|
Наумов Ю. А.
Это ознакомительная текстовая версия,
Возникновение и развитие крупнейшего на Дальнем Востоке города-порта Находка неразрывно связано с географическими открытиями, научными исследованиями, природными, экологическими и историческими условиями развития Дальневосточного региона, геостратегическим значением Находки для всей страны. Анализ публикаций по данному вопросу [14; 17; 18 и др.] показывает, что их авторы акцентировали своё внимание на экономической составляющей, но очень мало – на социальной, вовсе оставляя без внимания экологические проблемы. Согласно археологическим материалам, ещё в неолите на побережье заливов Америка и Восток существовали многочисленные поселения [13]. А.П. Окладников и А.П. Деревянко [22] в своей работе со ссылкой на исследования Ф.Ф. Буссе и П.А. Кропоткина указывают, что племена мохэ-илоу и сушени имели поселения на берегу бухты Находка ещё в V-VI веках, занимаясь добычей биоресурсов и земледелием. Само открытие залива Находка (ранее Америка) связано с исследованиями русскими моряками берегов Приморья: в 1859 году в этом заливе была открыта бухта Находка при его посещении пароходо-корветом «Америка», в 1860 году в нём обнаруживается бухта Врангеля, а в 1861 году открыт расположенный рядом залив Восток. В 1864 году в заливе Америка на мысе Астафьева основывается военный гидрографический пост. Первое упоминание о деревне Находка относится к 1864 году [14]. В связи с этим дату основания Находки следовало бы, как и предлагают наши краеведы, вести, по аналогии с Владивостоком, со времени основания военного поста, то есть с 1864 года, а не с 1950 года. Следует напомнить, что при выборе главного восточного форпоста России рассматривались три варианта его местоположения: бухта Золотой Рог, бухта Находка, залив Посьета. Как известно выбор пал на Золотой Рог, что и обусловило бурное развитие Владивостока по сравнению со всеми другими населёнными пунктами Приморья. 13 ноября 1867 года напротив мыса Астафьева под управлением Сибирского удельного ведомства образована торговая фактория – поселение, образованное иностранными (чаще всего европейскими) купцами на территории другого государства или колонии. Переселенцы из Финляндии численностью около 100 человек прибыли на пароходе «Находка» в 1869 году. В июне 1869 года землемером Шишкиным был составлен план застройки фактории. В посёлке появились: первая пока деревянная пристань, первые предприятия – мельница и лесопильный завод, а также 15 магазинов, баня, склады, кузница. Но в апреле 1870 года пароход «Находка» затонул и фактория лишилась регулярного морского сообщения. Последствия этой аварии негативно сказались на развитии Находки: гражданское население перебралось на реку Амба и во Владивосток, а фактория почти обезлюдела, так как здесь осталось жить всего несколько семей. В 1886 году на берегах бухты Гайдамак в зал. Восток русский китобой А.Г. Дедымов организовал базу для судов, построил салотопенный завод и стал заниматься добычей и переработкой китов до 1891 года, когда во время шторма погиб вместе с командой своего корабля. В 1895 году граф Кайзенберг организовал в этих местах крупное китобойное товарищество. Если до 1891г. было добыто 85 китов, то к 1896 г. уже 785 [4]. После разделки на нём китов их жир и ус поставлялись в Японию, Англию и Францию [16]. В 1890-е гг. на месте нынешней улицы Ленинской разместился хутор Эккермана: продукция, выращиваемая на здешних огородах, отправлялась на рынки Владивостока и Сучана. На мысе Астафьева был построен рыбоконсервный завод Лисунова, на нём изготавливалась продукция из крабов и креветок. На месте Морвокзала появилось рыболовецкое хозяйство Юзефа Саклина. К концу XIX века здесь выращивали зерновые культуры и овощи, занимались лесозаготовкой, пчеловодством и производством молока. В начале 1890-х гг. была протянута грунтовая дорога для езды на конных повозках из Шкотово во Владимиро-Александровское, затем до Сучана, откуда доставлялся уголь в б. Находка на корабли российского военно-морского флота (рис. 1.). Уже в самом начале XX века обозначилась необходимость возведения в бухте Находка полноценных причалов, способных вмещать значительные по объёмам грузы. Так, в 1904 году с началом русско-японской войны из Сучана, где с 1888 года добывался уголь, подводами на лёд бухты Находка было доставлено 8 тыс. т угля. Но корабль за ним так и не пришёл, а по весне весь уголь с таянием льда провалился на дно. Эта негативная экологическая ситуация для морской среды 1-й признак вступления Находки в эпоху техногенной цивилизации. Транспортная проблема было острой уже с первых шагов становления Находки. Ещё в 1890 году командующий Тихоокеанской эскадры вице-адмирал Н.