Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Книжный памятник историко-географических знаний в России XVII в.

Постников В. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Изучение памятников русской книжности на Дальнем Востоке яв­ляется частью регионального гуманитарного знания. Историк-краевед А.П. Георгиевский уже в 1920-х гг. говорил о необходимости охраны и изучения памятников древней русской письменности, обнаруженных в дальневосточном регионе, и в качестве примера описал фрагменты ру­кописей XVII-XVIII вв. [1].

Одним из интересных памятников книжной культуры, хранящих­ся в библиотеке ОИАК (Владивосток), является старинная рукописная космография. Она относится к коллекции старообрядца С.Я. Поносова, которая обладает большой научной ценностью, и привлекает внимание культурной общественности Приморья [3; 7, с..212-213; 8]. Книга на­считывает более 800 листов, написана беглым, но вполне доступным для ознакомительного чтения полууставом, отличается хорошей сохранно­стью. Подробное археографическое описание этой книги находится в би­блиотеке вместе с книжной коллекцией. Космография привлекает вни­мание как памятник историко-географических знаний, который может представлять особый интерес для специалистов. Но для непосредствен­ной работы с таким сложным источником нужны дополнительные источ­никоведческие исследования. В литературе известны определения этого экземпляра как «Космография 1720 г». и «Космография 1670 г»., поэто­му представляет интерес вопрос о более точной идентификации этого списка. Важнейшими признаками для определения редакции древне­русских текстов являются разбивка на главы, их количество, дословные совпадения текстов. В рассматриваемом списке выделено 230 глав, что соответствует Космографии 1637 г. В Космографии 1670 г. выделяется 76 глав, а Космография 1720 г. как редакция не известна, это определение может быть датировкой списка, что для идентификации текста имеет вторичное значение. В списке из ОИАК, как и в Космографии 1637 г., со­впадают нумерация, содержание и текст глав (выборочно): 35 – «Россия» (состоит из двух статей о России), 131 – «О Ругии острове». Классиче­ские списки Космографии 1637 г., как и экземпляр из ОИАК начинают­ся словами: «Книга глаголемая Космография, сиречь всего света опи­сание. Всякому убо человеку свойственно есть от Бога дарованным ему разумом под небесеми обретающихся всякихть вещей иже зрить очима своима и ведати о них же слышать изыскивати и изобретати…». Таким образом, мы предлагаем определить рассматриваемый экземпляр как список Космографии 1637 г. Этот вариант космографии является перево­дом и переработкой текста Атласа Г. Меркатора 1595-1606 гг., что было сделано в Москве в Посольском приказе в 1637 г. Космография Г. Мер­катора излагает информацию не только о физической географии, но так­же сообщает об экономической, политической жизни, истории различ­ных стран, и отчасти является историко-географическим описанием [5,с..213, 208-216]. В дальнейшем этот вариант космографии распростра­нился в списках, и послужил основой для компилятивной Космографии 1670 г., которую иногда признавали в этом рукописном томе из ОИАК. Однако, неверно было бы привязывать датировку этого текста конкрет­но к 1637 г. Данный список содержит включение более позднее, которое должно быть датировано второй половиной XVII в. – вторая статья из упомянутой нами главы о России (объяснения приведены ниже). Такая ситуация не оригинальна, и наблюдается в одном из известных списков Космографии Г. Меркатора – так называемом Румянцевском [6, с..516]. Поэтому более правильно было бы определить космографию из ОИАК как перевод и переработку Космографии Г. Меркатора (1637), или спи­сок Космографии Г. Меркатора с дополнениями.

К какому времени относится этот список? В археографическом опи­сании, хранящемся в библиотеке с космографией, приведены аргумен­ты в пользу его датировки последней четвертью-концом XVII в. Кроме анализа филиграней и почерков, датирующими свойствами обладает и оформление книги. На титульном листе в верхней части декоративной рамки находится изображение восседающего на троне коронованного Ии­суса Христа с предстоящими фигурами. Этот иконографический тип по­лучил название «Царь Царём» (Царь царей), распространился в России с последней четверти XVII в., и зачастую использовался для оформления книг (например, представленное в экспозиции Александровского музей­ного комплекса печатное Евангелие 1698 г., оклад которого украшен по­добным изображением). Этот иконографический тип был распространён и в XVIII в., но в другой, барочной стилистике. Изображение на космо­графии имеет более строгий, близкий к традиционному иконописанию облик, и поэтому вполне может служить дополнительным аргументом в пользу датировки списка концом XVII в. Надо полагать, это религиозное изображение на такой книге с определённо светским содержанием име­ло особое значение. Вероятно, оно служило напоминанием традицион­ной установки о том, что царей и государств много, но царь всех царей – Христос, Бог, который является гносеологическим источником и корнем мироздания. Это был способ встроить «мирские» знания космографии в официально-религиозную систему мировоззрения того времени.

