Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
«Мозговые центры» и внешнеполитический процесс Сингапура: история вопроса

Журбей Е. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Окончание: начало см. Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2013. № 4. С. 84-92.

В июле 1996 года в Сингапуре создаётся ещё один «мозговой центр», входящий в настоящее время в число ведущих мировых центров по проблематике международных отношений, национальной и между­народной безопасности. Центр получил название «Институт оборонных и стратегических исследований» (IDSS). Институт был основан нынеш­ним, седьмым президентом Сингапура Тони Таном, который в то вре­мя занимал должность вице-премьера и министра обороны страны. С 1 января 2007 года, через десять лет после своего создания, IDSS офи­циально стал частью «Школы международных исследований С. Раджа­ратнама». В новой школе IDSS остаётся в качестве ключевого института, подразделения, проводящего научные исследования в сфере комплекс­ной безопасности. Деятельность IDSS включает в себя публичные лек­ции, коллоквиумы по стратегическим тенденциям в XXI веке, годовую Азиатско-Тихоокеанскую Программу старших офицеров (APPSMO),Азиатско-Тихоокеанскую Программу старших сотрудников национальной безопасности (APPSNO), раз в два года IDSS проводит Азиатско­Тихоокеанскую конференцию по безопасности.

Существует мнение, что институционально и функционально IDSS напоминает американскую корпорацию РЭНД, которая концентриру­ет исследовательскую деятельность в области военной безопасности, а главным заказчиком интеллектуальных продуктов является Министер­ство обороны США. Достаточно долгое время IDSS получал спонсорские средства на проведение научно-исследовательских программ со стороны Министерства обороны Сингапура.

IDSS задействует в своей работе практические все известные фор­маты деятельности: проводит исследования и анализирует военную проблематику в регионе, консультирует правительство Сингапура по актуальным вопросам текущей политики в области безопасности, при­влекает к работе разнообразных действующих лиц, в рамках проводи­мых конференций и семинаров, в том числе из-за рубежа. Исследова­тельские результаты включают такие интеллектуальные продукты, как аналитические отчёты, обзорные комментарии, монографии и академи­ческие статьи. Если монографии и статьи возможно и не являются це­левым продуктом для сингапурского руководства по причине нехватки времени для прочтения и академической специфики, то аналитические отчёты и обзорные комментарии являются более доступной формой до­ведения важной информации до сингапурской элиты и бюрократии.

Учёные из IDSS доводят результаты своих исследований и через более прямые каналы, а именно через личные встречи со штатными сотрудниками министерств и ведомств сингапурского правительства и депутатами парламента, а также излагая выводы заинтересованным аудиториям в рамках многочисленных конференций, круглых столов и семинаров.

Специализация института отложила отпечаток на взаимодействие с широкой общественностью через средства массовой информации. Тра­диционная модель функционирования мозговых центров заставляет последние быть наиболее открытыми в своей работе со СМИ, так как политики в демократических странах многое узнают из СМИ. Следова­тельно, мозговой центр в демократической стране прилагает максимум возможностей и усилий к тому, чтобы представить результаты собствен­ных исследований на страницах газет, журналов и экранах телевизо­ров, в социальных сетях. Проблематика военной безопасности IDSS, низкая конкуренция со стороны иных мозговых центров (фактически её отсутствие) и специфика сингапурской демократии минимизируют по­требность активного сотрудничества со СМИ, так как иные каналы до­несения информации более эффективны, надёжны и традиционны для Сингапура.

В настоящее время в IDSS действуют в общей сложности 9 актив­ных научно-исследовательских программ (4 функциональных, 5 регио­новедческих): программа морской безопасности, программа военных преобразований и военных наук, программа многостороннего региона­лизма, исламская программа, китайская программа, индонезийская программа, малазийская программа, южно-азиатская программа, про­грамма по изучению США.

Работа по выбранным региональным приоритетам и их исследо­вания позволили IDSS провести тщательный анализ вопросов военной безопасности в регионах Восточной и Южной Азии. В настоящее время IDSS в своей исследовательской деятельности затрагивает проблему тер­роризма, как угрозу стабильному и поступательному развитию страны. Практического опыта у IDSS в этом направлении не было, но благодаря тому, что в 2007 году институт был инкорпорирован в новую структуру под названием «Школа международных исследований С. Раджаратна­ма», «террористическая проблематика» получила новое развитие в рам­ках «Международного центра по политическому насилию и исследова­нию терроризма», который был создан в рамках новой школы, нового национального «мозгового центра».

