Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Становление и развитие городов на Дальнем Востоке России во второй половине ХХ в.

Власов С. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, охватывающий изменения в экономике, социальной сфере, культуре, образе жизни населения связан с урбанизацией – процессом, который носит мировой, общецивилизационный характер. В нашей стране урбанизация проходила на протяжении всего ХХ в., но наиболее интенсивно она осуществлялась во второй его половине, когда Россия осуществила исторический переход от сельского, патриархального, аграрного общества к городскому и индустриальному. С середины ХХ в. большинство населения нашей страны стало жить в городах, в 1970 г. доля городского населения составила 56,3 % [5, с. 88].

Отечественные исследователи не могли проигнорировать столь важный процесс в истории России. Наиболее заметный вклад в отечественную историографию по этой проблеме внёс д.и.н. А.С. Сенявский, опубликовавший две солидные монографии [14; 15]. В этих работах в единстве теоретического, историографического и конкретно-исторического анализа освещён ход урбанизации России в ХХ в. К сожалению, работы подобного характера по истории городов и процессу урбанизации на Дальнем Востоке не издавались. В целом историография этой проблемы на материалах российского Дальнего Востока крайне скудна. В годы советской власти вышло несколько книг научно-популярного характера по истории отдельных городов Дальневосточного региона [2; 3; 8] и сборник статей; посвящённый городам Хабаровского края [6]. Сравнительно недавно были опубликованы монографии по истории городов Приморского края [4; 9]. Этим практически и ограничивается отечественная историография. Между тем; на современном этапе проблема истории становления и развития городов на Дальнем Востоке нуждается в дальнейшем изучении. Существует насущная необходимость в создании обобщающего исследования, мы же ограничимся рамками статьи, целью которой является показать основные тенденции в развитии дальневосточных городов второй половины ХХ в.

На Дальнем Востоке интенсивное развитие городов наблюдалось в 1950 – 1980-е гг., что было обусловлено промышленным развитием региона. Ранее, в предыдущем XIX в., города на Дальнем Востоке возникали как военные посты, затем (или одновременно) им придавался административный статус, и лишь потом "наращивались" экономико-хозяйственные, социальные, культурные и прочие функции. При этом главным субъектом градообразования являлось государство. Внешнеполитические, административные факторы были доминирующими в образовании и становлении городов на протяжении длительного времени, включая весь XIX и начало ХХ в. В последующем эта тенденция измелилась. Государственно-административное участие не исчезло, но всё же главным градообразующим фактором становится хозяйственное и промышленной развитие Дальнего Востока. Так в годы сталинской индустриализации появляются города с ярко выраженной хозяйственно- экономической функцией – Комсомольск-на-Амуре, Артём, Магадан, Советская Гавань.

Эта тенденция сохранилась в послевоенные годы, когда на Дальнем Востоке происходит значительный рост городов, хотя иногда он носил искусственный характер. Многие населённые пункты получали статус города, что называется "на вырост". В 1946 – 1959 гг. было образовано 24 новых города. Этот количественный рост был достигнут в основном за счёт Сахалина, где в первые послевоенные годы 15 населённых пунктов получили статус города. Во многом это было сделано с расчётом на перспективу. Включение Южного Сахалина в состав СССР, формирование самостоятельной Сахалинской области, интенсивная миграция на остров – всё это создавало определённые перспективы для развития вновь образованных городов. Но эти процессы не были подкреплены соответствующей экономической политикой, промышленным развитием. Поэтому в дальнейшем судьба сахалинских городов сложилась по-разному. Одни (Южно-Сахалинск, Холмск) развивались, другие если и прогрессировали (Корсаков, Оха), то очень медленно. Но были и такие города, где имела место своеобразная стагнация (Александровск-Сахалинский, Лесогорск, Красногорск). Можно утверждать, что статус города ничего не изменил в их положении. Определяющим в судьбе того или иного города являлось промышленное развитие, а оно не коснулось некоторых городов Сахалина.