П. Назимов доносил царю о необходимости устроить железнодорожный путь от шахт Сучана до бухты Находка. В связи с этим уже в 1892 году Министерством путей сообщения было отдано распоряжение о начале изыскательских работ по прокладке Сучанской узкоколейки. Главной её задачей было снабжение углём военных судов. И всё-таки в 1907 году уголь Сучана пошёл не в сторону Находки, а во Владивосток. План транспортировки угля из Сучана в Находку неоднократно отодвигался на более поздние сроки, и вернулись к нему только в 1929 году. Транссиб уже давно успешно действовал, а первый участок железной дороги Кангауз (Сучан) – Лацис (Находка) Сучанской ветки был принят во временную эксплуатацию только 1 января 1936 года. Конечно же все эти события тормозили развитие Находки. Важный этап восстановления поселения в Находке – 1907 год, когда на берегах реки Каменка переселенцами из Черниговской губернии основана деревня Американка. В 1909 году в деревне проживало 239 человек. Местные жители занимались не только добычей морепродуктов и выращиванием сельхозпродукции: в 1907 году на полуострове Трудный работало 2 рудника по добыче золота. Трагедия Гражданской войны затронула и Находку, когда в 1919 год посёлок Американка и устье Сучана были обстреляны артиллерийскими орудиями с английского крейсера «Кент», а члены сельского совета Американки расстреляны его десантом из белогвардейцев. 1-2 декабря 1919 года произошло восстание военного гарнизона в Сучане против режима Колчака, гарнизон перешёл на сторону партизан. Власть интервентов длилась недолго: уже в апреле 1920 года партизаны оттеснили их к бухте Находка и заставили бежать на судах. Послевоенная разруха сказывалась тяжёлым положением населения, но уже в 1923 году в заливе Восток был организован рыбозавод «Тафуин» на мысе Пещурова. Он выпускал консервы из крабов. Вскоре на мысе Астафьева в бухте Находка возник ещё один крабовый завод. Уже в 30-х годах возникла сеть рыболовецких колхозов. В 20-е годы вновь обостряются агрессивные устремления Японии по отношению к окружающим её странам, особенно когда в 1927 г. к власти пришло правительство генерала Танаки. Сам Танака назвал свой курс «политикой крови и железа». В связи с этим советское правительство принимает решение об укрепление восточных рубежей СССР, включая побережье залива Америка. Здесь в 1938 – 1940 годах возводятся артиллерийские батареи. В 1931 году образован пограничный контрольно-пропускной пункт «Находка», а в 1932 году – погранотряд. В его функции входила охрана государственных границ. Это являлось весьма своевременным, так как здесь и в Приморье в целом процветали контрабанда, шпионаж, диверсии, а в прибрежных водах нагло занимались браконьерством японские суда. И хотя Владивосток остаётся главным военным форпостом СССР на Тихом океане, Находка приобретает статус военного порта. В 1934 году был издан Приказ о формировании здесь базы подводных лодок (рис. 2). Она дислоцировалась до 60-х годов. В районе бухты Козьмина были организованы базы торпедных катеров и гидросамолётов. Для обслуживания военных кораблей топливом с 1937 года к ним были прикреплены 2 танкера. Такая насыщенность залива дизельными судами обусловила начальную стадию его загрязнения нефтепродуктами. Строительство казарм и причалов выполняла военно-строительная организация. Наряду с этим строился ещё один Сучанский сектор обороны. В 1930-е гг. на берегу залива Находка появляются самостоятельные посёлки: Находка («Бухта Находка», «населённый пункт Находка»), Северный, Угольбаза, Падь Ободная, Рыбак. Люди в них занимались подсобным хозяйством и рыбной ловлей. К концу 30-х годов на побережье работали многочисленные рыбацкие колхозы. Но по-прежнему берег был плохо оборудован в транспортном отношении: заходившие в бухту Находка суда становились на якорь, а пассажиров и грузы доставляли на берег на шаландах, кунгасах и вёсельных лодках. В 1935 году это уже был портпункт преимущественно регионального значения, который включал пирс длиною 125 метров, складские помещения и подъездные железнодорожные пути. С причала производилась отгрузка угля сучанских шахт и генеральных грузов. На берегу размещались деревянные постройки конторы, столовой, бани, вокзала, таможни. Появилось и автономное электроснабжение, работающее на угле и керосине. С 1938 года портпункт получает более высокий статус: из приписного пункта Владивостокского торгового порта он становится самостоятельной организацией. Поворотным в судьбе Находки стал 1939 год, когда её посетила партийно-государственная комиссия во главе с секретарём Центрального комитета компартии А.