|
Асташенкова Е. В., Пискарева Я. Е.
Это ознакомительная текстовая версия,
Памятники западного побережья Японии всегда вызывали интерес исследователей в контексте выявления возможных контактов между жителями северной части о. Хонсю и о. Хоккайдо и средневековым населением Приморья. Исследователями отмечается наличие социальноэкономических и политических связей между этими регионами [4,с..531-532; 6, с..22-23]. Об этом свидетельствуют данные письменных источников [1, с..201-211] и археологические находки, обнаруженные на средневековых памятниках Приморья. Так, Краскинское городище рассматривается как «последняя точка на сухопутной "дороге в Японию"», здесь был обнаружен фрагмент бохайского сосуда с прочерченными иероглифами, обозначающими, по версии исследователей, имена японских буддийских монахов [2, с..208-209]. Японскими учёными была предложена гипотеза, что одним из пунктов, куда прибывали делегациигосударства Бохай, мог быть замок Акита [7, с..130]. В японской археологической литературе результаты исследования этого памятника представлены достаточно широко, но, к сожалению, для российских исследователей уникальный материал остаётся в большинстве своём неизвестным. Цель данной работы – обзор малоизвестных для отечественных археологов результатов исследования средневековой крепости Акитадзё. Памятник Акитадзе (замок или крепость Акита) находится на западном побережье Хонсю (префектура Акита) (рис..1). Крепость была основана в 733 году и первоначально называлась Дэва, располагаясь в учреждённой в 712 году одноимённой провинции. Начиная с 8 в. государство расширяло свою территорию на север Хонсю [3; 10, с..175]. В этот период времени центральное правительство предприняло здесь постройку нескольких крепостей, а так же реконструкцию замка Тага (провинция Муцу, северо-восточная часть о. Хонсю), с целью усилить контроль над районом Тохоку, поскольку из-за своей удалённости регион по-прежнему слабо подчинялся центральным властям [9, с..6]. Крепость Дэва стала опорной базой для колонизации региона и подчинения народа эмиси. Около 760 г. согласно «Сёку нихонги» она была переименована в замок Акита. Акитадзе упоминается в письменных источниках вплоть до 10 в. Так, в документе, датированном 830 годом, описываются разрушения, которым подверглись во время сильного землетрясения замок, пристроенный храм и административные постройки. В хрониках 878 и 939 гг. есть информация о восстаниях, в результате которыхзамок и окружающие сооружения сильно пострадали. Однако крепость была восстановлена и функционировала вплоть до середины эпохи Хэйан. С 9 века здесь находилась резиденция управляющего провинцией Дэва. Но начиная с 10 века, в исторических документах замок практически не упоминается, что говорит о том, что он перестал играть сколько-нибудь значимую роль для центрального правительства [8, с..27-28]. Большинство северных крепостей, и Акитадзе не исключение, строились на равнинных ландшафтах. При их возведении камни использовались только в качестве фундаментов зданий, в отличие от крепостей на о. Кюсю. Оборонительные сооружения, производственные и хозяйственные постройки, административный центр располагались в одном местеи были окружены валом, который состоял из небольшого фундамента в виде необработанных камней и утрамбованной земли и был трапециевидным в сечении. Почву брали с такой глубины, чтобы избежать попадания в неё каких-либо семян, и на городище она доставлялась в сумках, подвешенных на бамбуковые жерди, которые несли два человека (рис..4:3). Сначала из шестов возводили несколько секций каркаса, затем в деревянную форму заливали перемешанную с водой землю (при этом в раствор могли добавлять песок и ракушки, что делало стену после высыхания очень прочной), и несколько мужчин начинали её трамбовать (рис..4:3). Когда один уровень был готов, приступали к возведению следующего, и следы этой последовательной заливки хорошо прослеживаются в сохранившейся части вала. В завершении стену штукатурили и покрывали черепичной крышей. В центральной части городища, занимая территорию площадью 550 м., была расположена административная часть замка seicho, где проходили наиболее важные политические собрания и ритуальные церемонии.Она была дополнительно защищена валом высотой 2,1 м. Исследователи выделяют три периода в строительстве административной части замка (733 – 770 гг., 770 – 800 гг. и 800 – 830 гг.), в течение которых она неоднократно перестраивалась. При этом на первом этапе ещё сильно влияние китайской дворцовой архитектуры, которое постепенно уменьшается [8, с..29]. На территории крепости было раскопано более 300 жилищ, самое раннее из которых датируется первой половиной 8 века. Большая часть зданий представляют собой типы татэана (рис..4:1) и хоттатебасира (рис..4:2). Постройки типа татэана состоят из котлована, углублённого в землю на 40-50 см, и имеют каркас из столбов-колонн, которые поддерживают стены и крышу. Подобные жилища обладают значительным сходством с постройками