Послевоенный восстановительный период был не самым благоприятным для становления и развития дальневосточных городов. В годы первой послевоенной пятилетки все ресурсы страны были направлены на восстановление западных районов СССР, сильно пострадавших за годы Великой Отечественной войны. Однако уже в 1950-е гг., когда восстановительный процесс завершился, к отдельным городам Дальнего Востока правительство обращает серьёзное внимание, на их социально-экономическое развитие выделяются значительные средства, благодаря чему они стремительно развиваются. Примером чему служит становление и развитие города-порта Находка.

Порт в Находке начали строить в 1939 г., однако с началом Великой Отечественной войны строительство было законсервировано и возобновилось в 1944 г. В августе 1949 г. Совет Министров РСФСР утвердил проект планировки и застройки рабочего посёлка Находка, где в то время проживало около 20 тыс. чел. (РГАЭ. Ф. 9510. Оп. 3. Д. 106. Л. 17). Для участия в строительстве порта, возведении жилья, социально-культурных объектов в ноябре – декабре 1949 г. из западных районов СССР в Находку прибыло 4500 рабочих (ГАПК. Ф. П-68. Оп. 6. Д. 115. Л. 161). В следующем 1950 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР посёлок Находка был переименован в город. В дальнейшем молодой город-порт быстро развивался, в 1959 г. его население составило 64 тыс. чел., а в 1970 г. – 104 тыс. [16, с. 68]. За двадцать лет население увеличилось в 5 раз. Стремительное развитие Находки было обусловлено тем, что помимо порта там была создана база океанического рыболовства, Приморское морское пароходство, два судоремонтных завода и другие промышленные предприятия.

Критерии выделения поселения в категорию "город" были определены в Указе Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 г. Согласно им, к городам были отнесены поселения численностью не менее 12 тыс. чел., при этом количество рабочих, служащих и членов их семей в общем населении должно составлять не менее 85 %. Города по численности делись на малые (от 12 – 50 тыс.), средние (50 – 100 тыс.), большие (100 – 250 тыс.), крупные (250 – 500 тыс.), крупнейшие (свыше 500 тыс.) [14, с. 107].

На Дальнем Востоке были все типы городов, в количественном отношении преобладали малые и средние города. Начиная с 1960-х гг. интенсивность образования городов снижается. С 1960 по 1990 гг. на Дальнем Востоке было образовано 10 городов [1, с. 34]. Вместе с тем, именно в этот период появились быстрорастущие города. Елизово, Анадырь, Зея. Отдельные города, такие как Амурск и Тында, развивались стремительными темпами. Так, население Амурска увеличилось с 3,5 тыс. чел. в 1959 г. до 58,3 тыс. в 1989 г., рост в 16,5 раз, а население Тынды – с 3,1 тыс. чел. в 1959 г. до 62 тыс. в 1989 г., т.е. за 30 лет увеличилось в 20,6 раз [16, с. 67, 70].

Рост населения Амурска и Тынды был связан с тем, что там создавались крупные народно-хозяйственные объекты. В Амурске в конце 1950-х гг. стал строиться целлюлозно-бумажный комбинат, в 1973 г. посёлок получил статус города. Тында стала своеобразной столицей Байкало-Амурской магистрали – железной дороги, которую начали строить в 1974 г., сначала там был штаб стройки, а с завершением строительства располагалось управление по эксплуатации БАМ.

Стремительный рост Амурска и Тынды был обусловлен тем, что промышленное строительство, развернувшееся в них, было объявлено Всесоюзными комсомольскими ударными стройками, и в эти города ехала молодёжь со всех концов Советского Союза. Мигранты играли главную роль в формировании городского населения и в других молодых дальневосточных городах.

