|
Рубан Д. А.
Это ознакомительная текстовая версия,
Составление всевозможных мировых рейтингов ВУЗов создаёт предпосылку к изучению географии высшего образования и связанной с ним науки [6]. Подобные исследования представляются весьма актуальными, в частности, в связи с необходимостью корректного определения потенциала региональных образовательных и научных систем в контексте их социально-экономического значения и возможностей позиционирования на национальном и международном уровнях для усиления конкурентоспособности регионов [1-4]. Так, проведённый ранее анализ выявил весьма благоприятную (с точки зрения перспектив повышения инвестиционной привлекательности территорий) концентрацию российских ВУЗов, осуществляющих заметную на международном уровне научную деятельность, в регионах с достаточно высокой инновационной составляющей в развитии [5]. Целью настоящей работы является краткий анализ географии отечественной науки на основе данных о международной научной деятельности ВУЗов (= университетов sensu lato (зд. и далее). За основу взяты данные из последней версии (август 2013 г.) мирового рейтинга (перечня) SCImago Research Group [7], который отражает публикационную активность сотрудников ВУЗов. Попадание в этот перечень само по себе может рассматриваться в качестве индикатора успешности научной деятельности как отдельного университета, так и региональной научной системы в целом [5]. Ограниченность такой трактовки рассматривалась ранее [5], а потому отметим лишь, что публикационная активность является важнейшим, но не единственным мерилом научной активности, и в качестве такового больше подходит для естественных наук. В общей сложности, 30 отечественных ВУЗов попали в рассматриваемый перечень [7]. Они располагаются в 14 регионах, а именно, в городах Москве и Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Красноярском крае, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Томской областях [5]. Университеты (за исключением их отдельных структурных подразделений и филиалов) находятся в административных центрах перечисленных субъектов Российской Федерации. Как можно увидеть, наиболее успешными с точки зрения научной деятельности ВУЗов оказываются регионы, располагающиеся в Европейской части России, в сравнении с таковыми Сибири и Урала (рис..1). Диспропорция эта оказывается несколько меньшей с учётом того, что в Новосибирской и Томской областях расположены по два ВУЗа из перечня [7], тогда как в регионах Европейской части России располагается в основном по одному такому ВУЗу (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) [5]. Однако сопоставление размера территории регионов с числом соответствующих им ВУЗов (рис..1), наоборот, говорит о значительной диспропорции в пользу Европейской части России, где университеты концентрируются на меньшей площади. Сопоставление числа университетов и населения субъектов Российской Федерации даст, по всей видимости, менее однозначный результат, обсуждение которого находится вне задач настоящей работы. Интересно проследить географическое расположение вышеуказанных регионов относительно друг друга (рис..1). С одной стороны, имеет место явная концентрация регионов, в которых располагаются ВУЗы, проявляющие заметную международную активность. Так, выделяются следующие группы граничащих регионов: 1) Белгородская, Воронежская, Ростовская и Саратовская области (могут быть выделены в качестве Южного научного "пояса"); 2) Ивановская и Нижегородская области (если к ним отнести также близлежащие, хотя и не граничащие с ними г. Москву и Республику Татарстан, то можно будет обозначить Центральный научный "пояс"); 3) Красноярский край, Иркутская, Новосибирская и Томская области (они могут рассматриваться в качестве Сибирского научного "ядра"). С другой стороны, два региона, а именно г. Санкт-Петербург и Свердловская область, располагаются "обособленно". Таким образом, география отечественной университетской науки определяется как концентрированностью (надрегиональный уровень), так и разрозненностью. Первая из них преобладает. Иными словами, в едином пространстве сосуществуют своего рода "научные регионы" сразу двух иерархических уровней (рис..2). Безусловно, это должно учитываться при разработке государственных стратегий развития университетской науки в России. Сам факт наличия вышеупомянутых групп регионов позволяет обратить внимание на сильную сторону последней, т.к. их отсутствие свидетельствовало бы о фрагментарности передовой вузовской науки и достаточной "случайности" в пространственном распределении (как было показано выше, в действительности этого не наблюдается). Стоит уделить внимание отмеченным выше группам регионов. Входящие в Южный научный "пояс" регионы принадлежат трём разным федеральным округам (Белгородская и Воронежская – Центральному, Ростовская – Южному, Саратовская – Приволжскому). Более того, их административные центры, в которых располагаются ВУЗы из рассматриваемого перечня [7], располагаются на значительном удалении друг от друга (за исключением городов Белгорода и Воронежа). В целом, аналогичная степень географической разобщённости характерна для Центрального научного "пояса". Там, с одной стороны, регионы принадлежат двум федеральным округам (г. Москва и Ивановская область – Центральному, а Республика Татарстан и Нижегородская область – Приволжскому), а расстояние между административными центрами не столь велико (хотя Москва и Казань всё-таки заметно удалены друг от друга). Но с другой стороны, только два из входящих в этот "пояс" регионов