А. Ждановым. Осмотрев берега и оценив по достоинству уникальность географического положения гавани, комиссия приняла историческое решение о строительстве в этом месте международного порта. «Управление исправительно-трудового лагеря и строительства № 213» (отделение системы ГУЛАГ) в бухте Находка было учреждено 14 декабря 1939 года. Из четырёх лагерей только в одном, самом большом, в 1937 – 1938 гг. насчитывалось около 70 тыс. заключённых [18]. В отдельные периоды здесь находилось до 100 тыс. человек. Заключённые использовались на самых трудных работах до 1958 года. Многие заключённые умирали от воспаления лёгких и инфекционных заболеваний. В 1940-е гг. одновременно с возведением торгового порта проводились взрывные работы скальной породы по прокладке участка городской магистрали, позднее получившей название Находкинский проспект. Ещё до войны в бухте Находка были построены судоремонтный, бетонный, кирпичный и лесопильные заводы, а также мехмастерские, нефтебаза, комплекс жилых и бытовых зданий, проложена автомобильная и железная дороги к мысу Астафьева. Последнее свидетельствует о становлении здесь автотранспортных перевозок. В 1940 году Находка получает статус рабочего посёлка. В 1944 году он выходит из Будёновского района с образованием Находкинского района. С началом Великой Отечественной войны экономический профиль Находки сохраняется, но заметно вырос объём снабжения углём судов, работающих по ленд-лизу. Ленд-лиз – это передача от США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, продовольствия и других товарах странам-союзникам по антигитлеровской коалиции. Эта помощь была не безвозмездна, так как за неё мы расплачивались золотом, платиной, хромовой и марганцевой рудами, пушниной, лесом и другими товарами. Этот факт свидетельство того, что Находка всё больше приобретает не только региональное, но и общесоюзное значение. Доставка грузов проходила в опасных условиях войны: наши гражданские суда подкарауливались вражескими подводными лодками, которые при малейшей возможности безжалостно их топили. Несмотря на это, героическими усилиями наших моряков транспортировка грузов к 1945 году возросла по сравнению с 1940 годом в 10 раз. Перевалка угля является в то время главным направлением в грузообороте работы портпункта, за ним следовали транспортировка морских биоресурсов, рабочей силы и снабжение северных районов ДВ. Главной экономической отраслью до конца войны оставалась рыбная. В связи с призывом многих мужчин на фронт, на остальных работников легла высокая нагрузка – 12-часовой рабочий день. Продукция отправлялась на фронт, госпитали, больницы. Рыбная ловля шла круглосуточно, но каждый выход в море был риском для жизни, так как в сети стали попадаться японские мины [17]. В 1946 году здесь были построены первые железобетонные причалы, а дноуглубительные работы позволяли подходить к ним крупнотоннажным судам. На самих причалах стали работать 10-тонные краны, что свидетельствовало уже о механизации грузопереработки. В 1947 году к новому причалу подошло первое иностранное судно из Дании, доставившее оборудование для дальнейшего строительства порта. В 1949 году налаживаются регулярные автопассажирские перевозки по посёлку. Сам посёлок напоминает огромную стройплощадку: его население за 10 лет (1940 – 1949 гг.) выросло с 2000 до 28 тыс. человек. Для сравнения отметим, что население Владивостока превышало 20 тыс. человек ещё в 1900 г. Столь активное продвижение Находки в своём техногенном развитие сказалось отрицательно на состоянии окружающей среды, что наглядно показала чрезвычайная ситуация со взрывом в 1946 году парохода «Дальстрой»: погибли десятки человек, а выброшенные в воздух 1800 т мазута проливались чёрным дождём на акваторию бухты Находка и её побережье в течение нескольких часов. Здесь же следует отметить у узкопрагматический подход при застройке некоторых участков города. Так, побережье между устьем Сучана и м. Шефнера с их уникальными пляжами и морской террасой было застроено различными складами и базами. Рекреационное значение этого участка даже не рассматривалось в условиях «казарменного социализма». 18 мая 1950 года является ещё одно важное вехой в становлении Находки: указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему посёлку Находка присвоен статус города [18]. 1950-е-1960-е годы – это период становления предприятий пищевой промышленности: мясокомбината, гормолокозавода, горпищекомбината и хлебокомбината. Для обработки судов с рыбопродукцией и отправки её потребителям по железной дороге в1950 году был организован самый первый Находкинский морской рыбный порт. 4 декабря 1950 года в новообразованном Рыбном порту Находки встало под погрузку первое судно – пароход «Луначарский». В начале 50-х годов почти одновременно возводятся Приморский, Находкинский и Гайдамакский судоремзоводы, предприятия по рыбопереработке и строительству. В 1954 году город получает устойчивое электроснабжение от Артёмовской ГРЭС. В 1956 году в здании бывшей гостиницы открывается Дальневосточное мореходное училище, из посёлка Преображение сюда переводится Управление активного рыболовства (ныне БАМР) вместе с рыболовными судами и плавбазой. 