Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Акитадзе – археологический памятник эпохи средневековья Японии

Асташенкова Е. В., Пискарева Я. Е.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Памятники западного побережья Японии всегда вызывали инте­рес исследователей в контексте выявления возможных контактов между жителями северной части о. Хонсю и о. Хоккайдо и средневековым на­селением Приморья. Исследователями отмечается наличие социально­экономических и политических связей между этими регионами [4,с..531-532; 6, с..22-23]. Об этом свидетельствуют данные письменных ис­точников [1, с..201-211] и археологические находки, обнаруженные на средневековых памятниках Приморья. Так, Краскинское городище рас­сматривается как «последняя точка на сухопутной "дороге в Японию"», здесь был обнаружен фрагмент бохайского сосуда с прочерченными ие­роглифами, обозначающими, по версии исследователей, имена японских буддийских монахов [2, с..208-209].

Японскими учёными была предложена гипотеза, что одним из пунктов, куда прибывали делегациигосударства Бохай, мог быть замок Акита [7, с..130]. В японской археологической литературе результаты исследования этого памятника представлены достаточно широко, но, к сожалению, для российских исследователей уникальный материал оста­ётся в большинстве своём неизвестным. Цель данной работы – обзор ма­лоизвестных для отечественных археологов результатов исследования средневековой крепости Акитадзё.

Памятник Акитадзе (замок или крепость Акита) находится на за­падном побережье Хонсю (префектура Акита) (рис..1). Крепость была основана в 733 году и первоначально называлась Дэва, располагаясь в учреждённой в 712 году одноимённой провинции. Начиная с 8 в. госу­дарство расширяло свою территорию на север Хонсю [3; 10, с..175]. В этот период времени центральное правительство предприняло здесь по­стройку нескольких крепостей, а так же реконструкцию замка Тага (про­винция Муцу, северо-восточная часть о. Хонсю), с целью усилить контроль над районом Тохоку, поскольку из-за своей удалённости регион по-прежнему слабо подчинялся центральным властям [9, с..6].

Крепость Дэва стала опорной базой для колонизации региона и подчинения народа эмиси. Около 760 г. согласно «Сёку нихонги» она была переименована в замок Акита.

Акитадзе упоминается в письменных источниках вплоть до 10 в. Так, в документе, датированном 830 годом, описываются разрушения, которым подверглись во время сильного землетрясения замок, пристро­енный храм и административные постройки. В хрониках 878 и 939 гг. есть информация о восстаниях, в результате которыхзамок и окружаю­щие сооружения сильно пострадали. Однако крепость была восстановле­на и функционировала вплоть до середины эпохи Хэйан. С 9 века здесь находилась резиденция управляющего провинцией Дэва. Но начиная с 10 века, в исторических документах замок практически не упоминается, что говорит о том, что он перестал играть сколько-нибудь значимую роль для центрального правительства [8, с..27-28].

Большинство северных крепостей, и Акитадзе не исключение, стро­ились на равнинных ландшафтах. При их возведении камни использо­вались только в качестве фундаментов зданий, в отличие от крепостей на о. Кюсю. Оборонительные сооружения, производственные и хозяй­ственные постройки, административный центр располагались в одном местеи были окружены валом, который состоял из небольшого фунда­мента в виде необработанных камней и утрамбованной земли и был тра­пециевидным в сечении. Почву брали с такой глубины, чтобы избежать попадания в неё каких-либо семян, и на городище она доставлялась в сумках, подвешенных на бамбуковые жерди, которые несли два челове­ка (рис..4:3). Сначала из шестов возводили несколько секций каркаса, затем в деревянную форму заливали перемешанную с водой землю (при этом в раствор могли добавлять песок и ракушки, что делало стену после высыхания очень прочной), и несколько мужчин начинали её трамбо­вать (рис..4:3). Когда один уровень был готов, приступали к возведению следующего, и следы этой последовательной заливки хорошо прослежи­ваются в сохранившейся части вала. В завершении стену штукатурили и покрывали черепичной крышей.

