморский край в феврале 2014 года и обсуждение проблем строительства новых военных кораблей на мощ­ностях Объединённой судостроительной корпорации и завода «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края и на Амурском судостроительном заводе в Хабаровске.

На фоне постепенного увеличения состава и обновления флота ВМС Китая, Республики Корея, Японии и Индии в последние годы по­добное положение дел представляется для России негативным трендом [9].

Вместе с тем, помимо непосредственно военно-политических за­дач морские силы большинства развитых государств всегда выполняют функцию защиты собственных морских коммуникаций в океане, в том числе морских торговых путей, а также и имиджевые функции по под­держанию «эффекта присутствия» своих государств в тех или иных ак­ваториях.

И если посмотреть на проблему с этой стороны, то становится очевидной линейная зависимость развития международного эконо­мического сотрудничества России со странами АТР и решение военно­политических задач нашей страны в регионе, их взаимосвязь и синер­гетическое влияние на успешность российской политики в ныне самом динамично развивающемся регионе мира [2, с..3].

В настоящее время основными морскими коммуникациями, свя­зывающими порты российского Дальнего Востока со странами АТР, являются морские контейнерные сервисы, а также перевозка навалоч­ных грузов (уголь, лес, руда) специализированными судами (балкеры, лесовозы). При этом общий объём перевозок важных для России грузов морским транспортом в АТР относительно невелик, в настоящее время мощности крупнейших российских дальневосточных портов – Находки, Восточного, Владивостока – загружены лишь частично [1, C.15].

История показывает, что основу современных морских коммуника­ций представляют два вида морских торговых перевозок – линейные (то есть постоянные между двумя-тремя портами в пределах океана) кон­тейнерные перевозки крупнотоннажными судами-контейнеровозами, а также перевозки углеводородов танкерами, танкерами-химовозами, а кроме того специализированными судами-газовозами. Именно подоб­ные устойчивые морские линии находятся в орбите интересов большин­ства развитых стран, а также служат объектом посягательства пиратов и потенциально подвержены террористическим атакам.

За примерами далеко ходить не нужно – это Африканский рог, че­рез который пролегают кратчайшие торговые пути из Европы в Азию и идут преимущественно суда-сухогрузы и танкеры среднего водоизмеще­ния (именно крупное судно-контейнеровоз является объектом пиратской атаки в вышедшем в 2013 году на экраны американском боевике «Капи­тан Филипс» с Томом Хэнксом в главной роли, и реалистичность сюжета признаёт большинство специалистов по безопасности на море – Прим. авт.), а также Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом на выходе в Индийский океан, через который идут супертанкеры с сырой нефтью от месторождений Ближнего Востока и проходит около 40% мирового экспорта нефти по морю.

Когда в 2013 году Иран объявил о возможности блокирования про­лива силами своих ВМС и плавсредствами «корпуса стражей Исламской революции», то это немедленно всколыхнуло США, Китай и Европу, по­скольку под угрозу были поставлены перевозки нефти в эти регионы и их экономика. Именно стратегические проблемы в западной Азии и на Ближнем Востоке побуждают в последние годы Китай всё больше рас­сматривать возможность поставок нефти марки Brent от российских ме­сторождений через порты Дальнего Востока [4, с..23-24].

Соответственно, для России толчком к развитию своих ВМС будет создание подобных линейных морских торговых коммуникаций в Тихом и Индийском океане через морские порты Дальнего Востока, противо­действие возможным угрозам пиратства и терроризма, обеспечение на­циональных интересов в области информационной безопасности через создание устойчивого имиджа России как морской державы.

Исходя из существующей конфигурации экономических интересов и логистических коммуникаций в АТР, интересы России будут концен­трироваться в двух стратегических транспортных направлениях:
– контейнерные перевозки через порты Дальнего Востока и по Транссибу из АТР в Европу и обратно (так называемый «евро-азиатский транспортный мост»). Возможность развития контейнерных перевозок возрастает в случае развития на российском Дальнем Востоке конкурен­тоспособных производств по изготовлению конечных продуктов, ориен­тированных на экспорт;
– перевозки углеводородов (нефть, газ) от российских месторожде­ний в Сибири через порты Дальнего Востока в АТР. Значимость этих коммуникаций постоянно возрастает, в особенности на фоне медленного продвижения проекта строительства газопровода и нефтепровода из Рос­сии в Китай [7, с..25], который является крупнейшим экспортёром рос­сийского «чёрного золота». Дополнительным фактором являются проек­ты строительства нефтеперегонного завода под Находкой (ОАО «ВНКХ») [6, с..10] и завода по сжижению газа в Хасанском районе Приморского края (СПГ-Владивосток) [3, с..15].

Проект Евро-азиатского транспортного коридора существует с кон­ца 80-х годов. Его главное конкурентное преимущество – скорость до­ставки грузов в 8-10 дней в Европу из АТР против доставки морем дли­тельностью 15-20 суток через Индийский океан, Красное море и Суэцкий канал. Значимость этого проекта возрастает сегодня благодаря пират­ским угрозам в районе побережья Сомали. Вместе с тем, проект имеет ряд нюансов, нуждающихся в доработке. В его пользу в настоящее время играет проект расширения БАМа и модернизации отдельных участков Транссиба.