1 октября 1957 года начал свою работу Приморский судоремонтный завод, в котором производился ремонт всех типов судов рыбопромыслового флота. Таким образом, Находка как порт всё больше обрастает специализированной инженерно-технической инфраструктурой. В этом же году путём слияния двух трестов образован «Дальморгидрострой», который был призван решать задачи портового и гражданского строительства. В 1959 году появляется «Дальтехфлот» – структурное подразделение «Дальморгидростроя» по дноуглубительным работам, которое работало на всех портовых акваториях Дальнего Востока. С образованием этой организации Находка приобретает важную роль в портостроении ДВ. В 50-е годы Находка не только становится городом, но и выходит на новый качественный уровень как транспортный комплекс, всё больше приобретая международное значение. В отправляемых через порты грузах возрастает доля продукции машиностроения, а также технологического оборудования для строительства предприятий в ряде стран АТР. Первые побратимские отношение Находки были установлены с японским городом Майдзуру в 1961 году. Позднее такие же связи были установлены с японскими городами Отару и Цуруга, американскими Окленд и Беллингхем. Начинают формироваться и упрочиваться международные связи Находки, которая активно встраивается в процессы глобализации. Эти связи находят подтверждения и в работе портов: только в Находкинском морском торговом порту в 1960 году побывало 909 судов, из них зарубежных – 181. В 60-х годах в Находке «… начинает формироваться статус международного, единственного на дальневосточном побережье центра политического и социально-экономического взаимодействия со странами бассейна Тихого океана». [18, с..222]. В 1962 году открылась международная пассажирская линия Находка – Иокогама, была создана строительная организация Приморский судоремонтный завод (ПСРЗ) для возведения жилья рабочим завода. В это время всё население города составляло уже 70 тыс. человек. В 1963 году сданы в строй причалы следующего, уже второго Торгового порта на стороне мыса Астафьева. Здесь же вступили в строй новые причалы лесного комплекса. В 1965 году в Находке была открыта экспортно-импортная контора «Дальинторг», заведовавшая торговыми отношениями ДВ СССР с Японией, Австралией и КНДР. На экспорт шла продукция дальневосточных предприятий, в порядке встречных закупок импортировались товары широкого потребления (одежда, техника и другие). В 1966 году в посёлке Южно-Морской начал свою работу крупнейший в мире завод по производству агар-агара из морских бурых и красных водорослей. В 1967 году завершилась электрификация железнодорожного участка Угловая – Находка и на станцию Тихоокеанская прибыл первый электропоезд. В этом же году была сдана в эксплуатацию первая очередь Находкинской нефтебазы в бухте Новицкого, а к концу того же года в городе создаётся Управление нефтеналивного флота (ныне ПМП) в составе 38 танкеров, в задачу которых входило с помощью нового порта обеспечение региона и районов крайнего севера нефтепродуктами. В период 1960-х годов шло интенсивное строительство жилья и соцкультбыта. Эту задачу осуществлял Дальморгидрострой. Но бурное развитие города вызвало и некоторые диспропорции, которые выражались в кризисе его водоснабжения. Он разрешился в 1967 году со строительством нового водовода. Другим негативным моментом являлось сворачивание прибрежного рыбного лова, в связи с чем многие береговые промыслы бросались. Это было обусловлено стратегической переориентацией рыбной промышленности ДВ на океанический лов с помощью крупнотоннажного флота [8]. В связи с этим рыбохозяйственное значение залива Восток в экономике края снижается. 16 декабря 1970 года началось возведение уже четвёртого по счёту порта – Восточного, в апреле 1971 года его строительство было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Добровольцы съезжались со всех уголков СССР, что ещё больше способствовало формированию интернационального состава населения города. В ноябре 1973 года в новом порту для грузовых операций встало первое судно – пароход «Тикси». В 1975 году вступает в строй комплекс по переработке древесной щепы, оснащённый телеуправлением и самой современной установкой по переработке грузов. В 1976 году здесь заработал контейнерный терминал, способный транспортировать 70 тыс. контейнеров в год. 28 декабря 1978 года был сдан в эксплуатацию угольный комплекс