В центральной части городища, занимая территорию площадью 550 м., была расположена административная часть замка seicho, где проходили наиболее важные политические собрания и ритуальные це­ремонии.Она была дополнительно защищена валом высотой 2,1 м. Ис­следователи выделяют три периода в строительстве административной части замка (733 – 770 гг., 770 – 800 гг. и 800 – 830 гг.), в течение кото­рых она неоднократно перестраивалась. При этом на первом этапе ещё сильно влияние китайской дворцовой архитектуры, которое постепенно уменьшается [8, с..29].

На территории крепости было раскопано более 300 жилищ, самое раннее из которых датируется первой половиной 8 века. Большая часть зданий представляют собой типы татэана (рис..4:1) и хоттатебаси­ра (рис..4:2).

Постройки типа татэана состоят из котлована, углублённого в землю на 40-50 см, и имеют каркас из столбов-колонн, которые поддерживают стены и крышу. Подобные жилища обладают значительным сходством с постройками раннесредневекового Приморья. Внутри постройки нахо­дилась печь-камадо (.). Она сооружалась, как правило, в юго-восточной стенке жилища. Корпус печи изготавливался из глины и укреплялся камнями, дымоход выходил за пределы котлована жилища. Иногда в жилищах могло быть две таких печки, при этом не исключалось нали­чие открытого очага в центре сооружения.

Постройки типа хотатэбасира в отличие от татэана были более крупных размеров и не имели котлована, ямы выкапывались только для установки колонн. Близок к этому типу сооружения тип сосэки. Он отличается лишь тем, что колонны не углублены, а имеют основания в виде каменных баз. Функции этих типов зданий, отличаются, поскольку здания имели разные размеры: тип татэана использовался для жилых помещений и солдатских казарм, хоттатэбасира и сосеки – для админи­стративных правительственных построек.

Жизнь в северных крепостях отличалась тем, что солдатам при­ходилось не только воевать, но и заниматься повседневными делами. Поэтому при раскопках жилищ помимо оружия, археологи находили хозяйственные инструменты (топоры, жатвенные ножи и др.), многочис­ленные предметы быта (керамику, деревянные изделия, украшения).

Наличие воды в крепости – важное условие её нормального функ­ционирования. На территории Акитадзё раскопано два колодца. Один был построен в 733 году и датируется эпохой Нара, он имеет круглый глубокий (до 5.5 м) котлован, с двумя деревянными обкладками, каждая из которых состоит из отдельных частей (рис..6) [9, с..131]. Колодец был защищён крышей, которую поддерживали девять колон, расположен­ных в три ряда.Территория, примыкающая к колодцу, была вымощена камнями. Наличие крыши и вымостки свидетельствуют о важной роли этого объекта в жизни населения крепости. В колодце было найдено значительное количество артефактов, в том числе деревянные таблич­ки моккан, керамические кирпичи с изображениями [9, с..135]. Также в колодцы бросали записки с молитвами с просьбами защитить от злых духов или об изобилии воды в крепости.

Второй колодец был построен в эпоху Хэйан. Он квадратной фор­мы и тоже имеет деревянную обкладку. После реставрационных работ, проведённых японскими археологами, в этот колодец и сейчас поступа­ет вода. Это тем более интересно, поскольку сам город расположен на довольно высоком месте. То же можно сказать и об озере, которое, по мнению исследователей, находилось здесь на протяжении всего периода существования городища.