Современная наука рассматривает город как сложное явление, выделяя в нём градообразующую и градообслуживающую сферы. Градообразующие объекты создают экономическую базу города и являются первоосновой его возникновения, роста и развития, градообразующие объекты – это отрасли, предприятия, результаты деятельности которых выходят далеко за пределы данного города. В свою очередь градообслуживающие объекты – это в основном объекты непроизводственной сферы (городское хозяйство, предприятия и организации, обслуживающие материальные и культурные потребности населения – школы, кинотеатры, медицинские учреждения и т.д.). Как правило, объекты непроизводственной, социальной сферы были лучше развиты в крупных и средних городах, поскольку многие объекты социальной инфраструктуры создавались за счёт фонда крупных промышленных, транспортных предприятий для обслуживания нужд своих работников. У мелких предприятий, расположенных в малых городах, средств для развития социальной сферы не хватало. Хотя следует признать, что отдельные отрасли социальной сферы были развиты недостаточно и в крупных городах.

Создание благоприятных для жизни социально-бытовых условий в крупных и средних городах способствовало притоку и закреплению населения, хотя его рост осуществлялся не только за счёт миграции, но и за счёт естественного прироста. Наиболее интенсивно среди этой категории городов росли краевые и областные центры Дальнего Востока. Им традиционно уделялось особое внимание, выделялись ресурсы на жилищное строительство, развитие социально-бытовой инфраструктуры. В отдельных случаях, как это имело место с Владивостоком, развитие регулировалось специальными правительственными постановлениями. 18 января 1960 г. вышло постановление Совета Министров СССР "О развитии г. Владивостока", благодаря которому активно велось жилищное строительство, возводились объекты социально-культурного назначения, получила развитие городская инфраструктура (пассажирский транспорт, коммунальное хозяйство).

Уделялось внимание и другим административным центрам – Хабаровску, Благовещенску, Магадану, Петропавловску-Камчатскому, Южно-Сахалинску. Во всех этих городах велось интенсивное жилищно-гражданское строительство, развивалась городская инфраструктура, социально-культурная сфера – всё это способствовало устойчивому росту населения, о чём свидетельствуют данные таблицы № 1.

Главное отличие крупных городов от средних и малых – это полифункциональность экономики. Её ядро, как правило, представляет собой несколько крупных индустриальных производств различных отраслей народного хозяйства. Рядом с ними функционирует большое количество мелких и средних предприятий и организаций, выполняющих инфраструктурную роль (энергетика, транспорт, строительство, подготовка кадров и т.д.). Необходимым звеном городской хозяйственной жизни становится также лёгкая и пищевая отрасли промышленности, которые получают значительные импульс для своего развития. В больших городах активно развивается социальная (строительство жилья, учреждений здравоохранения и образования) и культурная (театры, кино) сферы [7, с. 70]. Многофункциональность крупных городов повышается также за счёт наличия учреждений науки и образования. Таким образом, крупные города дают больше возможностей для людей в сравнении с малыми городами и сёлами.

Города привлекали и привлекают людей тем, что жизнь обычного человека там потенциально и реально разнообразнее. Она характеризуется возможностями повысить свой образовательный и профессиональный уровень, что является предпосылкой смены сферы труда, даёт шанс изменить социальный статус, занять более престижное место в обществе. Помимо этого, города дают возможность для широких контактов и разнообразных форм досуга. Говоря проще, жить в городе легче и веселее, что создаёт у многих, особенно молодёжи, иллюзию "вечного праздника" и настраивает на позитивное восприятие жизни.

Одной из особенностей развития городов в 1960 – 1980-е гг. являлось интенсивное жилищно-гражданское строительство. Практически все города были охвачены своеобразным строительным бумом. Рост жилищного строительства в городах Дальнего Востока хорошо просматривается на примере краевых и областных центров (таблица № 2).

Из таблицы видно, что за тридцать лет жилой фонд во всех указанных горах увеличился в несколько раз, при этом следует отметить, что помимо количественного роста жилого фонда, повысилось его качество. С конца 1950-х гг. все строящиеся дома оборудовались водопроводом, канализацией, центральным отоплением, т.е. полным набором коммунальных удобств.