раннесредневекового Приморья. Внутри постройки находилась печь-камадо (.). Она сооружалась, как правило, в юго-восточной стенке жилища. Корпус печи изготавливался из глины и укреплялся камнями, дымоход выходил за пределы котлована жилища. Иногда в жилищах могло быть две таких печки, при этом не исключалось наличие открытого очага в центре сооружения. Постройки типа хотатэбасира в отличие от татэана были более крупных размеров и не имели котлована, ямы выкапывались только для установки колонн. Близок к этому типу сооружения тип сосэки. Он отличается лишь тем, что колонны не углублены, а имеют основания в виде каменных баз. Функции этих типов зданий, отличаются, поскольку здания имели разные размеры: тип татэана использовался для жилых помещений и солдатских казарм, хоттатэбасира и сосеки – для административных правительственных построек. Жизнь в северных крепостях отличалась тем, что солдатам приходилось не только воевать, но и заниматься повседневными делами. Поэтому при раскопках жилищ помимо оружия, археологи находили хозяйственные инструменты (топоры, жатвенные ножи и др.), многочисленные предметы быта (керамику, деревянные изделия, украшения). Наличие воды в крепости – важное условие её нормального функционирования. На территории Акитадзё раскопано два колодца. Один был построен в 733 году и датируется эпохой Нара, он имеет круглый глубокий (до 5.5 м) котлован, с двумя деревянными обкладками, каждая из которых состоит из отдельных частей (рис..6) [9, с..131]. Колодец был защищён крышей, которую поддерживали девять колон, расположенных в три ряда.Территория, примыкающая к колодцу, была вымощена камнями. Наличие крыши и вымостки свидетельствуют о важной роли этого объекта в жизни населения крепости. В колодце было найдено значительное количество артефактов, в том числе деревянные таблички моккан, керамические кирпичи с изображениями [9, с..135]. Также в колодцы бросали записки с молитвами с просьбами защитить от злых духов или об изобилии воды в крепости. Второй колодец был построен в эпоху Хэйан. Он квадратной формы и тоже имеет деревянную обкладку. После реставрационных работ, проведённых японскими археологами, в этот колодец и сейчас поступает вода. Это тем более интересно, поскольку сам город расположен на довольно высоком месте. То же можно сказать и об озере, которое, по мнению исследователей, находилось здесь на протяжении всего периода существования городища. Один из интереснейших объектов, исследованных на территории замка Акита, – туалет. Специальные общественные уборные появляются в крепостях 7 века, в то время как в замках предшествующей эпохи Яёй функцию туалета выполняли фортификационные рвы, окружавшие город, которые очищались от нечистот во время ливней. В Акитадзё – это достаточно большое по площади сооружение, включавшее помещение самой уборной, находившееся за оградой, и систему специальных стоков. Согласно классификации японских исследователей он относится к типу так называемых «смывных» (flushing) туалетов [7, с..130]. Нечистоты через специальные водостоки стекали в отстойники и затем использовались в качестве удобрения. При идентификации данного строения у исследователей не возникло сомнений о его предназначении, поскольку здесь было много деревянных палочек, которые использовались в качестве туалетной бумаги. Изучение подобных объектов имеет большое значение для реконструкции системы жизнеобеспечения населения. Благодаря анализу почвы удалось получить массу интересной и важной информации о диете и здоровье жителей городища Акита. В частности, были обнаружены семена дыни, баклажана, акебии пятилистной и др., выявлены многочисленные яйца паразитов. Например, большое количество яиц лёгочной двуустки (Paragonimus) говорит о том, что в пищу употреблялись речные крабы. Пища аристократов и простолюдинов, безусловно, отличалась. Первые могли позволить себе молочные продукты, а так же такие деликатесы, как, например, абалон (одностворчатый глубоководный моллюск рода Haliotis, обитающий у берегов Японского моря). Исторические документы свидетельствуют, что в день обитатели северных крепостей обычно ели два раза, хотя этого было недостаточно при тяжёлом ежедневном труде или во время военных действий. Сохранившиеся записи на дощечках моккан донесли до нас требования жителей Акиты давать больше еды и устраивать между основными приёмами пищи дополнительные [9, с..49]. Кроме того, палеопаразитологические исследования позволили предположить, что туалет в Акита использовался людьми, не являвшимися выходцами из Тохоку, а скорее всего, приехавшими из центральных регионов Нара или Киото, и даже, возможно, из государства Бохай [7, с..130]. Самым массовым материалом является керамика. Посуда, найденная при исследовании замка Акита, представлена тремя типами изделий: это керамика типа суэки, керамика типа хадзики и красноглиняная керамика (рис..7,8) [9, с..343-344]. Посуда суэки относится к категории престижных изделий. На памятнике Акитадзё она представлена в основном чашами, а также глубокими мисками с крышками. Это сосуды серого цвета, с твёрдым черепком, изготовленные на круге. Обжиг изделий проходил в специальных печах при восстановительном режиме и температуре более 1000 градусов.