Восточного порта. Уже в это время порты «Находка – Восточный образуют единый портовый комплекс в заливе Находка» [1,с..9]. Стремительный рост города обусловил необходимость создания крупной строительной базы, которой становится завод КПД-80, заложенный в 1971 году. Однако решая проблему обеспечения жителей жильём, завод породил проблему видеоэкологического облика города: его микрорайоны стали застраиваться однообразными в архитектурном плане, серыми и унылыми пятиэтажками. В 1972 году в порту Находка на базе танкерного подразделения Дальневосточного морского пароходства была организована новая судоходная компания – Приморское морское пароходство. Основной задачей пароходства являлось обеспечение перевозок нефтепродуктов для ДВ и Крайнего Севера, снабжение топливом судов рыбопромысловых экспедиций в Тихом и Индийском океанах. С 1973 года в Находке кроме судоремонта развивается судостроение: на НСРЗ строятся теплоходы и плашкоуты. 1972 год характеризуется ещё одним важным событием – становлением Находки как ещё одной, наряду с Владивостоком, научноисследовательской базы по изучению минеральных ресурсов Тихого океана. В соответствие с приказом министра геологии РСФСР, Сучанская геологоразведочная экспедиция, имеющая преимущественно континентальное направление работ, преобразуется в Тихоокеанскую морскую геологоразведочную экспедицию, целью которой являлось приоритетное развитие на первом этапе геологосъёмочных, поисковых и геологоразведочных, геоэкологических исследований на акваториях морей ДВ, а на втором этапе – в 80-90-х годах с организацией ОАО «Дальморгеология» ещё и поисковых работ на железо-марганцевые конкреции в центральной части Тихого океана. В 80-х – начале 90-х годов ОАО «Дальморгеология», оснащённое группой специализированных судов и плавучих буровых установок, становится самой мощной организацией научнопрактического направления с вышеуказанной специализацией на ДВ. В 80-х годах в Находке сформировался мощный экономический и социально-культурный потенциал, основой которого стал, прежде всего, крупный транспортный комплекс. С вводом его в эксплуатацию Находка обходит Владивосток по грузообороту и устойчиво занимает до настоящего времени 1-е место на ДВ среди всех портов. Один только Восточный порт в 1986 году переработал 7,8 млн.т. грузов и вышел на 1-ое место среди портов ДВ, а уже в 1989 году он стал крупнейшим портом Советского Союза, выйдя на новый рубеж грузооборота – 11,8 млн.т. Это достижение находится в тесной взаимосвязи с расширением железнодорожного узла, который получил стремительное развитие в сторону бухты Врангеля. В связи с этим мнение Р.В. Вахненко [1], что находящейся во Владивостоке «морской торговый порт является крупнейшим на Дальнем Востоке» (с. 19) является не аргументированным, ибо его грузооборот в этот период (конец 80-х – начало 90-х годов) максимально достигал 7,5 млн. т (1991 г.). Однако уже в это время проявляются признаки кризисных явлений не только в экономике города, но и всего региона. Это обстоятельно излагается со ссылками на различные источники в монографии к.и. наук Т.Г. Римской [26] на примере рыбной промышленности, тесно взаимодействующей с функционированием портов. Автор пишет, что даже в 70-е годы, когда наша рыбная промышленность достигла расцвета, её развитие происходило без каких-либо целостных концепций, а уже к середине 80-х годов стали проявляться признаки производственного кризиса: низкая степень механизации в обработке рыбы; высокий расход топлива у наших рыболовецких судов (в 3,9 раза выше, чем у иностранцев); недостаток холодильных мощностей; высокий процент изношенности флота. Всё это делало уже в то время работу многих промысловых судов и предприятий убыточными, а значит неконкурентоспособными на мировом рынке. К этому следует добавить и факт сворачивания деятельности хозяйств марикультуры в зал. Восток. До 1992 года Находка была единственным городом и портом на российском ДВ, открытым для посещения иностранцами; центром международного общения. Об этом свидетельствует такие цифры: Находку посещало от 100 до 150 тысяч туристов со всех концов мира и до 40 официальных иностранных делегаций. В город регулярно приезжали представители партии и правительства, известные деятели культуры. Население Находки в это время составляло 193,4 тыс. человек. С начала 90-х годов Находка, как и вся страна, вступает в период кризиса, который был связан с распадом СССР и ошибочным характером проводимых экономических реформ. Этот период совпал с началом попытки реализации концепции свободной экономической зоны «Находка» («СЭЗ – Находка»). По плану в неё входила территория города Находка и соседнего Партизанского района [24] с особым правовым режимом, на которой