Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Роль официальных символов Приморского края в формировании идентичности регионального сообщества

Дыга П. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Вопрос идентификации в России стоит довольно остро, как на на­циональном, так и на региональном уровне. Символы как универсаль­ный инструмент коммуникации занимает, вероятно, ключевую роль в процессе самоидентификации жителей территории со всем региональ­ным сообществом. Данный процесс тесно связан с процессом легитима­ции региональной власти, так как отождествление себя с сообществом при помощи символов, с большей вероятностью подразумевает лояль­ность к лидерам данного сообщества, как осуществляющим свою власть и репрезентирующим свой образ вовне при помощи тех же символов.

Целью данной статьи является характеристика официальных сим­волов Приморского края в качестве средств самоидентификации регио­нального сообщества.

Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю осмысления и иллюзию общепонятности, дефиниция символа является одной из самых туманных и противоречивых. В религиозных трактовках символ являет­ся знаком-посредником между человеком и Абсолютной реальностью [7,с..10]. Согласно З. Фрейду, символ есть трансформация желания [12, с..115], по К. Юнгу, это выражение человеческого бессознательного [13,с..45], в семиотике – это знак, указывающий на общее содержание пред­мета [9, c. 89-90]. Символы изучались в рамках теорий символического интеракционизма (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид), социального конструкцио­низма (П. Бергер, Т. Лукман), философско-филологических подходах (Р. Барт, Э. Кассирер, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский), теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин­штейн), теории символического капитала (П. Бурдье) и др. На основа­нии указанных теоретических концепций можно выделить ряд характе­ристик символа:

1. Смысловая многослойность (в отличие от знака), то есть наряду с одним означающим может быть несколько слоёв означаемых;

2. Отсылка к трансцедентальному, сакральному, чувственному знанию;

3. Закреплённость в исторической памяти сообщества, что опреде­ляет символ в качестве важнейшего элемента социализации;

4. Ресурс легитимации, социальной мобилизации, средство иден­тификации и репрезентации (конституирование образов «Мы» и «Они»).

В качестве средства идентификации символ является частью лич­ности, отделяющий от значимых Других. Образ «Мы» формируется вви­ду сопричастности личности с общим историческим развитием, культур­ным наследием. Именно эту сопричастность позволяют сформировать символы. При этом, рассуждая в логике П. Бурдье, символическая зна­чимость одного актора (в нашем случае регионального сообщества) мо­жет быть выше, чем у другого. Примером этого может служить уровень миграционного оттока из Приморского края, объясняемый тем, что сим­волический капитал, например, Москвы больше символического капи­тала Приморья.

Также символ, обладая связью с высшей силой и отражая некото­рые общие установки, укоренённые в исторической памяти социума, за­даёт рамки поведения в социальном пространстве и призывает исклю­чить проникновение в него хаоса. Доступ к нему могли иметь только посвящённые в него. Такими посвящёнными были, например, жрецы, которые, благодаря этому, и имели власть [7, с..12]. Таким образом, присоединение образа лидера к символам того или иного сообщества позволяет легитимировать его власть. Примером в данном случае мо­жет служить ритуал инаугурации Президента РФ, в рамках которого избранный народом президент приобщается к официальным государ­ственным символам Российской Федерации (президентские регалии, клятва на Конституции РФ).

Указанные характеристики символа отличаются от наиболее рас­пространённого и обыденного представления о политическом символе, как только лишь знаке, который олицетворяет политический объект, яв­ление или процесс, редуцирует реальность до какого-либо образа.

Любой субъект политических отношений позиционирует себя в коммуникационном пространстве и легитимирует свою власть, исполь­зуя определённый ряд символов, присоединяясь к их смыслам. Харак­тер использования символов зависит от той цели, которую преследует субъект, целевой аудитории и от его возможностей.

В Приморском крае, как и в каждом субъекте РФ, есть ряд офици­альных (региональных) символов, которые призваны, как идентифици­ровать жителя региона со всем сообществом Приморского края, так и легитимировать власть региональных элит. К числу официальных сим­волов Приморья относится флаг и герб.

Геральдическое описание герба Приморского края гласит: в зелё­ном поле щита – включённый синий Андреевский крест, в оконечности щита поверх креста – золотое изображение идущего уссурийского тигра [6]. Значение элементов герба отражают строки: «цвет поля щита – зе­лёный – олицетворяет пышную растительность Уссурийской тайги и до­лин Приморья», «синий Андреевский крест – символизирует приморское положение края и его роль в истории России как главной базы Воен­но – Морского Флота, знаменует красоту и величие главного богатства Приморья – моря», «изображение идущего уссурийского тигра определя­ет географическое положение края, так как Приморский край является единственным в Российской Федерации естественным ареалом обита­ния этого животного; золото в фигуре тигра показывает многообразие и богатство природных ресурсов края» [1]. Понимание и принятие этих особенностей идентифицирует каждого жителя региона с «незримым со­обществом» Приморского края. В то время как использование герба на официальных документах в виде печати, на зданиях краевой власти, в официальных сообщениях, легитимирует их возможность участия в осу­ществлении властных полномочий на данной территории.