Помимо жилья в городах возводились объекты социально-бытового и культурного назначения. Благодаря наличию сети предприятий службы быта горожане тратили меньше времени на ведение домашнего хозяйства, в результате чего имели больше свободного времени для отдыха, получения информации, повышения интеллектуального и культурного уровня. Во многом это была государственная политика, рассчитанная на закрепление в дальневосточных городах населения, поскольку там появился слой потомственных горожан, значительную часть которых составили специалисты с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные рабочие. У этой категории населения были более высокие требования к стандартам уровня жизни. При отсутствии надлежащей социально-бытовой инфраструктуры они могли уехать в другие районы страны.

Благоустройство и комфортность жизни является одним из факторов, привлекающих людей в города. По этому показателю крупные и средние города Дальнего Востока не уступали другим подобным городам страны. Тем самым оттока населения не наблюдалось, а, наоборот, в течение тридцати с лишним лет (1959 – 1992 гг.) в краевых и областных центрах Дальневосточного региона имел место устойчивый рост населения (см. таблицу № 1). Наиболее интенсивно он проходил в северных городах. Так, в Петропавловске-Камчатском население увеличилось с 86 тыс. чел. в 1959 г. до 272,6 тыс. в 1992 г., рост в 3,2 раза. В Магадане в 1959 г. проживало 62,2 тыс. чел., в 1992 г. – 152 тыс., рост населения в 2,4 раза [16,  с. 68]. Хотя следует отметить, что по многим социальным факторам северные города уступали городам, расположенным в южной части Дальнего Востока. Помимо тяжёлых природно-климатических условий одной из серьёзных проблем являлась низкая транспортная доступность и слабо развитая социально-бытовая инфраструктура. Тем не менее, за счёт мигрантов, которых привлекала высокая заработная плата (в северных районах выплачивались "северные надбавки"), по темпам численности населения они опережали города юга Дальнего Востока.

Следует признать, что во второй половине ХХ века наиболее благоприятным временем для развития городов на Дальнем Востоке был период 1950 – 1980-х гг. Увеличилась численность городов и количество проживающего там населения, качественно повысился уровень жизни горожан. В те годы в городах велось активное жилищное строительство, возводились объекты социально-культурного назначения, развивался общественный транспорт. "Успешность" развития городов в то время во многом носит условный характер, т.к. ряд проблем так и не был решён, в частности, обеспечение всех горожан благоустроенным и комфортным жильём. Но в целом города (одни быстрее, другие медленнее) всё же развивались. Эта тенденция изменилась с 1992 г., когда города региона оказались в полосе кризиса – многие из них пришли в упадок, процесс развития городов оказался заторможённым, деформированным, а в северных районах Дальнего Востока просто пресечён. Сократилось число посёлков городского типа, которые поставляли "кандидатов в города", там, как и в городах, заметно уменьшилось численность населения.

На протяжении 1950 – 1980-х гг. наблюдался устойчивый рост городского населения Дальневосточного региона. В 1991 г. численность горожан достигла своего максимума в 6,146 млн. чел., затем она стала сокращаться. В 1999 г. в городах проживало на 600 тыс. меньше, чем в 1991 г. – 5,503 млн. чел. [13,  с. 57]. С 1992 г. по 1999 г. и последующие годы вплоть до наших дней на Дальнем Востоке не было образовано ни одного нового города. Все эти негативные процессы были связаны с адаптацией перехода к рынку и реструктуризацией экономики.

Начавшиеся в стране реформы привели к резкому спаду экономической активности, что отразилось на работе промышленности, транспорте, предприятиях и учреждениях социальной сферы. Особенно сложно пришлось заводам военно-промышленного комплекса (ВПК). Смена приоритетов во внешней политике страны, отсутствие заказов, переход на выпуск мирной продукции в рамках программы "конверсия", несвоевременная оплата за выполненную работу – всё это поставило заводы ВПК в крайне сложное положение. В результате реорганизации сократилось численность работающих. Так, на Владивостокском заводе "Дальприбор" в 1992 г. работали 5 тыс. чел, а в 1999 г. – чуть более 1 тыс. [4, с. 223]. Подобные процессы произошли и на других промышленных предприятиях дальневосточных городов, что привело к росту безработицы.