Необходимо отдельно отметить, что предпосылки для создания двух вышеупомянутых логистических торговых схем уже созданы. Так, в Сахалинской области уже построены нефтепровод и газопровод от ме­сторождений в северной части острова (район города Охи) к порту При­городное на юге, где природный газ грузится в специализированные суда-газовозы и экспортируется в страны Северо-Восточной Азии, пре­жде всего в Японию.

К портам Приморского края подведены нефтепровод и газопровод (проект ВСТО-2 «Восточная Сибирь-Тихий океан»). Планируется созда­ние инфраструктуры по производству конечных углеводородных про­дуктов – проекты «Восточная нефтехимическая компания» – нефтепе­регонный завод (НПЗ) в районе Находки, а также завод по сжижению газа в южной части Приморья (СПГ-Владивосток). Указанные проекты предполагается реализовывать в 2014 – 2018 годах. После их создания и запуска экспорт газа, нефти, а также нефтепродуктов с Дальнего Восто­ка России в страны АТР возрастёт в разы. При этом торговые пути будут проходить через уже сформировавшиеся узловые точки напряжённости в Тихом океане – в Южно-Китайском море, в районе Кореи, а также в вос­точной части Индийского океана. Без соответствующей военно-морской поддержки Россия не сможет обеспечить стабильность и неуязвимость этих морских коммуникаций, поддержать как минимум информацион­ный эффект адекватного военного присутствия в регионе.

Исходя из мирового опыта, морские силы, ориентированные на охрану морских торговых коммуникаций, должны формироваться на основе небольших групп надводных кораблей среднего водоизмещения. Основными требованиями к ним должна быть высокая мореходность, определённая автономность плавания (до 60 суток), а также способность отражать локальные военные угрозы как с моря, так и с воздуха. Такие суда класса корветов и фрегатов могут оснащаться управляемым ракет­ным оружием (УРО), и, соответственно, участвовать на морском театре военных действий против как военных кораблей и авиации, так и про­тив менее значимых угроз, к примеру, пиратских катеров и шхун.

Необходимо отметить, что модернизация российского флота на Ти­хом океане в таком формате позволит также создать условия для уве­личения российского присутствия в проблемных субрегионах АТР – к примеру, в зоне столкновения интересов Японии и Китая возле островов Сенкаку – в качестве «третьей силы».

Таким образом, будут созданы условия, при которых к стратеги­ческой составляющей Тихоокеанского флота добавится и современный надводный флот «двойного» назначения – как непосредственно военно­го, так и «заточенного» под отражение прочих угроз – прежде всего тер­роризма и пиратства.

Необходимо отметить также и то, что подобные корабли создают условный щит инфраструктуре вблизи российских берегов – к примеру, повышают антитеррористическую защищённость нефтяных и газовых месторождений на прибрежном шельфе во взаимодействии с силами морской пограничной охраны.

Таким образом, модернизация российского военного флота с упором на создание современных надводных кораблей среднего водоизмещения, в том числе кораблей УРО (которые сегодня практически отсутствуют на Тихоокеанском флоте в боеспособном состоянии (фрегатам и корветам в классификации НАТО в российском флоте максимально приближённо соответствуют малые противолодочные корабли (МПК) и сторожевые ко­рабли (СКРы), которые будут способны эффективно действовать в океа­не небольшими соединениями, позволит усилить антитеррористические аспекты, борьбу с пиратством, а также добиться адекватного увеличения постоянного российского военного присутствия в регионе.

Если такая модернизация будет идти параллельно с развитием международных экономических проектов России, ориентированных на страны АТР, то эти процессы окажутся взаимосвязанными и позволят добиться так называемого синергетического эффекта: военная состав­ляющая будет развиваться за счёт увеличения бюджета, в котором воз­растут поступления от проектов освоения Дальнего Востока России, и, в свою очередь, модернизация военно-морского флота позволит обеспе­чить экономическое продвижение России на рынки АТР и увеличить её постоянное военное присутствие на Тихом океане в стратегических на­циональных интересах.

Немаловажным будет и информационный фактор – расширение экономического сотрудничества России со странами АТР при параллель­ном развитии военно-морской составляющей позволит повысить автори­тет страны в регионе и её восприятие как мировой державы, имеющей сильную тихоокеанскую военно-политическую и экономическую состав­ляющую.

Литература

1. Восточный узел готов к развитию // Золотой Рог. 2014. № 6. С. 15.

2. Владимир Путин занялся дальневосточным урегулированием //Коммерсант. 2014. С. 3.

3. Газпромбанк поддержит Владивосток-СПГ// Золотой Рог. 2014. № 10. С. 15.

4. Геворкян Н.Г. Особенности и перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и интересы России: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 : Москва, 2004. 180 c.

5. «Мистрали» поставят к стенке // Золотой Рог. 2014. № 6. С. 6.

6. Нефтеперерабатывающий комплекс в Приморье разместится на територии опережющего развития // Конкурент. 2014. № 9. С. 10.

7. Проворная И.В., Эдер Л.В. Трубопроводный транспорт углеводородов в странах Восточной Евразии и Тихоокеанского кольца: возможности для России // АТР – экономика, политика, право. 2012. № 2.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.