Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Минпаку – национальный музей этнологии Японии

Латушко Ю. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Свои лекции по истории социальной антропологии я обычно начи­наю с рассказа о национальных школах, ибо нюансы становления этих школ крайне важны для понимания предмета этнологической науки. Условно можно выделить англо-саксонскую научную традицию, с под­разделением на британскую и американскую, европейскую континен­тальную с подразделением на немецкую и французскую. Не всё одно­значно с российской традицией, ибо становление и распад советского государства стали рубежами, превратившими поле отечественной эт­нологии в своеобразный салат из различных временных и предметных кусочков. Однако если брать точкой отсчёта советскую этнографию с её центрированием на стержневом понятии «этноса», то, как ни парадок­сально, очень близкой ей окажется этнология Китая и отчасти Японии, где понятие «народа» также является центральным.

Одним из ведущих антропологических центров АТР является Национальный музей этнологии (Минпаку) в Осаке (фото 1). Данное учреждение хорошо знакомо специалистам-этнологам не только Япо­нии, но и всего мира, и в этом году будет отмечать своё сорокалетие. В настоящем сообщении мне бы хотелось дать краткую информацию о данном учреждении и направлениях его работы.

Национальный музей этнологии объединяет в себе функции му­зейного и научного учреждения и в этом смысле аналогичен российской Кунсткамере (МАЭ РАН им. Петра Великого). Однако Минпаку, осно­ванный в 1974 году, является ещё и научно-исследовательским межву­зовским центром. С апреля 2004 г. учреждение является членом гума­нитарной секции сети научной-исследовательских институтов, которая в Японии тесно связана с университетами страны.

У Музея есть прекрасный девиз «На край земли! К глубинам зна­ний!», смысл которого понятен любому этнологу, ведущему как полевую, так и кабинетную работу. Хотя по сути две эти составляющие труда ис­следователя тесно связаны между собой. Музей провозглашает своей глобальной целью «постоянный поиск и изучение культур» по всему зем­ному шару. Речь идёт в первую очередь об этнических культурах, хотя на базе Минпаку проходят и другие исследования, например, археоло­гические.

Руководство Музея заявляет также о стремлении к постоянному поиску новых форм сбора и подачи материала, постоянному обновлению фондов и реализации проектов, соответствующих современному уровню развития науки. К слову сказать, помимо классических тем, всё боль­шее внимание уделяется музеем вопросу изучения этнических культур в условиях глобализации. Данный тренд общемировой, характерен для большинства научно-исследовательских организаций в самых разных странах. Развитие средств связи и Интернета, транспорта, СМИ корен­ным образом изменили жизнь человечества не только в развитых стра­нах, но и в странах догоняющего развития. Последние испытывают на себе огромную нагрузку, связанную с самым широким кругом проблем – от экономики, экологии до психологии транзитных обществ. И если спра­ведливо, что современные технологии сделали более удобной жизнь мно­гих людей, то также справедливо и то, что доминирование современной цивилизации, покоящееся на стандартах массовой культуры потребле­ния (почти исключительно городской культуры) кардинальным образом повлияли на функционирование традиционных культур. Кроме того, технологическое превосходство современного человека часто оказыва­ется преувеличенным на фоне глобальных природных и техногенных катаклизмов. Понимание этого особенно остро переживается сегодня в японском обществе, после известных трагических событий на АЭС в Фу­кусиме. Это же заставляет обращать ряд исследователей взоры на опыт традиционной адаптации в системе «человек-природа».

Глобализация также ставит перед специалистами, в том числе эт­нологами, вопросы региональных и этнических конфликтов, межкон­фессиональных и межкультурных трений и напряжённости. Отсюда, всё большую актуальность приобретают исследования, направленные на лучшее понимание других культур, а посредством этого и своей соб­ственной. По крайней мере, в Музее этнологии данный подход считается крайне важным.

Ещё одной функцией музея является просвещение. В этом смысле Минпаку – современный, с технической и организационной точек зре­ния, музей. Территория, на которой расположен музей, занимает свы­ше 40 тысяч кв. м. Общая площадь помещений четырёхэтажного здания превышает 51 тысячу кв. м. На первом и втором этажах расположена различная инфраструктура: хранилище, выставочные залы, зрительный зал (мультимедийный) на 462 человека, книжная лавка и др. Третий и четвёртый этажи – место работы исследователей по самым различным направлениям, о которых речь пойдёт ниже [2, с..6].

Но для начала коротко остановимся на страницах истории музея. Идея создания Музея в Осаке принадлежит известному японскому исто­рику Восточной Азии Сиратори Куракичи и исследователю, финансисту Шибусава Кейзо, было это в 1935 г.