Такая керамика производилась в нескольких центрах, откуда распространялась по всей Японии.Чаши можно разделить на два подтипа: плоскодонные сосуды и сосуды на поддоне. Как правило, это изделия небольших размеров, диаметр венчика которых составлял от 8 до 15 см. Часто такие ёмкости имели иероглифические надписи тушью на внешней стороне дна или стенки сосуда. Второй тип посуды – это хадзики, повседневная посуда, вероятно местного производства. Поверхность изделий коричневого, светлокоричневого и серо-коричневого цвета, следовательно, обжиг проходил в окислительной среде при невысоких температурах [5, p.303]. Керамика хадзики включает много разновидностей ёмкостей.Преобладают вытянутые плавнопрофилированные изделия с покатыми плечиками и сосуды с округлыми плечиками и воронкообразным устьем. Поверхность сосудоввыглажена деревянным мелкозубчатым инструментом. В результате внешняя поверхность изделий покрывалась тонкими параллельными бороздами от дна до венчика. Другой подтип сосудов – это чаши. Некоторые чаши отличает плавный, трудноуловимый переход от стенки ко дну и чёрная, задымлённая поверхность изнутри, у других дно плоское или есть невысокий поддон. У ранних для Акитадзё сосудов, соотносимых с первой половиной 8 в.н.э., на днищах присутствуют отпечатки листьев [9, с..124, рис..89]. Третий тип посуды, красноглиняная керамика, включает несколько подтипов изделий: приземистые плоскодонные ёмкости с резко отогнутым округлым венчиком, круглодонные сосуды с воронкообразным устьем и миски. Поверхность некоторых изделий, как и у сосудов хадзики покрыта «прочесами». На некоторых сосудах присутствуют рисунки, выполненные тушью, – в основном это портретные изображения мужчин. Возможно, это связано с ритуальной практикой жителей города. На территории крепости также найдены глиняные сосуды, т.н. «кувшиныплаценты». В эти ёмкости родители клали монеты, кисти для письма, ножи и другие предметы для того, чтобы новорождённый был здоров и успешен в дальнейшей жизни, затем сосуд закапывали. Многолетние исследования памятника и хорошая сохранность керамики позволили составить подробную периодизацию, в которой для каждой четверти века выделены типы сосудов [9, с..343-344]. Из таблицы видно (рис..7, 8), что формы изделий суэки были мало подвержены изменениям, в отличие от хадзики и красноглиняной керамики. В целом, Акитадзе крупнейшая крепость 8-10 вв. на западном побережье о. Хонсю. Её многолетнее планомерное изучение японскими учёными даёт возможность детально воспроизвести картину жизнедеятельности населения раннесредневекового японского города. Ведь особенность северных крепостей в том, что они совмещали в себе функции оборонительных сооружений, ремесленных и административных центров, что и нашло отражение в археологическом материале. Высокая степень сохранности как артефактов, так и экофактов позволила реконструировать аспекты как материальной, так и духовной культуры. Для российских археологов памятники, подобные Акитадзё, представляют значительный интерес, поскольку знакомят с методами и методикой исследования зарубежных коллег и, что крайне важно, с историей и культурой сопредельных территорий в эпоху раннего средневековья. Литература 1. Ван Чэнли. Чжунгодунбэй-дэ бохайгоюйдунбэйя (Государство Бохай на северо-востоке Китая и Северо-восточная Азия). Чаньчунь: Цзилинь вэньши, 2000. 2. Гельман Е.И., Болдин В.И., Асташенкова Е.В., Ивлиев А.О., Сергушева Е.А., Лещенко Н.В., Кан Ин Ук, Ким Ын Кук. Отчёт об археологических раскопках на Краскинском городище Приморского края в 2008 г. (The 2008 Excavation Report on the Krakino Site in Primorsky Krai). Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2010. 535 с. 3. Кожевников В.В. Очерки истории Японии. VII-XI вв. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2000. 271 с. 4. Никитин Ю.Г. Формирование северо-восточных границ государства Бохай в различные этапы его существования // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток: Дальнаука, 2005. С. 521-541. 5. Aikens, Higuchi. Prehistory of Japan. New-York: Academic Press, 1982. 354 p. 6. Kojima Y. The history of relation between Mohe, Bohai, and Japanese Islands // The first international symposium of Bohai culture. Vladivostok, 1996. p. 22-28. 7. Matsui, A., M. Kanehara, and M. Kanehara 2003 Palaeoparasitology in Japan – Discovery of Toilet Features. Memorias do Instituto Oswaldo Cruz 98 (Suppl. 1). p. 127-136. 8. Turnbul S. Japanese castles.UK: Osprey publishing, 2008. 63 p. 9. 秋田城跡II。一ノ木地区。市教育委員会。秋田城跡調査事務所。2008 年3月。(Памятник Акитадзе II. Акита: Издательство комитета образования г. Акиты, 2008. 376 с.) 10. [シリーズ] 日本史のなかの考古学。編集委員。白石太一郎、 吉村武彦。(Abe Gihei. Formed history in northern Japan by Emishi and Wagin. Tokyo: Aoki-Shoten Publishing, Co., Ltd.1999. 222 p.)
|