Главный интерес представляет содержание книги. Космография организована по принципу сплошного «сканирования» земной поверх­ности с запада на восток. Крайняя точка, с которой начинается описание – Исландия. Затем последовательно описываются Западная, Северная, Южная Европа, страны Африки, Азии и Америка. Описание европей­ских стран занимает около 9/10 текста, отличается подробностью, вплоть до писания провинций. Неевропейские территории описаны согласно последовательности (после Греции): Эфиопия, Египет, Малая Азия, Персия, Тартария, Китай, Индия, и т.д. В описаниях стран отмечаются географическое положение, природа, климат, ресурсы, хозяйство, быт населения, история.

Поскольку эта работа имеет ознакомительный, обзорный характер, мы отметим те особенности, которые в первую очередь привлекли наше внимание. Наибольший интерес у нас вызывает информация о России, Сибири и прилегающих регионах Дальнего Востока. Немаловажно, что Россия в Космографии причисляется к европейским странам согласно последовательности: скандинавские страны, Пруссия, Ливония, Моско­вия, Литва, Трансильвания и т.д., т.е. понимается в основном как уда­лённая часть Северной Европы: «То московское государство долготою и широтою великим пространством расширяется, с ополуночной страны море мёрзлое, в востоке татаре, в полудня турецкое да польское госу­дарство»; «Винограда, масла древянного и никаких сладких овощей не родиться, потому что земля студёна» (гл. 35). Описание России, состав­ленное в основном в конце XVI в., дополнено второй более поздней рус­ской статьёй о Московском государстве, где границы России описаны со­ответственно ситуации второй половины XVII в.: «и паки к востоку даже до Ледовитаго моря и до земли Сибирские и до пределов Китайскаго и Богданскаго царства. Имать же под собою и Сибирскую всю землю с прилежащими к ней ордами…». Упоминание Богданского (Богдойского) государства относит текст ко времени не ранее 1651 г., когда Е. Хабаров впервые сообщил это название. Верхняя граница этого текста, вероят­но – 1660-е гг., поскольку в описании России не упоминается о церков­ном расколе, определившемся на соборе 1667 г., и говорится, что русские «христианскую веру держат крепко и непреложно, и отнележе прияша святое крещение и доселе ни един от них не бысть еретик…». Таким об­разом, текст этой статьи можно датировать условно около 1660 г.

Специальная глава посвящена описанию Татарии (гл. 211, «Тар­тария»), которая рассматривается в основном отдельно от России, сооб­разно исторической ситуации конца XVI в. Татария по представлению Космографии – это территории Центральной и Северной Азии, бывшая империя Чингисхана: «Первый царь того государства, который то госу­дарство завёл и всякие чины в нём уставил называют его… Цынхис…». Так определяется границы Татарии: с востока – Китай, с юга – Индия, на западе – «море Фалистимское и Польское королевство», с севера – Мо­сковское государство. Татария, как территория гигантская, разделяется на регионы: «меньшая татарская земля во Европе между Доном рекою да татаринам Херсонесскими, где перекопские татаре живут»; «Татария пустая многие орды имеет: заволжую, казанскую, башкирскую…»; «Во области Китае есть озеро вельми многорыбно. Около того озёра 100 вёрст озеро китайское где Обь река протекает в пустую татарскую землю и во иные и немало в ней великих рек…». Название «Китай» в Космографии относится к территориям Центральной Азии и отличается от нашего со­временного понятия о Китае, который в тексте называется «Хина». Из известных географических названий в описании Северной Азии мы встречаем р. Объ, которая, как видно, является восточной границей до­стоверно известных земель в этом тексте. Информация об остальной ча­сти Татарии полна измышлений: «В древние лета теми государствы вла­дел Ефиопский царь Иерей Иван, тамошние жители того Ефиопского царя называют Престиан (Пресвитер Иоанн – В.П.)… пристойно то имя папе или коему великому духовному властителю»; «в татарской земле озёра многие… есть озеро такое, множество в нём жемчугу что всякому колико кто хощет мощно бы наловити…»;. Нужно отметить, что в этой космографии мифологические сведения достаточно умеренны, присут­ствуют в меньшей степени, чем это встречается в других источниках того времени. Несмотря на неопределённости в описаниях, присутствие раз­личных неизвестных названий, Сибирь вполне правдиво представляет­ся как регион с мощными речными системами. В описании северных об­ластей Татарии упоминается некая река Квианфа(?) – «больши тоя реки во всём свете несть». Однако, сведения Космографии о Северной Азии весьма ограниченны и традиционны. В ней присутствует самая общая информация о регионе, почти ничего не говорится о северо-восточной Азии, нашем Дальнем Востоке, который оставался неизвестным. Арха­изм сведений этого произведения наглядно показывает отсутствие ин­формации об Амуре, что дополнительно свидетельствует, что основной текст Космографии был составлен до середины XVII в.

