Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Перспективы развития Туманганской инициативы в контексте геополитических процессов в СВА

Бурлаков В. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Очередное обращение к проблеме Туманганского проекта можно назвать оправданным. С момента своего возникновения в 1991 году про­ект стал единственной формой регионального экономического сотруд­ничества, перешедшей из состояния теоретической концепции в стадию практической (с некоторыми оговорками, конечно) реализации. Более того, заключённые в 1995 году межправительственные соглашения сде­лали проект «Туманган» единственным действующим институтом регио­нальной экономической интеграции в Северо-Восточной Азии.

В отличие от государств Юго-Восточной Азии, страны СВА никогда не рассматривали проблему всесторонней экономической интеграции в регионе в качестве приоритетной. Основное внимание всегда уделялось развитию двусторонних контактов или сотрудничеству в рамках реали­зации каких-либо международных проектов. При этом территории, при­легающие к бассейну реки Туманной, или территории Япономорского кольца фактически рассматривались в качестве экономической перифе­рии. Для Китая традиционной формой регионального экономического сотрудничества стала ориентация на страны и территории с чисто ки­тайским населением или на страны с преобладающим китайским капи­талом (этнических китайцев – хуацяо). Эти страны, составляющие так называемую зону «Большого Китая», располагаются в южной части Вос­точной Азии. Для Японии приоритетными внешнеэкономическими пар­тнёрами всегда оставались США, страны Юго-Восточной Азии и страны Евросоюза. Важнейшими торговыми партнёрами Южной Кореи были США, Япония и Китай. Для России восточноазиатский вектор внешнеэ­кономических отношений никогда не рассматривался в качестве значи­мого.

В этих условиях проект «Туманган» изначально рассматривался в качестве основного средства, стимулирующего региональное экономи­ческое сотрудничество между территориями, выступающими перифе­рийными по отношению к другим территориям стран СВА. Институцио­нализация проекта давала надежду на его превращение в будущем в ядро региональных интеграционных процессов. Однако существенные геополитические, социально-экономические и политические противоре­чия между странами Северо-Восточной Азии не позволили оправдаться радужным надеждам начала 1990-х гг. Отношения в рамках Програм­мы развития бассейна реки Туманной переросли в форму небольших по объёму, как правило, двусторонних проектов.

К началу XXI века интерес к проекту утратили все его участники, за исключением Китая, который продолжил его реализацию на своей территории – в префектуре Янбянь (провинция Цзилинь). Основные средства были направлены на строительство и модернизацию действую­щих железных дорог, аэропортов, шоссейных магистралей.

Другие непосредственные участники проекта «Туманган» такой активности не проявляли. Именно поэтому модернизация портов в се­верокорейской экономической зоне Раджин-Сонбон и российском посёл­ке Зарубино не имела успеха. Изначально Программа развития района реки Туманная предусматривала три стадии реализации:

  1. создание транспортного коридора в районе реки Туманной
  2. открытие экономического коридора между странами-участниками проекта на основе интенсификации взаимных торговых и инвестицион­ных связей;
  3. формирование треугольника экономического роста на основе сравнительных преимуществ сторон и их взаимодополняемости.

Однако к середине 2005 года, года окончания действия межправи­тельственных соглашений, заключённых в 1995 года в рамках проекта «Туманган», некоторые успехи были достигнуты только в направлении создания транспортного коридора. Дальнейшие перспективы реализа­ции проекта оставались при этом весьма туманными. Стороны так и не смогли выработать сколько-нибудь единое понимание ситуации в рам­ках проекта и сформулировать общие региональные интересы.