Один из интереснейших объектов, исследованных на территории замка Акита, – туалет. Специальные общественные уборные появляют­ся в крепостях 7 века, в то время как в замках предшествующей эпохи Яёй функцию туалета выполняли фортификационные рвы, окружавшие город, которые очищались от нечистот во время ливней. В Акитадзё – это достаточно большое по площади сооружение, включавшее помещение самой уборной, находившееся за оградой, и систему специальных сто­ков. Согласно классификации японских исследователей он относится к типу так называемых «смывных» (flushing) туалетов [7, с..130]. Нечисто­ты через специальные водостоки стекали в отстойники и затем исполь­зовались в качестве удобрения. При идентификации данного строения у исследователей не возникло сомнений о его предназначении, поскольку здесь было много деревянных палочек, которые использовались в каче­стве туалетной бумаги.

Изучение подобных объектов имеет большое значение для рекон­струкции системы жизнеобеспечения населения. Благодаря анализу по­чвы удалось получить массу интересной и важной информации о диете и здоровье жителей городища Акита. В частности, были обнаружены се­мена дыни, баклажана, акебии пятилистной и др., выявлены многочис­ленные яйца паразитов. Например, большое количество яиц лёгочной двуустки (Paragonimus) говорит о том, что в пищу употреблялись речные крабы. Пища аристократов и простолюдинов, безусловно, отличалась. Первые могли позволить себе молочные продукты, а так же такие де­ликатесы, как, например, абалон (одностворчатый глубоководный мол­люск рода Haliotis, обитающий у берегов Японского моря). Исторические документы свидетельствуют, что в день обитатели северных крепостей обычно ели два раза, хотя этого было недостаточно при тяжёлом еже­дневном труде или во время военных действий. Сохранившиеся записи на дощечках моккан донесли до нас требования жителей Акиты давать больше еды и устраивать между основными приёмами пищи дополни­тельные [9, с..49].

Кроме того, палеопаразитологические исследования позволили предположить, что туалет в Акита использовался людьми, не являвши­мися выходцами из Тохоку, а скорее всего, приехавшими из централь­ных регионов Нара или Киото, и даже, возможно, из государства Бохай [7, с..130].

Самым массовым материалом является керамика. Посуда, найден­ная при исследовании замка Акита, представлена тремя типами изде­лий: это керамика типа суэки, керамика типа хадзики и красноглиняная керамика (рис..7,8) [9, с..343-344].

Посуда суэки относится к категории престижных изделий. На па­мятнике Акитадзё она представлена в основном чашами, а также глубо­кими мисками с крышками. Это сосуды серого цвета, с твёрдым череп­ком, изготовленные на круге. Обжиг изделий проходил в специальных печах при восстановительном режиме и температуре более 1000 граду­сов.Такая керамика производилась в нескольких центрах, откуда рас­пространялась по всей Японии.Чаши можно разделить на два подтипа: плоскодонные сосуды и сосуды на поддоне. Как правило, это изделия небольших размеров, диаметр венчика которых составлял от 8 до 15 см. Часто такие ёмкости имели иероглифические надписи тушью на внеш­ней стороне дна или стенки сосуда.

Второй тип посуды – это хадзики, повседневная посуда, вероят­но местного производства. Поверхность изделий коричневого, светло­коричневого и серо-коричневого цвета, следовательно, обжиг проходил в окислительной среде при невысоких температурах [5, p.303]. Керамика хадзики включает много разновидностей ёмкостей.Преобладают вытяну­тые плавнопрофилированные изделия с покатыми плечиками и сосуды с округлыми плечиками и воронкообразным устьем. Поверхность сосу­доввыглажена деревянным мелкозубчатым инструментом. В результате внешняя поверхность изделий покрывалась тонкими параллельными бороздами от дна до венчика. Другой подтип сосудов – это чаши. Некото­рые чаши отличает плавный, трудноуловимый переход от стенки ко дну и чёрная, задымлённая поверхность изнутри, у других дно плоское или есть невысокий поддон. У ранних для Акитадзё сосудов, соотносимых с первой половиной 8 в.н.э., на днищах присутствуют отпечатки листьев [9, с..124, рис..89].