В связи с войной и послевоенными событиями проект оказался не до конца реализованным. Но уже в 1964 г. японское общество этнологии, антропологическое общество, археологическая ассоциация, фольклор­ное общество и ассоциации этнологии ходатайствовали перед министер­ством образовании Японии о создании национального музея этнологии. Несколько лет заняла подготовка проекта, его технико-экономическое обоснование, разработка концепции музея. В результате, десятью года­ми позже был основан Национальный музей этнологии, в который тогда входили помимо административного отдела, отделы информации и до­кументации, а также пять научно-исследовательских подразделений. В ноябре 1977 г. Музей открыл двери для посетителей.

Ещё одной вехой в жизни учреждения стала его частичная реор­ганизация в 2004 г. и образование на его базе межвузовского образова­тельного центра. С этого времени сложилась координируемая между со­бой структура высших научных гуманитарных учреждений, куда кроме Минпаку также входят Музей японской истории, Институт японской ли­тературы, Институт японского языка и лингвистики, Международный центр японистики, Исследовательский институт человека и природы [2,с..3].

Персонал Музея состоит из штатных сотрудников, приглашённых специалистов из других организаций, а также технических работников.

Всего по состоянию на апрель 2013 г. в музее работало 230 че­ловек. Собственно администра­тивные должности (генеральный директор, отдел аудита, админи­стративный отдел, отдел инфор­мации и документации, архив Т. Умесао) составляли 20% от об­щей численности сотрудников. Профессорские позиции занима­ли 74 человека (32%), в том чис­ле в исследовательских отделах 18 (8%). Бюджет учреждения в 2012-2013 гг. составлял около 950 млн рублей (2,744 млн. йен) в год. Годовые и шестилетние циклы отчётности связаны со среднесрочными шестилетними планами Министерства образо­вания, культуры, спорта, науки Японии, которое взаимодейству­ет с конкретными учреждения­ми не напрямую, а через упо­мянутую Организацию научных учреждений гуманитарного про­филя (The National Institutes for the Humanities), которая в свою очередь является частью Меж­вузовской корпорации научно­исследовательских институтов Японии (The Inter-UniversityResearch Institute Corporations) [2, с..5].

Рассмотрим ниже основные структурные подразделения Му­зея.

1. Отдел социальных исследований (социальной антропологии) включает в себя такие исследовательские направления как: этнодина­мика (пространственное распределение этносов, этнические процессы, этнодемография и др.), экология человека, социальные системы (на­правление, наиболее близкое к социологии в нашем понимании, с учё­том специфики музея, в первую очередь речь идёт об этносоциологии).

2. Отдел культурологии (культурной антропологии): когнитивные особенности этносов, включая народные знания и представления, струк­тура культуры, этническое искусство и технологии.

3. Отдел перспективных исследований: теоретическая антрополо­гия, исследования глобальных процессов, социального окружения (со­циокультурного контекста), динамики культуры, прикладная антропо­логия.

4. Центр методологии: кросс-культурные исследования.

5. Научно-исследовательский центр культурных ресурсов: при­кладная антропология и образовательные программы.

6. Центр международного академического обмена.

С 2009 г. исследовательские проекты Музея фокусируются вокруг двух стратегических направлений: антропология интеграции и автоно­мии; и антропология материальности. В рамках данных направлений предпринимаются попытки поиска нового антропологического знания в системах «человек-человек», «человек-материальный мир». За ними не трудно разглядеть контуры всё тех же двух основных течений в антропо­логии, сформировавшихся в ходе становления науки ещё в 19 веке – куль­тура и общество. С этими понятиями связана невообразимая путаница. Предельно упрощая проблему, выделяют так называемую британскую школу социальной антропологии и американскую культурную антропо­логию. В своё время сэр Джеймс Фрезер называл антропологию «социо­логией примитивного общества», по другую сторону Атлантики полага­ли, что антропология – это прежде всего культурология. Здесь каждый вспомнит историческую школу Франца Боаса, чьим достижением было выделение локальных культур, и последующее развитие из неё такого направления как «культура-и-личность» (психологическая антрополо­гия). Однако граница, проведённая по национальным школам, весьма условна. Известно, что работы британца Э.Б. Тэйлора больше отвечали определению культурной антропологии, а американец Л.Г. Морган пер­вым очертил круг вопросов по устройству первобытного (архаического) общества, находящихся в фокусе внимания социальной антропологии и сегодня. Тем не менее, осознанно или нет, данное членение живо и по сей день. Отсюда известное деление, имеющее место, как в российской, так и в японской этнографии/этнологии/антропологии на исследовате­лей материальной культуры и на специалистов по социальной органи­зации традиционных обществ.