На восьмой встрече Консультативной Комиссии Программы раз­вития района реки Туманной, прошедшей в сентябре 2005 г. в Чанчу­не (КНР), были приняты так называемые Чанчуньские договорённости, кардинально изменившие форму сотрудничества в рамках Туманган­ского проекта. Во-первых, ещё на десять лет было продлено действие базовых соглашений 1995 г. по формату взаимодействия в рамках Ту­манганского региона. Во-вторых, Программа развития района реки Туманная была переименована в Расширенную Туманганскую Ини­циативу (РТИ) (Greater Tumen Initiative – GTI), цель которой была опре­делена, как дальнейшее расширение регионального сотрудничества и кооперации для стимулирования экономического роста и устойчивого развития в Северо-Восточной Азии и Расширенном Туманганском ре­гионе. В-третьих, географические рамки РТИ были расширены за счёт включения в неё китайских провинций Цзилинь, Хэйлунцзян и Ляонин и автономного района Внутренняя Монголия, восточных провинций Монголии, восточных портов Республики Корея, северокорейской эконо­мической зоны Раджин-Сонбон и Приморского края со стороны России. В-четвёртых, для привлечения частного сектора в деятельность РТИ было предложено создать Деловой Консультативный Совет, работающий при руководстве РТИ. И, в-пятых, было решено расширить возможности постоянно действующего Секретариата для продвижения региональных проектов в основных сферах сотрудничества – транспорт, энергетика, ту­ризм и инвестиции, плюс сотрудничество в рамках охраны окружающей среды как связующее направление.

Данные договорённости кардинально изменили саму сущность Туманганского проекта. Программа развития района реки Туманная представляла собой чётко структурированный и выверенный по време­ни проект, результатом которого должна была стать определённая фор­ма экономических отношений между её странами-членами. Проект «Ту­манган» первоначально достаточно конкретно, а затем более абстрактно определял конечную цель движения и задавал параметры достижения данной цели. Такой целью было формирование специфической между­народной зоны экономического сотрудничества на стыке границ трёх го­сударств в районе устья реки Туманган.

Формат Расширенной Туманганской Инициативы предполагает лишь интенсификацию экономического сотрудничества. По сути, РТИ – это площадка для представления и обсуждения проектов в ряде приори­тетных направлений. В этой связи любая временная привязка становит­ся бессмысленной. Значение имеет сам процесс сотрудничества.

В ходе двух следующих встреч Консультативной Комиссии была уточнена структура руководящих органов РТИ. Так, на 9-й встрече, про­шедшей в ноябре 2007 года во Владивостоке, были официально созданы Департамент по энергетике, Департамент по туризму и Департамент по окружающей среде, был открыт Деловой Консультативный Совет и проведён 1-й Инвестиционный форум в рамках РТИ. На 10-й встрече в Улан-Баторе (Монголия) в марте 2009 г. был создан Департамент по транспорту и Комитет РТИ по содействию торговле.

К сожалению, с 5 ноября 2009 года Корейская Народно­Демократическая Республика прекратила своё членство в Расширенной Туманганской Инициативе и отозвала своих представителей из Кон­сультативной Комиссии.

К настоящему времени институциональное оформление РТИ вы­глядит следующим образом. Главной структурой РТИ является Кон­сультативная Комиссия (GTI Consultative Commission), созданная межправительственными соглашениями 1995 г. Комиссия состоит из представителей стран-членов Расширенной Туманганской Инициати­вы (КНР, Монголии, Республики Корея и России) в ранге не ниже за­местителя министра. Деятельность Комиссии на национальном уровне курируется следующими правительственными учреждениями: мини­стерством коммерции Китая, министерством стратегии и финансов Ре­спублики Корея, министерством финансов Монголии и министерством экономического развития России. Комиссию возглавляет председатель, который выбирается из числа её членов на основе ротации. Свои полно­мочия председатель осуществляет между очередными встречами Комис­сии. Консультативная Комиссия периодически (с 2010 г. – ежегодно) со­бирается на официальные встречи для решения всех проблем экономи­ческого сотрудничества в рамках РТИ. Комиссия правомочна принимать решения по всем вопросам деятельности РТИ.