Третий тип посуды, красноглиняная керамика, включает несколь­ко подтипов изделий: приземистые плоскодонные ёмкости с резко ото­гнутым округлым венчиком, круглодонные сосуды с воронкообразным устьем и миски. Поверхность некоторых изделий, как и у сосудов хадзи­ки покрыта «прочесами». На некоторых сосудах присутствуют рисунки, выполненные тушью, – в основном это портретные изображения муж­чин. Возможно, это связано с ритуальной практикой жителей города. На территории крепости также найдены глиняные сосуды, т.н. «кувшины­плаценты». В эти ёмкости родители клали монеты, кисти для письма, ножи и другие предметы для того, чтобы новорождённый был здоров и успешен в дальнейшей жизни, затем сосуд закапывали.

Многолетние исследования памятника и хорошая сохранность ке­рамики позволили составить подробную периодизацию, в которой для каждой четверти века выделены типы сосудов [9, с..343-344]. Из табли­цы видно (рис..7, 8), что формы изделий суэки были мало подвержены изменениям, в отличие от хадзики и красноглиняной керамики.

В целом, Акитадзе крупнейшая крепость 8-10 вв. на западном по­бережье о. Хонсю. Её многолетнее планомерное изучение японскими учёными даёт возможность детально воспроизвести картину жизнедея­тельности населения раннесредневекового японского города. Ведь осо­бенность северных крепостей в том, что они совмещали в себе функции оборонительных сооружений, ремесленных и административных цен­тров, что и нашло отражение в археологическом материале. Высокая степень сохранности как артефактов, так и экофактов позволила рекон­струировать аспекты как материальной, так и духовной культуры.

Для российских археологов памятники, подобные Акитадзё, пред­ставляют значительный интерес, поскольку знакомят с методами и мето­дикой исследования зарубежных коллег и, что крайне важно, с историей и культурой сопредельных территорий в эпоху раннего средневековья.

Литература

1. Ван Чэнли. Чжунгодунбэй-дэ бохайгоюйдунбэйя (Государство Бохай на северо-востоке Китая и Северо-восточная Азия). Чаньчунь: Цзилинь вэньши, 2000.

2. Гельман Е.И., Болдин В.И., Асташенкова Е.В., Ивлиев А.О., Сергу­шева Е.А., Лещенко Н.В., Кан Ин Ук, Ким Ын Кук. Отчёт об археологических раскопках на Краскинском городище Приморского края в 2008 г. (The 2008 Excavation Report on the Krakino Site in Primorsky Krai). Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2010. 535 с.

3. Кожевников В.В. Очерки истории Японии. VII-XI вв. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2000. 271 с.

4. Никитин Ю.Г. Формирование северо-восточных границ государства Бохай в различные этапы его существования // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток: Дальнаука, 2005. С. 521-541.

5. Aikens, Higuchi. Prehistory of Japan. New-York: Academic Press, 1982. 354 p.

6. Kojima Y. The history of relation between Mohe, Bohai, and Japanese Islands // The first international symposium of Bohai culture. Vladivostok, 1996. p. 22-28.

7. Matsui, A., M. Kanehara, and M. Kanehara 2003 Palaeoparasitology in Japan – Discovery of Toilet Features. Memorias do Instituto Oswaldo Cruz 98 (Suppl. 1). p. 127-136.

8. Turnbul S. Japanese castles.UK: Osprey publishing, 2008. 63 p.

9. 秋田城跡II。一ノ木地区。市教育委員会。秋田城跡調査事務所。2008 年3月。(Памятник Акитадзе II. Акита: Издательство комитета образования г. Акиты, 2008. 376 с.)

10. [シリーズ] 日本史のなかの考古学。編集委員。白石太一郎、 吉村武彦。(Abe Gihei. Formed history in northern Japan by Emishi and Wagin. Tokyo: Aoki-Shoten Publishing, Co., Ltd.1999. 222 p.)

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.