В тяжёлом положении оказались малые города, где было одно – два градообразующих предприятия, ориентированных на внутренний рынок. Снижение или полное отсутствие государственного заказа привело к падению объёмов производства, усилению социальной напряжённости. По сути, малые города оказались заброшенными, что привело к утрате социального и культурного потенциала, накопленного за годы советской власти. Обострились демографические проблемы, население многих малых городов стало заметно сокращаться, в них стала расти доля лиц старше трудоспособного возраста. Всё это происходило, как за счёт сокращения естественного прироста, так и за счёт миграции из ближайших сёл и посёлков. Они перестали быть центрами притяжения населения из своего ближайшего окружения, тем самым терять "подпитку" со стороны сельской молодёжи.

Можно утверждать, что в 1990-е гг. были утеряны многие социально-экономические достижения предыдущих лет, благодаря которым города Дальнего Востока развивались, что в целом благотворно сказывалось на развитии всего региона. Тем не менее, несмотря на негативные тенденции 1990-х гг., крупнейшие и крупные города (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Южно-Сахалинск) сумели сохранить часть своего потенциала и вписаться в новые экономические реалии. Сейчас в этих городах обеспечены условия для плодотворной работы, карьерного роста и высокого качества жизни, они по-прежнему привлекают мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, местного сельского населения. Всё это позволяет надеяться на восстановление процесса роста и развитие городов, прерванного в 1990-е гг., и их дальнейшего влияния на социально-экономическое развитие Дальневосточного региона.

Таким образом, определяющим фактором в процессе становления и развития городов на Дальнем Востоке во второй половине ХХ в. являлась экономика. Создание крупных промышленных предприятий, работа добывающих отраслей экономики и транспортной инфраструктуры – всё это напрямую способствовало жизнедеятельности городов Дальнего Востока. Они же, в свою очередь, стали своеобразными центрами по "цивилизационному" развитию региона, в них создавались социально-бытовые и культурные учреждения, что привлекало как местных мигрантов из сельской местности, так и мигрантов из других районов страны. Тем самым, города способствовали решению важной задачи, которая была актуальна в прошлом, важна сейчас и будет актуальна в обозримом будущем – формированию на Дальнем Востоке устойчиво высокого уровня народонаселения.

Литература

1. Бельская Е.Э. Малые города: социально-экономические и демографические проблемы и перспективы развития: Региональный анализ на примере Дальнего Востока. Дис. канд. географ. наук. Владивосток, 2005. 196 с.

2. Бельченко В.П. Артём вчера, сегодня, завтра. Владивосток: Дальнев. кн. изд-во, 1974. 78 с.

3. Владивосток: штрихи к портрету. Владивосток: Дальнев. кн. изд-во, 1985. 304 с.

4. Власов С.А. Очерки истории Владивостока. Владивосток: Дальнаука, 2010. 252 с.

5. Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. 432 с.

6. Города Хабаровского края. Хабаровск: Кн. изд-во, 1972. 463 с.

7. Дашинамжилов О.Б. Урбанизация в Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2013 № . 1. С. 67 – 71.

8. Мальцев А.В. Благовещенск. Благовещенск: Амурское отделение Хабаровского кн. изд-ва. 1990. 128 с.

9. Меринов Ю.И. Восточные ворота России: материалы к истории города Находки. Владивосток: Русский Остров, 2005. 245 с.

10. Народное хозяйство РСФСР в 1962 г. Стат. ежегодник. М.: Статистика, 1962. 648 с.

11. Народное хозяйство РСФСР в 1970 г. Стат. ежегодник. М.: Статистика, 1971. 519 с.

12. Народное хозяйство РСФСР в 1982 г. Стат. ежегодник. М.: Статистика, 1983. 398 с.

13. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Госкомстат, 1999. 621 с.

14. Сенявский А.С. Российский город в 1960-е – 1980-е годы. М.: РАН Институт российской истории, 1995. 264 с.

15. Сенявский А.С. Урбанизация России в ХХ веке: Роль в историческом процесс. М.: Наука, 2003. 286 с.

16. Численность населения российских городов (1897 – 1992 гг.). Ярославль: Книжное изд-во, 1995. 79 с.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.