Начиная с владивостокской встречи 2007 г. параллельно со встре­чей Комиссии проходит Инвестиционный форум, целью которого яв­ляется обмен деловой информацией между частными структурами и правительственными учреждениями для стимулирования деловой ак­тивности в Северо-Восточной Азии и повышения инвестиционной при­влекательности регионов, составляющих Расширенную Туманганскую Инициативу.

Для стимулирования участия частного сектора в работе РТИ при Комиссии с 2007 г. действует Деловой Консультативный Совет (ДКС) (Business Advisory Council – BAC), который проводит ежегодные встречи приуроченные, когда это возможно, к встрече Комиссии РТИ. Как опре­делялось на первой встрече Совета, его основными целями являются:

  • содействие развитию экономической деятельности в регионе РТИ;
  • выработка рекомендаций и предложений в области экономиче­ского сотрудничества в рамках РТИ для государственных органов стран­участниц;
  • содействие формированию благоприятного инвестиционного кли­мата в регионе РТИ;
  • содействие привлечению инвестиций в регион;
  • разработка механизма финансирования и определение приори­тетов для финансирования;
  • разработка схемы сотрудничества с новыми инвесторами.

С октября 2009 г. в Пекине начал действовать Исполнительный Комитет Совета (BAC Executive Committee), призванный координиро­вать работу его членов.

Постоянно действующим органом РТИ является Секретариат (Tumen Secretariat), призванный координировать деятельность всех ор­ганов РТИ и осуществлять взаимодействие между странами-членами через национальных координаторов. Секретариат базируется в Пекине. Кроме основной функции, Секретариат осуществляет руководство над структурами, созданными по приоритетным направлениям: Департа­мент по туризму (Tourism Board), Департамент по транспорту (Transport Board), Департамент по энергетике (Energy Board), Департамент по окружающей среде (Environment Board) и Комитет РТИ по содействию торговле (GTI Trade Facilitation Committee).

Изначально Чанчуньскими договорённостями были определены пять основных направлений сотрудничества в рамках Расширенной Туманганской Инициативы: транспорт, туризм, энергетика, торговля и инвестиции, а также сотрудничество в рамках охраны окружающей сре­ды как связующее направление. Сотрудничество в сфере туризма пред­полагало выработку странами-участницами РТИ единых подходов к формулированию политики в данной области, упрощение процедурных формальностей при пересечении границы и предложение туристиче­ских продуктов различного назначения. Перспективным представлялся и процесс регионального сотрудничества в энергетической сфере. Нерав­номерность насыщения источниками энергетических ресурсов является основной особенностью региона СВА. Основные их потребители – Ки­тай и Япония – практически лишены энергоресурсов, тогда как Россия выступает в качестве единственного их поставщика. В таких условиях успешное развитие региональных отношений напрямую зависит от спо­собности стран-участниц РТИ к выработке сбалансированной энергети­ческой политики и стратегии. Усилия РТИ также должны привести к стимулированию трансграничной торговли и повышению объёма торго­вых обменов между странами региона. Принципиальным также пред­ставляется вопрос охраны окружающей среды и особенно консолидация усилий приграничных стран в этом вопросе. Район бассейна реки Ту­манной всегда позиционировался как район с уникальной экосистемой (особенно на территории России), а потому любое расширение сотрудни­чества здесь требует значительных усилий по минимизации негативных последствий.

Наиболее значимым направлением сотрудничества в рамках Рас­ширенной Туманганской Инициативы всё же представляется сфера транспорта. Проект «Туманган» образца 1991 г. задумывался во многом как транспортный узел. И сегодня транспортная составляющая РТИ, по­жалуй, одна из наиболее значимых. Естественно, что развитие транс­портной инфраструктуры и снижение пограничных барьеров являются необходимыми условиями для стимулирования торговли и развитию других форм региональной интеграции. Традиционно ключевой сто­роной, форсирующей данную составляющую РТИ, выступает Китай, нуждающийся в морских портах для транзита продукции своих северо­восточных провинций. Также традиционно в этом вопросе Монголия поддерживает все усилия Китая.

