Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Трудовые мигранты в Республике Бурятия: страны исхода и зоны-аттракторы

Бадмаева Л. В., Башкуева Е. Ю.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Глобализация мирового пространства предопределяет современ­ную миграционную политику. В современных реалиях актуализиру­ется и сущность иммиграционной политики. Для стран-реципиентов, принимающих иммигрантов, немаловажным является и то, что из себя представляют въезжающие мигранты, из каких стран они въезжают и с какой целью (трудовая, учебная, туризм, воссоединение семьи и т.д.), ка­кова мотивация иммиграции, в каких отраслях экономики предполага­ется занятость потенциальных трудовых мигрантов и какие территории для расселения наиболее привлекательны для них. Разумеется, нельзя игнорировать и социально-демографические характеристики мигран­тов: пол, возраст, национальность, образование, профессию, трудовую квалификацию и семейный статус. В рамках статьи за малым объемом не рассматриваем последнее.

Современную миграционную ситуацию в мире определяют стра­ны с ярко выраженной иммиграционной составляющей. К числу этих стран можно отнести и Россию на геополитическом пространстве бывше­го СССР. Евро-Азиатское экономическое сообщество, куда входят такие страны, как Россия, Белоруссия и республики Средней Азии, входившие в СССР, принимают активное участие в перераспределении человече­ского капитала в мировой экономике. Усиление конкуренции на между­народных рынках труда актуализирует проблемы совершенствования, гармонизации и сближения миграционных политик как отдельно взя­тых государств, так и в рамках ЕврАзЭС. По устоявшемуся мнению ис­следователя И.В. Ивахнюк, «государства бывшего СССР, прежде всего в силу исторических условий, связаны между собой экономическими, политическими, социально-культурными, психоэмоциональными фак­торами, что придает устойчивость многочисленным миграционным по­токам в регионе» [4].

Республика Бурятия как приграничный регион Байкальской Азии, наряду с Забайкальским краем и Иркутской областью, является одним из регионов-реципиентов России, принимающих иностранных мигран­тов. Ежегодно возрастающие темпы внешней трудовой миграции в РБ демонстрируют, что Бурятия как один из субъектов федерации уже ис­пытывает миграционное давление, которое постепенно будет нарастать в силу ряда причинно-следственных связей, обусловленных глобализа­цией геополитического пространства, включением страны в междуна­родную экономическую конкуренцию и, наконец, вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), в рамках которой возникает необходимость учитывать либеральный подход к правилам перемеще­ния рабочей силы внутри стран – членов ВТО.

Несмотря на зафиксированный показатель безработицы в 5,2 про­центных пункта (2012 г.), Республика Бурятия нуждается в привлечении иностранной рабочей силы на рынок труда региона и выглядит в глазах трудовых мигрантов как относительно спокойный и привлекательный регион для расселения и осуществления трудовой деятельности.

Информационную базу исследования составляют статистические данные Управления федеральной миграционной службы России по Ре­спублике Бурятия и материалы полуформализованного интервью с экс­пертами из числа трудовых мигрантов (N=65), проведенного в 2012 г. Точки опроса: г. Улан-Удэ – рынки: «Народный», «Тумэр Морин», «Туяа», «Сагаан-Морин», товарная площадь на ул. Борсоева; ряд строительных организаций и т.д. В исследовательское поле включены и данные по­лустандартизированного интервью с представителями государственных структур, наделенных соответствующими полномочиями по реализации миграционной политики (Республиканского агентства занятости насе­ления, УФМС по РБ, Министерства экономики РБ и других структур, N = 25 (2012 г.). В контексте заявленной тематики включение в исследова­тельский локус эмпирических результатов перечисленных неформали­зованных интервью представляется вполне целесообразным.

Анализ миграционной привлекательности Республики Бурятия как территории расселения и проживания трудовых мигрантов с пози­ций конкурентоспособности данного субъекта федерации, по сравнению с соседними регионами, выявил особенности феномена, несколько от­личающиеся от традиционного понимания. Остановимся подробнее на этих особенностях несколько позже.