Аспекты современной безопасности, в том числе военной безопас­ности, сегодня претерпевают изменения. Наличие современного оружия и новых систем вооружений, по мнению специалистов, уже недостаточно для того, чтобы эффективно бороться с теми же террористами, которые активизировали свою деятельность в регионе (Индонезия, Филиппины, Шри-Ланка) и действуют не на традиционном поле боя. Руководство Сингапура понимает, что поддержание привлекательности страны для инвесторов, туристов возможно только при сохранении высокого уровня безопасности, а для этого государство должно лучше понять, что собой представляет сегодня международный терроризм, как действуют тер­рористы и чем они руководствуются в выборе направлений удара, как можно повлиять на террористические группы и т.д. Кроме того, идёт по­пытка осознания слабых и наиболее уязвимых мест безопасности страны (например, авиа и морское сообщение). В этой ситуации «мозговые цен­тры» Сингапура и те аналитические исследования, которые они прово­дят, играют важную роль в аспектах выбора адекватной государственной стратегии, совершенствовании проводимой политики и процесса приня­тия решений в наиболее важных областях жизни страны, в частности в области национальной безопасности.

«Школе международных исследований С. Раджаратнама» удалось в весьма короткие сроки построить «тематическую сеть» и привлечь к партнёрству ведущие академические и исследовательские заведения мира (Школа перспективных международных исследований Универси­тета Джона Хопкинса, Школа государственного управления Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, Корпорация РЭНД и др.) и таких учёных, как Стивен Уолт (Гарвардский университет), Джек Снайдер (Колумбийский университет), Алистер Джонсон (Гарвардский универ­ситет), Джон Миршаймер (Университет Чикаго).

С момента своего создания Школа переживает устойчивый рост численности и качества проводимых исследований, а также численно­сти сотрудников и обучающихся. В первой образовательной программе, которая была запущена ещё в 1998 году в IDSS, на обучение поступило всего 10 студентов, все из Сингапура. В настоящее время в Школе обуча­ются 20 докторантов и почти 200 студентов по программе магистратуры по таким направлениям, как стратегические исследования, междуна­родные отношения, международная политическая экономия и азиат­ские исследования.

Участие студентов также диверсифицировано, примерно 60% сту­дентов из-за рубежа. С 2000 года количество научно-исследовательских программ, увеличилась с 3 до 19, в то время как общая численность пер­сонала выросла с 28 человек до 150. «Мозговой центр» постепенно стано­вится кузницей кадров в сфере международных отношений и безопас­ности для региона Юго-Восточной Азии.

46 строчку рейтинга «мозговых центров» в разделе «Безопасность и международные дела» занимает «Институт исследований Юго-Восточной Азии» (ISEAS). Институт был основан в 1968 году и специализируется на изучении социальных, политических и экономических тенденций в регионе Юго-Восточной Азии. Цель данного «мозгового центра» состоит в том, чтобы создать международную сеть учёных, заинтересованных в регионе и желающих заниматься исследованиями в области социологии, антропологии, политологии, истории и экономики. Институт ставит сво­ей целью не только стимулировать научные исследования и дискуссии в научных кругах, но и повысить осведомлённость общественности о ре­гионе ЮВА и облегчить поиск эффективных решений в разнообразных задачах, стоящих перед регионом.

Исследовательские программы Института направлены на решение стратегических задач в рамках региона Юго-Восточной Азии и АТР, а также для того, чтобы понимать динамики происходящих политических изменений в рамках региональных государства (например, актуальной является проблематика происходящих изменений в Мьянме, связанных с передачей военными более широких полномочий гражданскому прави­тельству и освобождению лидера оппозиции). Результаты исследований по большей части затрагивают вопросы безопасности и стабильности в регионе и отношения с крупными державами (Китаем, США, Австрали­ей и др.).

Институт издаёт международный рецензируемый журнал «Совре­менная Юго-Восточная Азия», который выходит три раза в год. На стра­ницах журнала публикуются научные исследования по таким темам, как регионализм, безопасность, внутриполитические события и между­народные отношения в регионе.

Подведём итоги и ответим на вопрос: какую же роль играют «моз­говые центры» Сингапура в политическом и внешнеполитическом про­цессе страны.

Во-первых, исторические и политические традиции Сингапура весьма отличаются от Соединённых Штатов, где впервые появились «мозговые центры» и где их влияние весьма сильно. Истоки культуры «мозговых центров» в Сингапуре связаны с традициями и ценностями конфуцианства – ориентация населения на единый институционально­политический центр власти; идеологизация власти, представляющей со­бой комплекс властных практик и идеологических теорий; наличие жёст­ко заданной системы неформальных культурных ограничений, как для населения, так и для чиновников; патриархально-патерналистическая забота о населении со стороны бюрократического аппарата; групповое сознание, т.е. приоритет групповых и общегосударственных интересов над личными; патриархальная и кланово-клиентская структура обще­ства, которая сдерживает развитие демократических тенденций. Лю­бые вопросы и проблемы политической, социально-экономической или культурно-религиозной жизни страны решаемы, но решаемы не с по­зиций демократической политической борьбы или конкуренции, а с позиций сугубо технократического, прикладного характера. Технокра­тичность механизмов принятия решений придаёт особую значимость аналитическим (мозговым) центрам в системе консультирования, по­средничества политической власти с обществом. Внешняя политика не является исключением, что вовлекает сингапурские центры в процесс выработки и принятия внешнеполитических решений.