в 1990 – 2006 годах государство планировало ввести льготный налоговый и таможенный режимы для развития международных экономических отношений в пределах территории, а также инвестировало кредитные средства на реализацию инфраструктурных проектов. Идея СЭЗ была новой для России и могла бы стать мощным рычагом рыночной экономики, как показал опыт многих стран. Полагалось, что она станет эффективным инструментом для создания импортозамещающих производств, модернизации и увеличения экспорта. В это же время под эту идею происходит увеличение площади Находки: если в 1950 году она составляла 233 км2, то в 1995 году уже 326 км2. В июне 1990 года в Советском Союзе [27] была утверждена концепция перехода страны к рыночной экономике, а 24 октября 1990 г. Верховный Совет России [2] принял Постановление о создании первой в СССР свободной экономической зоны [23] «Находка». Согласно постановлению, СЭЗ создавалась в целях развития экономического сотрудничества с зарубежными странами, привлечения иностранного капитала, увеличения экспортных возможностей дальневосточного региона, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике, с предоставлением льготного налогового и таможенного режимов. В этом же году был создан Административный комитет СЭЗ, учредителями которого выступили администрации города Находки и Партизанского района. Вскоре были полностью готовы энергетические проекты СЭЗ: 2 электростанции мощностью 40 Мвт и 280 Мвт, ветроэлектростанция. Технико-экономическое обоснование строительства ГРЭС [5] мощностью 280 Мвт было выполнено на средства гранта японским консалтинговым институтом JCI. Для реализации проекта в 1993 году было создано предприятие «СЭЗ-Энергия». Стоимость строительства оценивалось в $545 млн. Был подготовлен проект строительства 33-этажного делового центра в районе гостиницы «Находка». С 1990 по 1997 годы государство выделяло свободной экономической зоне [23] «Находка» кредиты на сумму 464,5 млн рублей, большая часть которых была потрачена на строительство инфраструктуры СЭЗ: развитие систем водоснабжения, теплоснабжения, энергетики, транспортной системы, связи, гостиниц. Было создано 118 совместных предприятий с общим капиталом более 80 млн. долларов [9]. Всего привлечено инвестиций в объёме около $ 220 млн, на стадии рассмотрения находились проекты с инвестициями [12] более $ 300 млн. Европейский банк реконструкции и развития [10] предоставил СЭЗ «Находка» грант в 168 тысяч ЭКЮ [30] для проведения экспертиз и консультаций, связанных с дальнейшим развитием СЭЗ. Крупнейшие проекты: Российско-американский технопарк [28],Российско-корейский технопарк, Аэропорт «Находка» [21], Нефтеналивной порт в порту Восточном, ТЭЦ. 17 августа 1998 году произошёл дефолт [7] и Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств. Половина предприятий СЭЗ, в которые были вложены государственные инвестиции, не выдержала кризис и обанкротилась. Свободные экономические зоны в России были объявлены убыточными, их финансирование прекращено. В отсутствии налоговых и таможенных льгот (таможенные льготы действовали в течение 11 месяцев – до принятия Закона «О таможенном тарифе» в 1993 году, упразднившего льготы), не удалось привлечь иностранных инвесторов для реализации крупных проектов СЭЗ. Красноречиво об этом выразился председатель административного комитета СЭЗ в 1998 году Николай Фёдоров: «Свободной экономической зоны в Находке нет и никогда не было». По мнению специалистов [3], крах с созданием СЭЗ в России и в частности в Находке был закономерен в силу ряда причин: 1) за более чем 10 лет так и не был принят закон о СЭЗ в РФ и соответствующий ему пакет подзаконных актов, что приводило к бойкоту СЭЗ министерствами и ведомствами, призванными обеспечить её работу; 2) были нарушены основные принципы организации СЭЗ – слишком значительные территории (районы) получали данный статус, то есть задача развития производства, услуг и привлечения в них инвестиций подменялась задачей выживания территорий в сложных условиях; 3) неблагоприятная социально-экономическая ситуация (крушение старых производственных форм и связей, гиперинфляция, резкое падение производства, коррупция и высокая криминогенность). Но краху СЭЗ способствовали и внутренние причины, связанные с нарушением законодательства и финансовыми злоупотреблениями. Так, согласно заявлению председателя Думы Приморского края С.