Тематика и география отдельных проектов Музея крайне обширна – от Африки и Океании до Дальнего Востока (включая Россию). Данный тезис хорошо подтверждается экспозициями Музея, которые выстроены по географическому принципу, и дополнены проблемно-тематическими сюжетами.

Зал Океании (площадь экспозиции 660 кв. м) представлен коллек­циями из различных частей «мира тысячи островов» (фото 2). Издревле океанийцы славились искусством мореплавания и навигации, умением выживать в сложнейших условиях Тихого океана. В те времена, когда викинги только начинали свои смелые походы вдоль побережья Евро­пы, или даже к берегам Северной Америки, полинезийцы уже освоили океанические переходы на куда большие расстояния в сотни морских миль, заселив обширные пространства вплоть до Гавайских островов и о. Пасхи. Разделы выставки также подчинены идее освоения островов: заселение Океании, жизнь у моря, жизнь на островах, контакты с внеш­ним миром, специфика самобытности коренных народов Океании. По­сетители могут увидеть те простые и одновременно оригинальные вещи, которые позволяли выживать в данных условиях – лодки, вёсла, орудия лова, элементы жилища, утварь, вооружение и многое другое. Важной чертой выставки является её интерактивность. На одном из компьютер­ных стендов можно познакомиться с родством австронезийских языков. Для этого достаточно выбрать слово и нажать на сенсорный экран кар­ты, где на маорийском, гавайском, тонганском или фиджийском языках вы услышите спикеров-носителей своих языков. На другом – вы можете совершить интерактивный переход между островами, где по ходу плава­ния вам объяснят как управлять лодкой с балансиром, правильно вы­брать маршрут, определить по расположению звёзд, направлению мор­ских течений и полёту птиц направление и расстояние до острова и всё это, разумеется, на основе народных знаний океанийцев.

Зал Америки (320 кв.м) даёт представление о жизни людей на про­сторах Северной и Южной Америки – от полярных территорий до тро­пических и экваториальных лесов. Аборигенное население разработало различные адаптационные стратегии к природному окружению, а такие народы как майя, ацтеки, инки смогли создать государства или даже империи. Драматической страницей истории стало завоевание Месоаме­рики испанцами, и дальнейшие контакты американцев с европейцами. Со временем из этих составляющих образовалось то своеобразное лати­ноамериканское общество, которое известно нам сегодня. Изюминкой выставки является поиск отголосков и пересечения традиций через мир повседневности – одежду, диету, обряды, ремёсла – современных жите­лей обеих Америк.

Главная идея экспозиции зала Европы (250 кв. м) посвящена на­родной культуре региона, который с 16 по 20 век был центром христи­анства и современных политических институтов, технологий и знаний, распространившихся по всему миру. Сегодня ситуация изменилась и иммигранты (в первую очередь из бывших европейских колоний) заяв­ляют о себе как о части европейского общества, что ставит новые вызовы перед «старой Европой». Рубрики выставки: сельское хозяйство и годо­вой цикл, религия и верования, быт индустриальной Европы, Европа в эпоху трансформаций.

Зал Африки (500 кв. м) тематически распадается на несколько частей: история археологических находок на континенте, отдых, труд, украшения, верования, современная Африка. Регион рассматривается как колыбель человечества со сложной этнической историей. Значитель­ное число экспонатов посвящено традиционной одежде, украшениям, орнаменту и т. п.

Наибольший удельный вес принадлежит азиатским коллекциям. Азия представлена несколькими залами: Западная Азия – преимуще­ственно арабская культура (310 кв.м), Южная Азия – культуры Индоста­на (600 кв.м), Юго-Восточная Азия (730 кв.м), Центральная и Северная Азия – от Уральских гор и Каспия до Сибири и Монголии (710 кв.м), Вос­точная Азия с подразделением на культуру Кореи (330 кв.м), Китая (660 кв.м), Японии (1260 кв.м) и айнов (270 кв.м). Выставки дают представле­ния практически о всех сторонах жизни человека – от материальной до духовной культуры.

Кроме того, в музее действуют отдельные выставки. Например, в 2013 г. в Минпаку работа выставка мадагаскарской культуры. Есть в музее и отдельные тематические залы, как то зал посвящённый музы­кальной культуре мира (550 кв.м) или зал языков мира (170 кв.м). Мы уже упоминали об интерактивности выставок. В зале музыки можно по­смотреть, например, записи различных барабанных ритмов или даже самому сыграть на каком-нибудь экзотическом с нашей точки зрения инструменте [2, с..34-39].