Во-вторых, появление «мозговых центров» в Сингапуре и рост их влияния обусловлены мировой тенденцией, от которой Сингапур не мог отгородиться. Тенденция заключается в том, что происходит коли­чественный рост аналитический центров по всему миру и прежде всего в развивающихся странах. Аналитические центры по-прежнему более сильны в своём воздействии на политическую элиту в англо-саксонских странах, но такие страны, как Сингапур, восполняют пробелы в этой сфере.

В-третьих, политика прошлых лет пусть и работала эффективно, производя мощное впечатление на население и мировое сообщество, но для будущего она может оказаться неподходящей. Социологические опросы показывают всю большую неуверенность жителей страны в своём будущем. В этой связи сингапурское руководство нуждается в новых идеях, оно уже не столь самоуверенно и нуждается в советах, которые, как показывает мировая практика, могут предложить аналитические центры. Именно «мозговые центры» способны ставить задачи в новой конфигурации, тогда как традиционная бюрократия более комфортно себя чувствует в режиме стандартных процедур и правил.

В-четвёртых, «мозговые центры» Сингапура вовлечены во внешне­политический процесс путём распространения актуальных результатов политических и внешнеполитических исследований внутри правитель­ства и среди политической элиты страны, а также среди СМИ и обще­ственности страны. Аналитические отчёты и записки ложатся на стол сингапурским чиновникам, которые опираются на результаты исследо­ваний «мозговых центров» в принятии тех или иных решений по вопро­сам безопасности, международных отношений и прочим направлениям государственной политики.

В-пятых, «мозговые центры» Сингапура умеют создавать темати­ческие сети из учёных и различных родственных институтов любой точ­ки мира, т.е. собирать и привлекать лиц, заинтересованных в решении проблем. Сотрудники «мозговых центров» по мнению Д. Макганна «име­ют более полное представление о средствах реализации поставленной цели, чем государственные бюрократии, которые раздроблены по депар­таментам и областям специализации», а в рамках «мозгового центра» существует кооперация усилий всех научных подразделений для дости­жения научной цели или цели поставленной «заказчиком», например Министерством обороны или МИД Сингапура [6].

В-шестых, в число ведущих мировых «мозговых центров» в сфере безопасности и международных отношений вошли три центра из Синга­пура, а именно «Сингапурский институт международных дел», «Инсти­тут безопасности и стратегических исследований» и «Институт исследо­ваний Юго-Восточной Азии». Все три центра занимаются исследованием международной проблематики и вовлеченности Сингапура в современ­ную мировую и региональную системы международных отношений и безопасности. По своей институциональной структуре и функциональ­ной направленности эти центры не отличаются от своих американских или европейских аналогов. Приоритетными направления исследований являются региональные вопросы политической, экономической и воен­ной безопасности. У истоков становления «мозговых центров» страны стояли сингапурские политики первой величины (президенты, мини­стры), что обусловило тот факт, что государство выступало заказчиком множества исследований и естественно выступало финансовым донором этих центров. Если неполноценно, то частично институт «вращающейся двери» сингапурской политической системы инкорпорирует «мозговые центры» в политическую систему страны. Именно подобные центры обе­спечивают приток экспертов в структуры сингапурской бюрократии, в том числе и через систему обучения на образовательных программах центров, а также центры становятся той институциональной средой, по­падая в которую, политики, уходящие в отставку, могут применить свой накопленный опыт и формировать прямые каналы коммуникации «моз­говых центров» с государственными структурами.

Литература

1. Алексеева Т.А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Алексеева, А.А. Казанцев. М. : Аспект Пресс, 2012. 223 с.

2. Эйбелсон Д. «Мозговые центры» и американская внешняя политика: история вопроса [Электронный ресурс]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpr/pj73abelson.htm (дата обращения 4.03.2007 г.).

3. Boucher, Stephen, et al., Europe and its think tanks; a promise to be fulfilled. An analysis of think tanks specialized in European policy issues in the enlarged European Union, Studies and Research No 35, October, Paris, Notre Europe, 2004

4. IPS must continue innovating in social media space: ESM Goh [Электронный ресурс]. URL: http://www.todayonline.com/singapore/ips-must-continue-innovating­social-media-space-esm-goh (дата обращения: 15.10.2013 г.).

5. Kotkin J. Singapore Needs A New Sling [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.com/sites/joelkotkin/2013/07/18/singapore-needs-a-new-sling/ (дата обращения: 15.10.2013 г.).

6. Mc Gann. Think Tanks and the transnationlization of foreign policy // [Электронный ресурс]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/pj73mcgann.htm (дата обращения 1.03.2007 г.).

7. Mc Gann, James G., The Global 'Go-To' Think Tanks, The Think Tanks and Civil Societies Program 2011, Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2012. 128 p. [Электронный ресурс]. URL: http://gotothinktank.com/dev1/wpcontent/uploads/2013/07/2012_Global_Go_To_Think_Tank_Report_-_FINAL-1.28.13.pdf (дата обращения 15.10.2013 г.).

8. Singapore Institute of International Affairs. Annual report for the year 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.siiaonline.org/userfiles/file/FY2012_Annual_Report.pdf (дата обращения: 15.10.2013 г.).

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.