А. Дудника [15], из средств СЭЗ в бюджет края администрацией губернатора было взято 22,7 млрд. рублей. Кроме того банк «Находка» отправил 50 млрд. рублей из средств СЭЗ в неизвестном направлении, после чего обанкротился. Накануне дефолта в июле 1998 года в аэропорту «Находка» [21]произвёл посадку первый и последний пассажирский самолёт, выполнявший технический рейс Хабаровск – Находка [20, 29]. В 2006 году Постановление о создании свободной экономической зоны «Находка» утратило силу, СЭЗ «Находка» прекратила своё существование. Крах в реализации концепции «СЭЗ – Находка», банкротство ряда крупных предприятий города и 90-е годы в целом, ряд экспертов называют временем упущенных возможностей. В Находке по существу исчезают такие предприятия как КПД-80, швейная фабрика, гормолокозавод, горпищекомбинат, завод по производству агар-агара, сворачиваются исследования океана и ДВ морей, падают объёмы судоремонта. Как следствие, фиксируется рост таких негативных явлений, как безработица, преступность, алкоголизация и наркотизация населения. Признаки кризисных процессов дают о себе знать и в начале XXI века, когда уже в 2012 году в связи с банкротством прекращает свою работу жестяно-баночная фабрика. Это явилось продолжением процесса разрушения диверсификации промышленности Находки. В связи с этим депутат городской думы Находка Л.В. Зеленов [11] делает неутешительное заключение: «Численность жителей нашего города ежегодно сокращается… Экономика города в упадке. Промышленные предприятия города снизили объёмы промышленного производства в 2-5 раз» (с. 6). В тоже время следует отметить противоречивость этого переходного этапа от социалистической плановой экономики к рыночным отношениям. Это выражается в бурной автомобилизации города, росте грузооборота морских портов и функционировании с 2009 года нового нефтепорта в бухте Козьмино. К последнему был подведён короткий отрезок нефтепровода, который в 2012 г. был состыкован с подошедшим сюда гигантским нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан». Так появился в Находке новый вид транспорта – трубопроводный. Высокая транспортная нагрузка на морскую акваторию в результате функционирования семи портов обусловило напряжённую экологическую обстановку во всех природных компонентах [19]. За этот же период в Находке происходит становление ряда организаций высшего образования и определённое развитие сервисной сферы и туризма. Как проходили период ломки старой системы экономических отношений и становления рынка морские отрасли Находки можно увидеть на примере рыбной промышленности с началом этапа приватизации [26]. Так, только по Находкинскому БАМРу годовой улов рыбы за 19891991 гг. упал в 2,9 раза, а такое сокращение уловов вело и к сокращению флота: началось списание судов и их продажа, чтобы покрыть убытки предприятия. В результате приватизационных махинаций рыбное хозяйство стало самой криминальной отраслью в регионе, ряд предприятий оказался на грани банкротства, а их социальная сфера разрушена. Охватила приватизация и судоремонт, в результате чего, например, Приморский СРЗ был перепрофилирован в порт «Восточные ворота», а позднее в стивидорную компанию. Однако процесс приватизации имел и положительные моменты [26]. Так, в заливе Восток в посёлке ЮжноМорской была создана рыбопромышленная компания (РПК) «Посейдон», которая занялась не только рыболовством, но и строительством современных рыбацких судов: только за 1993 – 1997 гг. было построено 20 судов. Далее Т.Г. Римская [26] обоснованно делает выводы, что за период реформ структура управления рыбохозяйственным комплексом подвергалась неоднократным преобразованиям, в результате которых государство почти полностью утратило контроль за многими сторонами его деятельности: эта структура перестала соответствовать положительному мировому опыту, не учитывала и собственный исторический опыт, что поставило отрасль в зависимость от диктата иностранных компаний. В связи с этим приведём дополнительно ещё один пример: переход 45% акций Восточного Порта в руки одной из зарубежных компаний привёл к резкому повышению стоимости транспортировки контейнеров. Последнее вызвало переориентацию значительной части данного грузопотока на порты Китая. Это ударило по экономическим интересам не только Находки, но и России в целом. Здесь же следует отметить такой негативный факт: в настоящее время транспортное сотрудничество китайские партнёры ведут с южнокорейскими и японскими представителями без российских компаний [6]. Наиболее позитивный результат от приватизации продемонстрировало Приморское морское пароходство (ПМП), в чём немалая заслуга его квалифицированного менеджмента. ПМП акционировалось и провело приватизацию ещё в начале 90-х годов, причём его руководство с первых шагов сделало ставку на постройку крупных современных танкеров грузоподъёмностью 45-105 тыс. т для транспортировки сахалинской нефти. По словам генерального директора ПМП А. Кириличева [24] на совещании в Минморфлоте в 1992 г. «руководителям Российских судоходных компаний было открыто рекомендовано