Вначале рассмотрим конкурентоспособность РБ с позиций привле­кательности региона для иностранной рабочей силы. Как известно, «кон­курентные преимущества обеспечивают регион ресурсами и свойствами для конкуренции (конкурентоспособностью)» [5, с..131]. Анализируя конкурентоспособность Республики Бурятия как региона-реципиента, принимающего иностранных трудовых мигрантов, нельзя не остановить­ся на причинах исхода иностранной рабочей силы (ИРС) из стран ближ­него зарубежья. В первую очередь, это экономическая составляющая. В настоящее время, основные показатели социально-экономического раз­вития стран исхода ИРС в РБ (государства ближнего зарубежья) значи­тельно отстают от соответствующих в других государствах постсоветского лагеря и заметно ниже, чем в советский период. Так, например, в Кыр­гызстане, одной из стран-доноров ИРС в РБ, вопреки политическим ка­таклизмам в стране (2005 – 2010 гг.), мировому экономическому кризи­су 2008 – 2009 гг., зафиксирован экономический рост, начиная с 2003 г. По показателям 2009 г. валовый внутренний продукт (ВВП) составил в стране 193423 млн. сомов, тем не менее, в перерасчете на курс доллара США произошло снижение ВВП на 11 % относительно уровня 2008 г.

В то же время, несмотря на наблюдаемые в последние 10 лет поло­жительные тенденции роста экономики: рост ВВП, снижение инфляции и т.д., в стране нарастает проблема внешнего долга и фиксируется удо­рожание стоимости жизни, а рынок труда Кыргызстана сталкивается с рядом проблем:

  • низкая занятость населения в стране, особенно в малых городах и на селе;
  • низкие размеры оплаты труда во многих отраслях экономики страны, в т.ч. в бюджетной сфере; [6, с..157]
  • недостаточные размеры социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.д.);
  • социальная незащищенность трудовых мигрантов в странах­реципиентах, в т.ч. и в России; [1, с..81-85]
  • утечка квалифицированных кадров за границу;
  • несбалансированный приток внешних мигрантов в страну, что усугубляет и без того проблемную ситуацию на трудоизбыточном вну­треннем рынке труда.

Таким образом, вышеприведенные реалии экономики Кыргыз­стана в совокупности и являются главным выталкивающим фактором выезда жителей Кыргызстана в качестве иммигрантов в Россию, в том числе в Республику Бурятия, где они приобретают статус трудовых ми­грантов. Ситуация на внутреннем рынке труда Кыргызстана в той или иной степени характерна и для других стран исхода трудовых мигран­тов из бывших республик Средней Азии, поэтому не будем проводить подробный анализ в рамках статьи.

Для примера, приведем выдержки из прямой речи респондентов. Так, одна из экспертов, бывший трудовой мигрант из Кыргызстана, ныне гражданка России, проживающая в РБ уже около 10 лет, рассказала в интервью следующее: «У моей бабушки пенсия такая, что ее не хватает на мешок муки. Поэтому отправляю ей каждый месяц 3000 руб. На эти деньги она покупает подарки внукам и ездит по гостям».

В то же время, в ходе анализа эмпирических результатов иссле­дования установлено, что миграционную привлекательность Бурятии для внешних трудовых мигрантов определяют не только экономические факторы, но и этническая составляющая принимающей среды (полиэт­ничность) и другие социокультурные особенности региона, в том числе и толерантность социума на мезо- и микроуровнях. Не менее значимым фактором мотивации приезда иностранных работников из ближнего за­рубежья в Республике Бурятия выглядит и вовлеченность мигрантов в социальные сети, а также наличие в регионе-реципиенте национально­культурных обществ и землячеств, оказывающих своим соотечественни­кам существенную поддержку в процессе адаптации к новым условиям жизнедеятельности [2].

Рассмотрим далее, какие именно государства ближнего зарубежья являются донорами ИРС для Бурятии. В нижеследующей диаграмме представлено распределение привлеченной ИРС (трудовых мигрантов) из ближнего зарубежья в Республику Бурятия.

Анализ данных диаграммы 1 показывает, что свыше половины привлеченной в РБ ИРС составляют выходцы из Узбекистана (53,4%).

Второе место по этому показателю принадлежит представителям Кыр­гызстана (12,9%) (каждый восьмой трудовой мигрант). Количество же привлеченных трудовых мигрантов из Таджикистана составляет всего лишь 6,8 %. Существенной причиной исхода из этих государств, кроме экономической составляющей, является и вышеупомянутая нестабиль­ная внутриполитическая и межнациональная ситуация в этих государ­ствах. Так, например, в 2005 г. в узбекском г. Андижан состоялись массо­вые антиправительственные беспорядки; внутриполитическая ситуация в Кыргызстане после свержения в 2005 г. президента А.Акаева на сегод­ня остается все ещё напряженной, полной серьезными разногласиями и конфронтацией между различными политическими группировками.

