Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Преступность иностранцев: состояние и проблемы борьбы с ней (на примере азиатской части России)

Никитенко И. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

В последнее десятилетие наблюдаются существенные изменения в структуре миграции с точки зрения этнической и государственной принадлежности мигрантов в азиатской части России. Так, в восточной части Сибирского и Дальневосточного федеральных округов на фоне традиционной миграции из КНР и КНДР, наблюдается значительный рост миграции из государств Средней Азии и Закавказья. Кроме этого отмечается незначительная миграционная активность граждан США и некоторых стран западной Европы, в основном для участия в совместной с российскими компаниями разработке полезных ископаемых (нефти, газа, редкоземельных металлов) в северо-восточной части Дальневосточного ФО. Наблюдается незначительный рост трудовой миграции из Индонезии и Малайзии для работы в лесопромышленном комплексе. Вместе с тем, отмечено незначительное снижение иммиграции из Вьетнама (от 3 до 5%) в Сибирском и Дальневосточном ФО за 2010 – 2012 гг.

Распределение иностранных трудовых мигрантов по территории азиатской части России происходит неравномерно. Наиболее привлекательным для мигрантов не из СНГ является Дальневосточный ФО. Наибольшее количество мигрантов прибывает в округ из КНР, КНДР, Вьетнама, Индонезии и Малайзии. Основная миграционная нагрузка приходится на Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Сахалинскую и Еврейскую АО.

Изменение структурных показателей миграции в 2006 – 2012 гг. в территориальных образованиях азиатской части России привело к изменению ряда криминогенных трендов, характерных для прежних миграционных потоков с точки зрения их этнической принадлежности. Так, если для преобладающих до 2006 г. в ДФО мигрантов из КНР, КНДР и Вьетнама были свойственны одни криминогенные проявления, то в дальнейшем количественное перераспределение миграционных потоков в пользу государств Средней Азии и Закавказья сопровождалось изменением и некоторых показателей преступности мигрантов.

Как показывает практика, мигрантами из стран Северо-Восточной Азии в основном совершаются преступления экологического характера (ст.ст. 256, 258, 260, 262 УК РФ) и в сфере экономической деятельности (ст.ст. 171, 171.1, 180, 191, 194 УК РФ). Реже по сравнению с другими категориями мигрантов ими совершаются преступлений против государственной власти и порядка управления (ст.ст. 291, 322, 322.1, 327 УК РФ). Единичные случаи составляют преступления против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка.

Вместе с тем, результаты экспертных опросов свидетельствуют о том, что мигранты из стран Северо-восточной Азии отличаются от иных категорий большей организованностью, сплочённостью и скрытностью, что в итоге приводит к высокой латентности совершаемых ими преступлений и иных правонарушений. Показательными в этом смысле являются преступления, совершенные внутри национальных диаспор, мотивами которых часто являются личные конфликты. Информация о таких преступлениях, как правило, не выходит за пределы диаспоры. Так, за 2006 – 2012 гг. в Дальневосточном ФО было выявлено только 16 преступлений, совершенных внутри китайских, корейских или вьетнамских диаспор, но только в половине случаев органам предварительного следствия удалось сформировать необходимую доказательственную базу для предъявления обвинений. Кроме этого, лишь 9 из 16 выявленных преступлений относились к категории тяжких или особо тяжких против личности. По мнению экспертов, подобных преступлений совершается намного больше. Расследование выявленных преступлений, как правило, сопровождается активным противодействием со стороны членов диаспор, что значительно осложняет установление истины по уголовным делам этой категории.

Как было отмечено, некоторые изменения в структуре миграционных потоков, вызванные ростом миграции из стран СНГ (Средней Азии, Закавказья), привели к изменению сопутствующего криминогенного фона, и в количественном, и качественном выражении.

В отличие от мигрантов из стран Северо-Восточной Азии выходцы из Армении, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Таджикистана чаще совершают преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка. Значительно реже они совершают преступления против государственной власти и порядка управления, что, вероятно, обусловлено относительно либеральным миграционным режимом, установленным Россией с «ближним зарубежьем». В названных группах преступлений можно выделить деяния, предусмотренные ст.ст. 112, 115-116, 131-132, 134, 158-159, 161-163, 186, 209, 213, 228-228.2, 260, 322.1, 327 УК РФ. При этом отмечался прирост от 8 до 12% корыстных и корыстно-насильственных преступлений, совершенных ими в период острой фазы мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году.

Для объективности криминологической характеристики миграционной преступности в азиатской части России следует представить некоторые общие и частные показатели преступности иностранных мигрантов за последние 10 лет. Это позволит в определенной степени оценить реальные масштабы угрозы исходящей от мигрантов, а, следовательно, сосредоточиться на разработке соответствующих средств антикриминальной защиты.