работать в оффшорных зонах». Согласно этой рекомендации министерства поступило и руководство ПМП, чем спасло свой флот от старения и обесценивания. Другое дело, что со временем «оффшоризация компаний» ударила по всей экономике России массовым вывозом капитала за границу. В настоящее время ПМП является одной из самых успешных транспортных компаний не только в России, но и в мире. Уже к 1998 г. ПМП получило 400 млн. долларов иностранных инвестиций, то есть больше, чем весь Приморский край. Стратегические и тактические ошибки реформ в переходный период сказались на демографических показателях: к 2013 г. население Находки уменьшилось до 159,3 тыс. человек, то есть уменьшилось по сравнению с пиком (1991 г.) на 34,1 тыс. человек. И всё-таки история этого периода показывает, что из всех отраслей города наибольшей устойчивостью обладала транспортная. К настоящему времени она на только окрепла при нынешнем грузообороте портов (66,9 млн.т в 2013 г. – 46% от всего объёма по ДВ), но и превратилась в универсальный и крупный транспортный комплекс, который по праву можно назвать мегакомплексом. Этот мегакомплекс включает следующие виды транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный. Анализ обобщённых данных показывает, что в истории становления Находки можно выделить ряд этапов со следующими характерными особенностями: Литература 1. Вахненко Р.В. Морские порты Япономорского региона (экономикогеографическая характеристика). Владивосток: Дальнаука, 1998. 132 с. 2. Верховный Совет России // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 3. Вихорева С.Ю. Проблемы развития идеи СЭЗ в России // Тезисы докладов Междунар.науч.-практ.конф. Наука – Техника – Технологии на рубеже 3-го тысячелетия. Находка: Институт технологии и бизнеса. 2001. С. 116-117. 4. Галлямова Л.И., Ковальчук М.А. Транспортное освоение Дальнего Востока во второй половине XIX – начале XX века. С. 110-121. 5. ГРЭС // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 6. Губин А.В. Китайский вызов для Приморского края: новое измерение // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2013. № 1. С. 27-34. 7. Дефолт // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 8. Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 г. Экологическая программа. Часть 2. – Владивосток: Дальнаука, 1993. – 301 с. 9. Доллар США // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 10. Европейский банк реконструкции и развития // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 11. Зеленов Л.В. Социально-экономические реформы города Находка в период с 1992 по 2013 годы // Мат-лы городской науч.-практ. конф. молодых исследователей города Находки: 20 лет социально-экономических реформ в России глазами молодых: Находка, изд-во ИТИБ, 2013. С. 6-9. 12. Инвестиции // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 13. История Дальнего Востока СССР с древнейших времен до XVII века. / Отв. ред. А.И. Крушанов. М.: Наука, 1989. Т.1. 370 с. 14. Касницкий Л. Находка. От деревни до города // Находкинский рабочий, № 105 от 22.07.2011. 15. Лукашенко В. Я за правду стоял, стою и стоять буду // Утро России, № 5455 от 26.03.1999. 16. Мандрик А.Т. Формирование и развитие рыбной промышленности на Дальнем Востоке России (XVII – XIX вв) // Хозяйственное освоение русского Дальнего Востока в эпоху капитализма. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 49-61. 17. Мельникова А. Марка Южморрыбфлота всегда на высоте // Находкинский рабочий, № 105 от 21.07.2010. 18. Меринов Ю.Н. Восточные ворота России. Материалы к истории города Находки. Владивосток, 2005. 248 с. 19. Наумов Ю.А. Экология Приморского края. Находка: Институт технологии и бизнеса, 2010. 206 с. 20. Находка // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 21. Находка (аэропорт) // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 22. Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Дальневост. книжн. изд-во. Владивосток, 1973. 438 с. 23. Особая экономическая зона // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 24. Островская Н. Плюс коэффициент ответственности // Утро России от 13.03.1999. 25. Партизанский район // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 26. Римская Т.Г. Развитие рыбной промышленности Дальнего Востока в условиях рыночных реформ (середина 1980-х – 2004 гг.). Владивосток: Дальнаука, 2004. 142 с. 27. Cоюз Советских Социалистических Республик // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 28. Технопарк // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 29. Хабаровск // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.). 30. Экю // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki (дата обращения: 20.05.2014 г.).
|