Установлено, что каждый десятый привлеченный трудовой ми­грант в Республике Бурятия, – выходец из Азербайджана (10,2). При­влеченная ИРС из Армении составляет лишь 7,6% от общего числа. По данным УФМС России по РБ, в 2011 г. в республику вообще не привле­калась ИРС из Грузии. Очевидно, поток трудовых мигрантов из кавказ­ских республик в Бурятию в последнее время существенно сократился, что связано с относительной стабилизацией социально-экономической ситуации в этих государствах. Выходцы из Украины составляют всего 6,7% привлеченной ИРС – это объясняется географической удаленно­стью данного государства от территории Бурятии и тем, что лицам сла­вянской национальности по сравнению с представителями бывших ре­спублик Средней Азии, гораздо комфортнее проживать и заниматься трудовой деятельностью в Центральной России и в крупных городах и мегаполисах европейской части России (г. Москва, Санкт-Петербург и т.д.). Этим же фактором, на наш взгляд, можно объяснить незначитель­ное число молдавских трудовых мигрантов в структуре привлеченной ИРС в РБ (0,9%). Процент выходцев из Казахстана и Туркменистана в структуре привлеченной ИРС в РБ также крайне низок (0,6% и 0,7%).

Далее, рассмотрим географию исхода иностранных трудовых мигрантов из дальнего зарубежья в принимающий регион. При этом, фактор приграничного расположения субъекта федерации (соседство с Монголией) оказался не столь уж значимым в данном контексте. Так, например, из 4123 иностранных работников, привлеченных работода­телями РБ из стран дальнего зарубежья в 2011 г., 90,3% составляют вы­ходцы из КНР; 4,5% – из КНДР и лишь 2,6% – представителей ИРС из Монголии (см. диаграмму 2).

Для полноты анализа представим конкурентоспособность РБ как региона – реципиента трудовых мигрантов. Отметим, что несмотря на более высокие основные социально-экономические показатели в сосед­них регионах, для Республики Бурятия как субъекта РФ – реципиента трудовых мигрантов, выглядит существенным конкурентным преиму­ществом полиэтничность региона.

В подтверждение приведем основные социально-экономические характеристики в соседних регионах: Иркутской области и Забай­кальском крае, которые выглядят более весомо, чем в Бурятии. Так, например, валовый региональный продукт (ВРП) в Иркутской обла­сти превышает соответствующий показатель по Бурятии в 3,6 раза [455529,2:124610,3. 3,6 раза]; соответственно в Забайкальском крае – в 1,2 раза [148381,8:124610,3.1,2 раза] (см. табл.1, столбец №.8).

Тем не менее, по материалам экспертного опроса трудовых мигран­тов (г. Улан-Удэ, 2012 г.) выявлено, что для большинства иностранных работников выбор Республики Бурятия в качестве региона проживания и осуществления трудовой деятельности, был обусловлен именно этни­ческой составляющей. В частности, трудовые мигранты из Кыргызстана, включенные в исследовательское поле как эксперты, утверждали, что на решение выехать в Бурятию на заработки повлияли не только эко­номические причины. При этом среди значимых мотивов были названы следующие (выдержки из прямой речи респондентов): «внешняя похо­жесть на бурят», «нас особо не отличишь от бурят», «наши обычаи схожи» [1, с..83.]. Комментируя приведенные высказывания, отметим, что, по всей видимости, для трудовых мигрантов этническая составляющая как мотивация для выезда в Россию (РБ) весьма значима на фоне интоле­рантного отношения к лицам неславянской национальности в регионах страны с численно доминирующим этносом [3, с..50-51].

В то же время, в унисон к вышесказанному, добавим, что для внеш­них трудовых мигрантов весьма значимой оказалась и относительно то­лерантная среда проживания в национальном регионе по сравнению, например, с крупными мегаполисами России [3, с..50-51]. В заданном ракурсе перечисленные факторы наряду с экономической составляющей и предопределяют привлекательность Республики Бурятия как региона для проживания и осуществления трудовой деятельности для ИРС.