В отличие от малоисследованной на то время Северной Азии, стра­ны Восточной и Юго-Восточной Азии были более известны составителям Космографии. Она стала одним из ранних источников знаний о Китае в России, подогревая интерес к богатейшей стране Востока: «Царство Хинское вельми славное, сильное… В том государстве ни единого места пустого где бы не родилося всякого земного плода… много злата, сребра и меди и железа и иные всякие руды... и всего в том государстве свыше меры родится, ремесленных промышленных людей множество…» (гл. 212, «Хинское царство»). Эти сведения служили стимулом к поиску пу­тей в Китай, что являлось одним из факторов русских географических открытий, освоения Сибири и Дальнего Востока в XVII в. В некоторых случаях Космография стала открытием прежде неизвестных стран для России. В Космографии 1637 г. впервые в России появилось описание Японии (гл. 216, «Япония или Япан-остров», впоследствии повторённая в Космографии 1670 г.). Актуальность этих материалов показывают со­временные публикации [4, 2]. Завершается Космография описанием островов Юго-Восточной Азии и «Новой Испании» – Америки.

Таким образом, Космография 1637 г. в фондах ОИАК является книжным памятником развития историко-географических знаний в Рос­сии XVII в. В настоящее время известно несколько полных списков этой Космографии, которая является, по мнению историка-архивиста XIX в. А. Попова, одним из крупных явлений русской переводной литерату­ры XVII в. К примеру, приведём список Космографии Г. Меркатора из экспозиции Центрального Государственного исторического музея в Мо­скве, представленный наряду с другими книгами, демонстрирующими развитие научно-практических знаний и образования в России XVII в.: «Цифирная счётная мудрость», «Геометрия», «Лечебник конский» и т.д. Это показывает культурное и научное значение списка из ОИАК. При­сутствие этой книги в библиотеке ОИАК, как отделения Российского гео­графического общества – наследника и продолжателя русских географи­ческих исследований, русской научной школы, является символичным. Эта книга может служить источником по истории научных знаний в Рос­сии, мировоззрения, литературы того времени для историков, культуро­логов, филологов, и других специалистов, для которых важное значение имеет работа с оригинальными источниками.

Литература

1. Георгиевский А.П. Вопрос об архивах и памятниках древней русской письменности в пределах ДВ края // Записки Владивостокского отдела государственного Русского географического общества (ОИАК). – Владивосток,1929. Т. 2 (19). С. 92, 67-111.

2. Ермакова Л.М. Описания Японии в старописьменной русской культуре XVII века // Acta Slavica Iaponica. T. XVIII, 2001. Sapporo, Japan. P. 175-203.

3. Иванцова Н.С. Источники по истории старообрядчества Сибири и Дальнего Востока // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи. Материалы международной научной конференции. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. С. 61-70.

4. Кононова А.Ю. "Царство Хинское велми славное, силное и вельможное". Сведения о Китае XVI в. из «Космографии» Герарда Меркатора // Исторический архив, № 4. 2006. С. 165-173.

5. Лебедев Д.М. География в России XVII века. Очерки по истории географических знаний. М.-Л.: Изд-во АН, 1949. 235 с.

6. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесённых в хронографы русской редакции. М., 1869. 541 с.

7. Хисамутдинов А.А. Общество изучения Амурского края: события и люди. Ч. I: Монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. 276 с.

8. Щербакова М.М. Уникальная библиотека // Власть книги: Библиотека. Издательство. Вуз. Владивосток: ДВГУ, 2001. № 1. С. 15-18.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.