Библиотека и её фонды содержат большое число редких и ценных для специалистов-этнологов изданий (фото 3). По состоянию на 2012 г. каталогизировано 649785 томов этнологической литературы на 24 язы­ках мира. Есть и уникальные издания. Например, я как специалист по островным обществам Тихого океана был приятно удивлён, обнаружив в хранилище библиотеки одно из первых изданий Библии на гавайском языке. Издание интересно тем, что оно было напечатано в Новой Англии в 1816 г. ещё до основания протестантской миссии на островах зимой 1820 г. (фото 4)

В зале периодики можно обнаружить как ведущие научные журна­лы по антропологии, истории, краеведению, археологии из разных стран мира, включая Россию, так и менее известные. С недавнего времени в Музее есть и наш журнал «Ойкумена».

Среди последних по времени проектов Музея с российской стороной можно назвать совместную работу в рамках проекта «Культурная адап­тация в лесной зоне Российского Дальнего Востока» (руководитель про­фессор Сасаки Широ). В сентябре 2012 г. группе российских исследова­телей из Владивостока (ИИАЭ ДВО РАН) и Петербурга (МАЭ РАН) при поддержке японских коллег из Осаки и Токио удалось принять участие в экспедиции к хэчжэ провинции Хэйлунцзян (КНР) (фото 5). Пройдя свыше 2000 км по местам компактного проживания хэчжэ в районе рек Амур, Сунгари и Уссури, был собран большой фактический материал, в том числе проведено социологическое исследование в гг. Харбин, Цзя­мусы, пп. Цзецзинькоу, Бача, Сяобелахун, Аоци, Сыпай (фото 6). Дан­ное исследование было направлено на оценку современного положения хэчжэ (нанайцев) КНР с целью сравнения с аналогичной ситуацией в России. Выводы опубликованы и изложены на этнологических симпози­умах и конгрессах в России и Японии [1, с..51]. Основным отличием хэч­жэ КНР от КМН Дальнего Востока России явился гораздо более высокий уровень удовлетворённости жизнью. Данный тезис, конечно, нуждается в дальнейшей проверке и уточнении. Причины этого могут иметь разную природу. В качестве возможной гипотезы мы полагаем индуцирование общероссийских кризисных тенденций. В последнее время при расчёте реального благосостояния стран стал популярным (достаточно спорный среди специалистов) «индекс счастья». Для расчёта индекса использу­ют три показателя: субъективная удовлетворённость жизнью, ожидае­мая продолжительность жизни и так называемый «экологический след» (мера потребления ресурсов и услуг биосферы на душу населения). Со­гласно данным NEF (New Economic Foundation) в 2012 г. индекс счастья для Китая равнялся 44,7 (60-е место в мире из 151 государства, принято­го в расчёт индекса), тогда как для России – 34,5 (122 место) [3].

Таким образом, Минпаку является уникальным учреждением, про­водящим большую исследовательскую работу по всему земному шару. Значительное внимание уделяется работниками музея сохранению ми­рового этнического наследия в спектре от материальной культуры до духовной. Кроме того, на базе музея действует межвузовский образова­тельный центр подготовки специалистов-этнологов. У музея обширные международные связи с учреждениями аналогичного профиля из Китая, Кореи, США, Европы, России и др. стран. Многие музейные выставки интерактивны, нацелены на просвещение самых широких слоёв обще­ства. Действует своего рода социальный контракт, когда музей берёт на себя роль методического сопровождения и организатора большого числа социально значимых мероприятий, например, для детей, стариков.

Литература

1. Латушко Ю.В., Ставров И.В. Два берега одной реки: опыт сравнительного изучения «традиционализма» в «посттрадиционных» социумах малочисленных народов России и Китая // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2-5 июля 2013 г. / редкол.: М.Ю. Мартынова и др. М.: ИЭА РАН, 2013. 598 с.

2. National museum of Ethnology, Japan: Survey and Guide 2013-14 [Электронный ресурс]. URL: http://www.minpaku.ac.jp/sites/default/files/english/aboutus/youran/pdf/youran2013_en_all.pdf (дата обращения 20.01.2014).

3. The Happy Planet Index: 2012 Report [Электронный ресурс]. URL: http://www.happyplanetindex.org/assets/happy-planet-index-report.pdf (дата обраще­ния 09.02.2013).

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.