В этой связи совершенно естественно, что транспортная сфера со­трудничества в рамках РТИ представлена наибольшим количеством проектов. К их числу относятся:

  • создание в СВА системы автомобильных паромных переправ;
  • модернизация порта Зарубино;
  • строительство железнодорожного пути из Монголии в Китай;
  • завершение строительства железнодорожной ветки Махалино (Краскино) – Хуньчунь;
  • проект строительства дороги и гавани на границе между Китаем и Северной Кореей.

Следует сказать, что в подобном контексте Расширенная Туманган­ская Инициатива становится во многом схожа с проектом «Туманган» со всеми его внутренними противоречиями и потенциальными конфлик­тами. Безусловно, РТИ – это уже другая форма регионального сотруд­ничества, но она несёт в себе многие пороки своего предшественника. И главный из них – это разнонаправленность геополитических интересов стран-участников РТИ. Страны региона до сих пор видят свои приори­теты не в форсировании интеграционных процессов, что, по сути, долж­но было бы максимизировать выгоды регионального сотрудничества, а в решении собственных транспортных и энергетических проблем за счёт геополитической экспансии в отношении соседей.

Стратегии стали более тонкими и изящными, но сохранили свою направленность. Так, Китай готов к компромиссам, но не готов отказы­ваться от основных своих геополитических устремлений в отношении транзитных коридоров в сторону Японского моря. Монголия усиливает своё присутствие в регионе Северо-Восточная Азия и стремится позицио­нировать себя в качестве равноправного игрока. Республика Корея про­должает решать свою ключевую геополитическую задачу – объединение Кореи под властью Сеула и, исходя именно из этой стратегии, строит все свои отношения с КНДР. Северная Корея стремится минимизировать своё участие во всех сомнительных с её точки зрения проектов, справед­ливо полагая, что её экономический потенциал никак не может конку­рировать ни с одной экономикой региона.

Существенно изменилась позиция России. Если на первоначаль­ном этапе функционирования проекта «Туманган», в 1990-е гг., России приходилось в значительной мере дистанцироваться от подобных проек­тов, то сегодняшнее состояние страны позволяет проводить более гибкую политику в вопросе регионального сотрудничества. Ряд проектов в выра­ботке электроэнергии (например, введение в эксплуатацию Бурейской ГЭС), добыче полезных ископаемых (проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2») и развитии инфраструктуры (строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан») значительно усилили экономический потенци­ал Дальнего Востока. Конечно, Россия и тем более её Дальний Восток ещё далеки от того, чтобы на равных конкурировать с экономиками Ки­тая, Южной Кореи или Японии, но современное состояние страны по­зволяет в существенной мере влиять на региональные экономические процессы и диверсифицировать своё участие в таких проектах, как РТИ. Предложения по поставкам нефти и газа в страны региона, а также зна­чимые проекты трансконтинентального транзита заставляют восприни­мать Россию как серьёзного экономического игрока в Северо-Восточной Азии.

Подводя итог, следует сказать, что проект «Туманган» в форме ли Программы развития района реки Туманной или в форме Расширен­ной Туманганской Инициативы не утратил своего значения, и ещё будет определять экономические и отчасти политические отношения в регионе СВА. Его роль в системе регионального сотрудничества сегодня также не однозначна, как и десть лет назад. Ориентация стран на реализа­цию собственных интересов за счёт соседа, а также возможно невольное восприятие СВА как региона контакта периферий существенно снижает экономический потенциал данной территории. В данных условиях РТИ остаётся единственной межправительственной площадкой, в рамках которой можно корректировать усилия государств региона и особенно территорий, прилегающих к Туманганскому треугольнику, с целью ре­шения проблем экономического сотрудничества.

Спасибо за внимание!

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.