Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
«Морское измерение Азиатско-Тихоокеанского региона»: от редактора рубрики

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Тематическая рубрика «Морское измерение Азиатско­Тихоокеанского региона» посвящена обсуждению проблем и возможно­стей, которые даёт уникальное геоэкономическое и геостратегическое положение региона. АТР включает в себя колоссальные морские про­странства, которые уже становятся ареной борьбы как крупных, так и малых государств. В рамках рубрики предпринята попытка исследовать проблемы морской безопасности, включая экономические и экологиче­ские аспекты. Помимо увеличения роли военно-морских сил в обеспече­нии безопасности стран региона, налицо и возрастающее хозяйственное значение Тихого океана.

Перед авторами рубрики стояла задача выразить своё мнение от­носительно конфликтов, связанных с борьбой государств за морские ак­ватории и природные ресурсы, которые в состоянии уже в ближайшее время привести к коренным изменениям системы региональной безо­пасности. Кроме этого потребовалось определить ключевые угрозы для морского транспорта, а также возможности развития новых маршрутов и совершенствования человеческого капитала.

В современных условиях международной турбулентности море представляет собой арену соперничества государств, сотрудничества и интеграции. Тихий океан сегодня объединяет три десятка государств, од­нако с морскими пространствами связаны и самые главные конфликты в АТР – борьба за контроль над Южно-Китайским, Восточно-Китайским морями, островами Южной Курильской гряды вместе с важнейшими проливами и другие.

Интересно, что рубрика, вопреки нашим ожиданиям, получилась достаточно «мирной» – демилитаризованной.

Статья А.В. Губина (ДВФУ, РИСИ) оказалась единственной, посвя­щённой военному аспекту морской безопасности в АТР. Автор проводит аналогии современной ситуации, характеризующейся наращиванием морских вооружений ведущими государствами региона, с преддверием Первой мировой войны в Европе. Ставшие неким символом технологи­ческой развитости и военного могущества корабли с системой «Иджис» в чём-то подобны «дредноутам» первой мировой – на них строятся военно­морские доктрины государств. И разгром Германии на море во многом предопределил дальнейшее мироустройство. Сегодня Северо-Восточная Азия фактически находится в плену традиционной дилеммы безопасно­сти, когда любые оборонные шаги воспринимаются соседними государ­ствами как угроза. В этой связи крайне важно и поведение формально внерегиональных, однако имеющих огромные интересы и различное по своей степени влияние в Восточной Азии, – США, Индии, России.

Статья Е.В. Карпова (ВГУЭС) рассматривает роль японо­американского фактора в формировании системы безопасности в АТР. Япония заслуженно занимает место middle power в глобальном масшта­бе, рост её политических амбиций постепенно подкрепляется и военно­политическими шагами. Американо-японский альянс остаётся крае­угольным камнем системы безопасности в СВА, потому его нельзя обойти при рассмотрении «морского измерения» нашего региона.

А.В. Лаврентьев и Л.М. Медведева (ВГУЭС) представили для ру­брики две работы. Первая уделяет внимание крайне важному в совре­менных условиях вопросу развития Северного морского пути (СМП). После вхождения в Арктический совет в качестве наблюдателей азиат­ских государств стало окончательно ясно, что СМП – это и инструмент экономического роста, и поле региональной конкуренции. В этой связи Россия, как ответственное государство, может использовать уникальные возможности для укрепления собственного международного влияния и создания новых «точек роста». Вторая статья указанных авторов рассма­тривает смежную тему совершенствования системы морского транспорта на Дальнем Востоке России. В свете последних инициатив руководства нашей страны по развитию Дальнего Востока и Забайкалья морскому транспорту отводится значимая роль «локомотива» экономического и со­циального развития – планируется восстановить всю утраченную в этой сфере инфраструктуру, открыть новые предприятия, довести состав и качество флота до уровня, отвечающего потребностям страны и одновре­менно дающего стимул для интенсификации международного сотрудни­чества.

Развивая тему этого номера, Президент Дальневосточной ассоциа­ции морских капитанов П.И. Осичанский представил научное сообщение о воспитании человеческого фактора в целях предотвращения аварий и катастроф на море и ликвидации их последствий. С ростом хозяйствен­ной активности в бассейне Тихого океана увеличивается и значимость физической безопасности перевозок – авария может не только нанести прямой ущерб национальной экономике, но и сказаться негативно на экологии.

Остаётся верить, что «демилитаризованность» нашей рубри­ки о морском измерении безопасности в АТР станет пророческой. Все конфликты,так или иначе, будут решены дипломатическим путём, а Ти­хий океан действительно станет Океаном Сотрудничества.

А. В. Губин
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 гг.