Представленные данные свидетельствуют о том, что на протяжении более чем десяти лет наблюдается незначительный перманентный рост преступности мигрантов в азиатском макро регионе России и это притом, что динамика латентной преступности, как правило, значительно выше показателей официальной статистики. Нередко это связанно с возможностью иностранных мигрантов скрыться от уголовного преследования у себя на родине, либо из опасений запрета на въезд в Россию в связи с судимостью.

Из выше приведенных данных видно, что три федеральных округа России, образующих ее азиатскую часть – Сибирский, Уральский, и Дальневосточный стабильно занимают верхние позиции общероссийского рейтинга, как округа с наиболее неблагополучной криминальной обстановкой вообще и наиболее высокими показателями преступности иностранных граждан, в частности. Вполне естественно, что и субъекты РФ, образующие административно-территориальную структуру перечисленных округов (напр., Приморский, Хабаровский, Забайкальский, Красноярский края; Амурская, Иркутская, Новосибирская области и т.д.) также занимают первые строки в рейтинге регионов относительно уровня преступности. Исключением являются Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Омская область, Чукотский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа.

Данные факты свидетельствуют в пользу наличия контрастных региональных особенностей, влияющих на основные показатели преступности в территориальных образованиях азиатской части России. Наличие таких особенностей подтверждается временем, так как лидирование по основным показателям преступности в этих регионах отмечается на протяжении последних 10 лет.

Среди федеральных округов азиатской части РФ наиболее показательным в части экстраполяции основных трендов миграционной преступности является Дальневосточный ФО. Так, в период с 2008 по 2011 гг. отмечалась отрицательная динамика преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. Однако в 2008 году общий прирост таких преступлений в округе составлял 4, 8%. Вместе с тем, в I полугодии 2012 г. в Дальневосточном округе отмечен рост практически на треть числа преступлений, совершенных иностранцами (+29, 9%; Россия: -6, 9%), в том числе: в Чукотском автономном округе (+400%), Магаданской области (+266, 7%), Камчатском крае (+200%), Хабаровском крае (+82%), Сахалинской области (+54, 3%), Республике Саха (Якутия) (+30, 8%), Еврейской автономной области (+20%), Амурской области (+4%). Уменьшилось количество таких преступлений только в Приморском крае (-6, 3%), на фоне подготовительных мероприятий к Саммиту АТЭС.

Подавляющее большинство таких преступлений было совершено гражданами стран СНГ. Так, в 2012 году этот показатель составил 86,2% от общего числа преступлений, совершенных иностранцами, и в течение последних трёх лет варьируется в пределах 68-70%.

Наибольшее количество преступлений совершают мигранты из Узбекистана (23, 8%), Китая (16, 5%), Кыргызстана (13, 8%), Украины (11,9%), Азербайджана (10, 9%), Таджикистана (6, 0%), Армении (5, 8%).

Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений устойчиво снижался: с 40, 6% в 2008 г. до 30, 6% в 2011 г., в I полугодии 2012 г. – 23,2%. Однако уже к концу 2012 г. рост числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранцами, составил 3, 4%.

Удельный вес экономических преступлений совершенных иностранцами, динамично снижался: в 2008 г. 25, 7%; 2009 г. 20, 6%; 2010 г. 11, 8%; 2011 г. 6, 8%; 2012 году 8, 2%. В 2012 г. рост количества таких преступлений составил 3, 2%.

В структуре преступности иностранцев удельный вес хищений чужого имущества, совершенных путем краж, мошенничества, грабежа, разбоя составляет в среднем 18-26% (в 2008 г. 25, 7%; в 2009 г. 18, 2%; в 2010 г. 26, 3%; в 2011 г. 20, 7%; в I полугодии 2012 г. 26, 2%).

В 2012 г. рост хищений чужого имущества составил 52, 8%, в том числе краж (+85, 2%) и разбоев (+20, 0%). Количество мошенничеств и грабежей уменьшилось на 20, 0% и 27, 8% соответственно.

Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, среди иностранцев постоянно варьируется (в 2008 г. 14, 5%; 2009 г. 22, 2%; 2010 г. 17, 1%; 2011 г. 16, 0%; в I полугодии 2012 г. 11, 5%). В 2012 г. количество наркопреступлений увеличилось на 16, 2%.

Отмечается существенный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Так в период с 2008 г. по 2012 г. количество таких преступлений возросло более чем втрое.

Почти треть всех преступлений была совершена иностранцами, прибывшими для работы по найму (29, 8%) (2008 г. 10, 2%; 2009 г. 13,2%; 2010 г. 14, 5%; 201 г. 17, 8%), рост преступлений, совершенных этой категорией лиц, составил 124, 6%.

Иностранцами, находящимися на территории РФ нелегально, совершено лишь 4, 6% преступлений (2008 г. 6, 2%; 2009 г. 7, 0%; 2010 г. 8, 8%; 2011 г. 8, 4%), количество таких преступлений увеличилось на 4,3%.