Нынешний вариант герба Приморского края был утверждён крае­вой Думой 22 февраля 1995 г. До этого официальной государственной символики у административно-территориального образования Примор­ский край, начиная с момента его появления 20 октября 1938 г. вслед­ствие разделения Дальневосточного края, не существовало. Таким обра­зом, нынешнему варианту герба нет и 20 лет. Следовательно, большая часть жителей Приморского края никаким образом не могли идентифи­цировать себя с региональным сообществом при помощи официальных символов по факту отсутствия таковых. Таким образом, нынешние офи­циальные символы региона не использовались в процессе социализации жителей края старших возрастных категорий.

Главный элемент приморского герба – тигр, очевидно, был поза­имствован с герба г. Владивостока, учитывая, что на гербе столицы При­морского края хищник располагался с момента появления самого герба столицы Приморья в 1880 г. Таким образом, был заимствован старый символ с попыткой переосмыслить его значение. Если император Алек­сандр III утверждал тигра как символ, который «всем своим видом будет говорить о неприступности российского Тихоокеанского края, о том, что он охраняется надёжно» [4], то в интерпретации современных фигур ти­гра об этом не говорится. В данном примере виден процесс расширения «символических границ» фигуры тигра с города на регион. Похожий про­цесс происходит в данный момент в Омской и Ульяновской областях, в которых бренды областных центров (Омска и Ульяновска соответствен­но) распространяются на всю территорию региона. При этом не происхо­дит вовлечения, а, соответственно, и принятия регионального символа в иных, кроме регионального центра, местах. Помимо этого вероятно раз­мывание региональной идентичности, если данное расширение «симво­лических границ» продолжится. Например, распространение события «День Тигра», помимо Приморского края, также на Хабаровский край, Еврейскую автономную и Амурскую область. Это также влияет на про­цесс сохранения фигурой тигра своего официального значения. Как вер­но замечает Андре Горц, эксклюзивность символа порождает ценность для тех, кто обладает правами на него [3, с..63].

Условия использования герба Приморского края, прописанные в законе «О гербе Приморского края» [6], не предусматривают использо­вание герба самими гражданами региона, обозначая эксклюзивный ха­рактер применения герба со стороны представителей политической эли­ты региона. Таким образом, данный символ обладает препятствием к включению в ценностно-смысловую структуру сознания населения При­морского края. Тем не менее, символ в нём присутствует, в частности, через интегративную фигуру тигра. Этим объясняется то, что на данный момент появляются новые символьные формы, связанные с хищником. Например, праздник «День тигра», который ежегодно отмечается 30 сен­тября, начиная с 2000 года, благодаря писателю и охотоведу Владими­ру Тройнину. Таким образом, тигр по праву является территориальным символом (брендом) Приморья, при помощи которого жители могут быть интегрированы в региональное сообщество, а сам регион представляться и продвигаться на федеральном и международном уровнях.

В 1994 году комиссией администрации края под председательством вице-губернатора Альфреда Гартмана, в которую вошли компетентные специалисты, были рассмотрены конкурсные проекты символов, их со­ответствие правилам и традициям российской геральдики. Цветной и монохромный рисунки герба были выполнены в 1995 г. художником­графиком Владимиром Баженовым. Геральдическое обоснование герба дал краевой архитектор Валентин Аникеев. Таким образом, герб был выбран без обсуждения с широкими слоями населения. Специалисты провели параллели с правилами и традициями российской геральдики, однако не провели исследования преференций самих жителей по этому поводу.

Флаг Приморского края был принят 22 февраля 1995 года поста­новлением Думы Приморского края № 25. На основании постановления администрации Приморского края от 22 февраля 1995 года № 86 [10], было утверждено Положение о флаге края. Примечательно то, что по­ложение было утверждено уже тогда, когда ещё не было рисунка самого флага. 29 мая 1995 года, постановлением администрации Приморско­го края № 284, был утверждён рисунок флага: «Флаг Приморского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по диагона­ли белой полосой и состоящее из двух треугольников: верхнего, распола­гаемого у древка, красного цвета и нижнего – голубого (лазурного) цве­та. В верхнем углу у древка золотое изображение идущего уссурийского тигра. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».

Идею флага предложил В. А. Обертас, профессор Института Архи­тектуры ДВГТУ. В приложении к проекту Положения [10] о флаге при­водилось обоснование символики флага:
¦ Красный – цвет подвигов, жертвенности, победы, праздника, сим­вол храбрости, мужества и неустрашимости. Эти качества жители и вои­ны Приморского края неоднократно проявляли в самые разные периоды существования Приморья.
¦ Голубой (лазурь) – цвет честности, верности долгу, символ кра­соты, мягкости, величия. Эти качества также присущи и приморцам и уникальной природе края.
¦ Вместе с разделяющей белой полосой цвета флага Приморского края символизируют единство края и России, так как эти же цвета вхо­дят в Государственный флаг Российской Федерации (не повторяя его).
¦ Фигура уссурийского тигра – главная фигура герба Приморско­го края однозначно определяет принадлежность флага Приморскому краю.