Рассматривая привлекательность Республики Бурятия для внеш­них трудовых мигрантов, нельзя не остановиться на том, какие же имен­но анклавные зоны Бурятии выглядят в глазах иностранных трудовых мигрантов наиболее притягательными. При анализе системы расселе­ния мигрантов на территории РБ, пользуясь общепринятой терминоло­гией, мы выделяем анклавные зоны с повышенной привлекательностью для заселения ИРС. По установленной терминологии, анклавные зоны притяжения называют аттракторами. По допущению, это микрозоны, которые отличаются наиболее комфортными природно-климатическими условиями, повышенной экономической привлекательностью за счет расположения предприятий, относящихся к традиционным для ИРС отраслям экономики. В то же время, существуют и микрозоны с пони­женной привлекательностью, так называемые репеллеры, т.е. вытал­киватели. Микрозоны – репеллеры – это микротерритории с неблаго­приятными природно-климатическими условиями, удаленные от благ цивилизации, с низким уровнем инфраструктуры, с отсутствием, либо малым количеством предприятий в традиционных отраслях занятости трудовых мигрантов. Усугубляют эффект выталкивания высокий уро­вень интолерантности принимающего населения, а также этнокультур­ное разделение.

В рассматриваемом контексте, нами был проведен вторичный ана­лиз уточненных сведений о рабочих местах, на которые предполагалось привлечь иностранных работников в 2011 г в РБ в разрезе муниципаль­ных образований, что позволило определить микрозоны–аттракторы для привлечения ИРС в республику (см. таблицу 2).

Определено, что к микрозонам-аттракторам, по данным табл.2, можно причислить только столицу РБ – г. Улан-Удэ и приграничный го­род республиканского подчинения – г. Кяхту. Сельские же муниципаль­ные образования, в целом, не обладают миграционной привлекательно­стью для ИРС, за исключением двух: Иволгинского и Прибайкальского (по 2,3%).

Установлено, что формирование так называемых микрозон – ат­тракторов на мезоуровне предопределено и спецификой отраслевой за­нятости ИРС, задействованной на рынке труда Бурятии. Так, причисле­ние г. Улан-Удэ – столицы РБ к микрозонам-аттракторам объясняется тем, что интенсивное развитие города предусматривает, что он является основным муниципальным заказчиком выполнения различных работ по строительству и благоустройству инфраструктуры, жилья и социаль­ных объектов. Выявлено, что формирование так называемых микрозон­аттракторов на мезоуровне определяется и спецификой отраслевой за­нятости ИРС, задействованной на рынке труда Бурятии. Эти работы выполняют свыше 100 строительных компаний, в том числе и постоянно нанимающие ИРС. Сюда же можно отнести и приграничный город респу­бликанского подчинения г. Кяхту (где зарегистрирована фирма «Стам­строй» – крупный подрядчик строительно-монтажных работ в РБ). Из сельских же муниципальных образований к микрозонам-аттракторам можно условно отнести только Иволгинский и Прибайкальский МО, где ИРС привлекают в традиционные для иностранных работников отрасли – овощеводство и деревообработку. Резюмируя, можно определить, что притягивающими факторами миграции в Бурятию, являются следующие:

  • более благоприятная социально-экономическая ситуация в РБ по сравнению со странами исхода мигрантов из ближнего зарубежья;
  • стабильная общественно-политическая ситуация в регионе;
  • относительно толерантная принимающая среда;
  • полиэтничность региона;
  • этническая идентификация трудовых мигрантов из ближнего за­рубежья, в частности, кыргызов, с местным населением;
  • включенность трудовых мигрантов в социальные сети и т.д.

Литература

1. Бадмаева Л.В., Башкуева Е.Ю. Иностранная рабочая сила в Республике Бурятия: мотивация приезда и правовые основы пребывания // Проблемы народонаселения Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Улан-Удэ, 14-17 июня 2012 г.). Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2012. С. 81-85.

2. Бадмаева Л.В., Башкуева Е.Ю. Трудовые мигранты в принимающей сре­де: проблемы и барьеры адаптации // Межнациональные и межконфессиональ­ные отношения в условиях глобализации: сборник научных трудов в 2 ч. Ч. 1. Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2012. С. 251-253.

3. Бадмаева Л.В., Башкуева Е.Ю. Отношение принимающей среды региона-реципиента к иностранным трудовым мигрантам как показатель толерантности социума в Республике Бурятия // Ойкумена. Регионоведческие исследования. № 4 (23). 2012. С. 47-54.

4. Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: теория и политика. М.: МАКС Пресс, 2008. 192 c.

5. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: Теис, 2003. 526 с.

6. Эргешбаев У.Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион. № 2. 2009. С. 157.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.