В 2012 году иностранцами было совершено 62 групповых преступления, в том числе 22 – тяжких и особо тяжких, 26 краж, 2 разбойных нападения, 18 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В составе организованных групп и преступных сообществ иностранцами было совершено 23 преступления, в том числе 8 тяжких и особо тяжких, 12 – связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Преступная деятельность иностранных граждан, учитывая их соотношение с местным населением, оказывает заметное влияние на криминогенный фон в округе. Так, в 2012 г. количество таких преступлений в общем массиве составило 1, 7%, выявлено 620 лиц (+8, 6%) или 2, 4% от общего числа лиц, совершивших преступления.

В приграничных регионах ДФО наблюдается повышенный интерес со стороны транснациональных преступных групп, в которые часто входят выходцы из стран Северо-Восточной Азии, к природным ресурсам.

На фоне динамичного роста иностранной миграции, которая естественно сопровождается увеличением числа нарушений миграционного законодательства и в том числе в организованных формах, количество выявляемых фактов организации незаконной миграции сохраняется на неоправданно низком уровне. Так, за последние два года в процессе реализации мероприятий, направленных на выявление фактов организации незаконной миграции, в органы внутренних дел было направлено всего 78 материалов для возбуждения уголовных дел по ст. 322.1 УК РФ. Однако возбуждено было лишь 22 уголовных дела в Республике Саха (Якутия), Амурской и Сахалинской областях, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области. Из региональных УФМС в полицию был направлен 71 материал для возбуждения уголовных дел по ст. 327 УК РФ (в большинстве случаев имела место подделка миграционных карт и дат-штампов о продлении пребывания в России). Однако только в 15 случаях были найдены основания для возбуждения уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлечены 13 лиц, 11 из которых иностранцы. Кроме этого, за 2011–2012 гг. в ДФО были приняты решения о возбуждении еще 11 уголовных дел по аналогичным фактам, с привлечением к уголовной ответственности виновных лиц по п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В 11 случаях приняты решения о возбуждении уголовных дел по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

13 июня 2012 г. Президентом РФ была утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, одной из целей которой является противодействие незаконной миграции. Согласно Концепции, под незаконной миграцией понимаются перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществления ими трудовой деятельности [2].

30 декабря 2012 г. были подписаны Федеральные законы № 308-ФЗ и 312-ФЗ, которые вносят поправки в ст.ст. 322-322.1 Уголовного кодекса РФ и статьи 150-151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Теперь пересечение Государственной границы РФ иностранцами, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешён, наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо принудительными работами на срок до 4-х лет, либо лишением свободы на тот же срок. За совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения предусмотрено лишение свободы на срок до 6 лет.

В свою очередь, за организацию незаконного въезда в Россию иностранцев и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проезда через территорию РФ увеличен максимальный размер штрафа с 200 до 300 тыс. рублей, максимальный срок обязательных работ – с 360 до 420 часов, максимальный срок исправительных работ – с года до двух лет, а принудительных работ – с двух до трёх лет. Максимальный срок лишения свободы вырос с двух до пяти лет с ограничением свободы с года до двух, а если те же деяния совершены организованной группой или в целях совершения преступления на территории России, срок увеличивается с 5 до 7 лет [3].

Для повышения эффективности противодействия незаконной миграции подготовлен законопроект, предусматривающий увеличение срока ограничения въезда на территорию РФ иностранцам и лицам без гражданства, являющихся злостными нарушителями миграционного законодательства, в отношении которых ранее уже выносились решения о реадмиссии, депортации либо административном выдворении (срок ограничения права на въезд иностранцу, в отношении которого повторно вынесены указанные решения, составит 10 лет). Кроме того, законопроектом устанавливаются последствия, наступающие для иностранца при вынесении в отношении него решения о неразрешении въезда в РФ: сокращение срока временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ, невозможность получения разрешения на временное проживание или вида на жительство либо аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание или вида на жительство [1].

Наиболее эффективными способами снижения уровня незаконной миграции в ДФО являются развитие системы организованного набора рабочей силы в странах происхождения трудовых мигрантов; совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности; легализация части незаконных трудовых мигрантов, не совершавших преступлений и имеющих стабильную работу; создание условий для адаптации и интеграции мигрантов; гармонизация и унификация миграционного законодательства и применение информационных технологий в сфере миграции; выработка единых подходов по вопросу реадмиссии граждан третьих государств, включая расходные обязательства сторон.

Литература

1. Законопроектом предусматривается возможность ограничения права на въезд в РФ// Legis.ru. 05.04.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.legis.ru/misc/news/22591/ (дата обращения 01.06.2013 г.).

2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/15635 (дата обращения 01.06.2013 г.).

3. Российская газета. 11.01.2013.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.