|
Это ознакомительная текстовая версия, Тематическая рубрика «Морское измерение АзиатскоТихоокеанского региона» посвящена обсуждению проблем и возможностей, которые даёт уникальное геоэкономическое и геостратегическое положение региона. АТР включает в себя колоссальные морские пространства, которые уже становятся ареной борьбы как крупных, так и малых государств. В рамках рубрики предпринята попытка исследовать проблемы морской безопасности, включая экономические и экологические аспекты. Помимо увеличения роли военно-морских сил в обеспечении безопасности стран региона, налицо и возрастающее хозяйственное значение Тихого океана. Перед авторами рубрики стояла задача выразить своё мнение относительно конфликтов, связанных с борьбой государств за морские акватории и природные ресурсы, которые в состоянии уже в ближайшее время привести к коренным изменениям системы региональной безопасности. Кроме этого потребовалось определить ключевые угрозы для морского транспорта, а также возможности развития новых маршрутов и совершенствования человеческого капитала. В современных условиях международной турбулентности море представляет собой арену соперничества государств, сотрудничества и интеграции. Тихий океан сегодня объединяет три десятка государств, однако с морскими пространствами связаны и самые главные конфликты в АТР – борьба за контроль над Южно-Китайским, Восточно-Китайским морями, островами Южной Курильской гряды вместе с важнейшими проливами и другие. Интересно, что рубрика, вопреки нашим ожиданиям, получилась достаточно «мирной» – демилитаризованной. Статья А.В. Губина (ДВФУ, РИСИ) оказалась единственной, посвящённой военному аспекту морской безопасности в АТР. Автор проводит аналогии современной ситуации, характеризующейся наращиванием морских вооружений ведущими государствами региона, с преддверием Первой мировой войны в Европе. Ставшие неким символом технологической развитости и военного могущества корабли с системой «Иджис» в чём-то подобны «дредноутам» первой мировой – на них строятся военноморские доктрины государств. И разгром Германии на море во многом предопределил дальнейшее мироустройство. Сегодня Северо-Восточная Азия фактически находится в плену традиционной дилеммы безопасности, когда любые оборонные шаги воспринимаются соседними государствами как угроза. В этой связи крайне важно и поведение формально внерегиональных, однако имеющих огромные интересы и различное по своей степени влияние в Восточной Азии, – США, Индии, России. Статья Е.В. Карпова (ВГУЭС) рассматривает роль японоамериканского фактора в формировании системы безопасности в АТР. Япония заслуженно занимает место middle power в глобальном масштабе, рост её политических амбиций постепенно подкрепляется и военнополитическими шагами. Американо-японский альянс остаётся краеугольным камнем системы безопасности в СВА, потому его нельзя обойти при рассмотрении «морского измерения» нашего региона. А.В. Лаврентьев и Л.М. Медведева (ВГУЭС) представили для рубрики две работы. Первая уделяет внимание крайне важному в современных условиях вопросу развития Северного морского пути (СМП). После вхождения в Арктический совет в качестве наблюдателей азиатских государств стало окончательно ясно, что СМП – это и инструмент экономического роста, и поле региональной конкуренции. В этой связи Россия, как ответственное государство, может использовать уникальные возможности для укрепления собственного международного влияния и создания новых «точек роста». Вторая статья указанных авторов рассматривает смежную тему совершенствования системы морского транспорта на Дальнем Востоке России. В свете последних инициатив руководства нашей страны по развитию Дальнего Востока и Забайкалья морскому транспорту отводится значимая роль «локомотива» экономического и социального развития – планируется восстановить всю утраченную в этой сфере инфраструктуру, открыть новые предприятия, довести состав и качество флота до уровня, отвечающего потребностям страны и одновременно дающего стимул для интенсификации международного сотрудничества. Развивая тему этого номера, Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов П.И. Осичанский представил научное сообщение о воспитании человеческого фактора в целях предотвращения аварий и катастроф на море и ликвидации их последствий. С ростом хозяйственной активности в бассейне Тихого океана увеличивается и значимость физической безопасности перевозок – авария может не только нанести прямой ущерб национальной экономике, но и сказаться негативно на экологии. Остаётся верить, что «демилитаризованность» нашей рубрики о морском измерении безопасности в АТР станет пророческой. Все конфликты,так или иначе, будут решены дипломатическим путём, а Тихий океан действительно станет Океаном Сотрудничества. А. В. Губин
|