имеют общую границу. Что касается Сибирского научного "ядра", то образующие его Красноярский край, Иркутская, Новосибирская и Томская области располагаются в одном федеральном округе. Административные центры Новосибирской и Томской областей (в каждом из которых располагается по два ВУЗа с заметной международной научной активностью) относительно близки географически, а вот административные центры Красноярского края и Иркутской области находятся на некотором удалении. Иными словами, для Сибирского научного "ядра" также фиксируется определённая географическая разобщённость. В связи со сказанным выше стоит отметить, что концентрация регионов с расположенных в них ВУЗами, демонстрирующими заметную международную научную активность, не соответствует в полной мере ни историческим их связям, ни современному делению на федеральные округа. Например, такие регионы Поволжья, как Республика Татарстан и Нижегородская область, относятся к Центральному научному "поясу" (первый из них – с определённой долей условности), а другой – Саратовская область, – к Южному научному "поясу". Более того, две отмеченные группы включают регионы из разных федеральных округов, о чём говорилось выше. Иначе ситуация обстоит на юге Сибири. Всё это создаёт дополнительный вызов для планирования научной деятельности на государственном уровне. Отмеченные выше географические закономерности международной научной активности ВУЗов в российских регионах выявляют существенную предпосылку использования территориально-кластерного подхода к развитию отечественной науки [2]. Надрегиональные "кластеры" могут быть сформированы в вышеупомянутых Южном и Центральном научных "поясах" и Сибирском научном "ядре". Кластеры меньшего порядка возможны для "одиночных" регионов. Ранее также обращалось внимание на важность развития науки в приграничных и единственном эксклавном регионах России [1; 2]. Из числа тех регионов, где располагаются ВУЗы с заметной международной научной активностью, приграничными являются Белгородская, Воронежская, Новосибирская, Ростовская и Саратовская области и условно г. Санкт-Петербург (рис..1). Это лишь сравнительно небольшая часть приграничных регионов России, причём в ряде из них (например, в Воронежской области) длина государственной границы невелика. Следовательно, развитие университетской науки в приграничных регионах России требует дополнительного стимулирования. Говоря о географических закономерностях организации вузовской науки на уровне страны, следует отметить, что связь научных систем и отдельных университетов в современных условиях обеспечивается не только (и, возможно, даже не столько) близостью их географического расположения. Высокая степень глобализации в рассматриваемой сфере, а также наличие прочных информационных связей внутри неё обеспечивают виртуальную близость научных систем даже весьма удалённых в географическом отношении регионов и университетов. Хотя само по себе это не свидетельствует о меньшей географической диспропорции в размещении регионов с заметной международной научной деятельностью, возможности виртуального сближения региональных научных систем могут способствовать выравниванию научной активности по территории страны, что является важной задачей для России [2]. Подводя итог сказанному, можно сделать следующие общие выводы. Во-первых, российские регионы со значительной международной научной активностью ВУЗов распределены несколько диспропорционально по территории страны. Во-вторых, значительная их часть объединяется в группы: Южный и Центральный научные "пояса", а также Сибирское научное "ядро", характеризуемые некоторой географической разобщённостью. В-третьих, установленные географические закономерности в размещении передовых университетов должны учитываться при разработке государственной стратегии развития российской науки в целом. Безусловно, сделанные выводы носят весьма предварительный характер и нуждаются в последующем обсуждении. Сам же анализ международной научной активности в российских регионах может быть существенно расширен за счёт привлечения других показателей и других рейтингов, а также учёта данных по невузовским элементам региональных научных систем (научно-исследовательским институтам, музеям и т.п.). В целом же, настоящая работа подтверждает перспективность географии российской науки как объекта для всестороннего анализа. В заключение автор выражает благодарность Е.А. Носачевской за обмен мнениями и помощь с литературой. Литература 1. Бильчак В.С., Носачевская Е.А. Развитие научно-исследовательской деятельности в регионе. Калининград, Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. 265 с. 2. Носачевская Е.А. Наука как фундаментальная отрасль экономики. Москва, Просвещение, 2012. 168 с. 3. Рубан Д.А. Регион как исследовательский бренд в условиях научной глобализации // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2012. № 4. С. 120-124. 4. Рубан Д.А. Управление в сфере науки: постановка сверх-задач в условиях глобализации // Вестник Института экономики и управления НовГУ. 2013. № 1. С. 52-56. 5. Рубан Д.А. Позиционирование региональных систем высшего образования посредством публикационной активности: инвестиционно-инновационный контекст // ВУЗ. XXI век. 2013. № 3. С. 107-116. 6. Jons H., Hoyler M. Global geographies of higher education: The perspective of world university rankings // Geoforum. 2013. V. 46. P. 45-59. 7. SCImago Research Group. SIR Global 2013 – Rank: Output 2007-2011. [Электронный ресурс] URL: scimagoir.com (дата обращения: 06.08.2013 г.).
|