Фактически, на флаге Приморского края мы видим непосред­ственное обозначение принадлежности Приморского края Российской Федерации, что выражается в наличии триколора. Этим можно объяс­нить изменение в флаге 21 января 2003 года, когда был подписан закон № 32-КЗ «О флаге Приморского края», в котором, в частности, голубой (лазурный) цвет треугольника был заменён на синий [5]. Также на фла­ге присутствует фигура тигра, которая, как было отмечено выше, стала неким интегративным символом. Также как и в случае с гербом, не про­водилось никакой общественной дискуссии по поводу вариантов флага Приморского края.

Помимо процессов создания официальных символов Приморского края, важным элементом в процессе формирования региональной иден­тичности, несомненно, является особенность трансляции данных сим­волов на региональную аудиторию через различные способы передачи информации. Трансляция герба Приморского края, в постоянном режи­ме, проходит через официальные СМИ, а именно «Приморскую газету», которая, выполняет функции трансляции официальных документов власти. Остальные СМИ транслируют официальные символы региона в своих материалах по ряду случаев. Например, по случаю необходи­мости официализировать новость, либо отразить её региональную на­правленность. Также порой символы сами становятся информационным поводом. Так, в августе 2012 г. в ряде печатных и интернет-СМИ был освещён вопрос утверждения флага и обновления герба Владивостока [11]. Такое решение было принято исходя из предложения депутатов го­родской Думы Владивостока. Однако, в январе 2013 г. Геральдическим советом РФ флагу было отказано в регистрации, а герб исключён из Го­сударственного геральдического регистра РФ в связи с «неправомерно внесёнными депутатами поправками в рисунок герба» [2]. Таким обра­зом, на данном примере политические элиты подтверждают претензии на монопольное право пользоваться и распоряжаться официальными региональными символами.

Однако, главным образом, официальные символы транслируются при помощи «документов власти», которые в свою очередь имеют вопло­щение в законодательных актах, публикуемых в «Приморской газете», благодарственных актах от имени органов власти Приморского края, поздравительных сообщениях, публикуемых как на страницах печат­ных и Интернет-изданий, так и на средствах наглядной агитации. Сами здания органов власти Приморского края также вполне могут считаться средствами трансляции официальных символов региона.

Исследование, проведённое авторами статьи «Символическая функция документа в коммуникативных практиках власти» [8], пока­зывает, что сами «документы власти» воспринимаются населением как символы. Авторы делают вывод о том, что лидер вынужден демонстриро­вать свои материально-символические гарантии группе, поэтому многие материальные атрибуты власти лишены функционального смысла, но ценны в качестве презентационных доказательств её обладания.

Публично и открыто утверждая себя при помощи символического, власть легитимно самоутверждается и официализируется. П. Бурдье на­зывает это властью добиваться признания власти.

Таким образом, официальные символы Приморского края, как в процессе формирования и трансформации, так и в процессе трансляции прочно связаны с политической элитой региона.

На основе вышеизложенного можно прийти к следующим выво­дам:

Официальные символы Приморского края обозначают особенно­сти территории Приморья и отражают её принадлежность Российской Федерации.

Официальные символы региона интегративны и ретроспектив­ны. Ретроспективность объясняется отсутствием генерации новых сим­волов, что заставляет обозначать новые образования в рамках старого узнаваемого символьного ряда;

Существует практика распространения символьных форм г. Вла­дивостока на всю территорию Приморского края без учёта особенностей иных муниципальных территорий;

В Приморье на данный момент нет институтов формирования/трансформирования официальных символов Приморского края со сто­роны общества. Существующие официальные символы являются одно­временно эксклюзивной собственностью и средствами самоутверждения региональной политической элиты. Тем не менее, ключевой элемент флага и герба – фигура тигра является символом, который плотно при­сутствует в сознании населения Приморского края. Он позволяет, как появляться новым символьным формам на своей основе, так легитими­ровать власть региональных политических элит и, в определённой сте­пени, формировать идентичность регионального сообщества.

Литература

1. Геральдикум. Гербы России. Приморский край. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/heraldicum/russia/index.htm [Дата обращения: 21.11.2012].

2. Геральдический совет раскритиковал новый вариант герба Владивостока. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/01/11/reg-dfo/gerb-anons.html [Дата обращения: 15.01.2013].

3. Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М.М. Сокольской; Гос. ун-т. Высшая Школа Экономики. М.: Изд. Дом Гос. ун-та. Высшая Школа Экономики, 2010. 208 с.

4. Государственная символика. Субъекты РФ. Приморский край. Владивосток. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statesymbol.ru/russymbols/regions/20050415/39594734.html [Дата обращения: 22.11.2012].

5. Закон Приморского края от 21.01.2003 № 32-КЗ «О флаге Приморского края». [Электронный ресурс]. URL: http://www.primorsky.ru/primorye/heraldry/?a=987&s=9&p=1 [Дата обращения: 21.11.2012].

6. Закон Приморского края от 21.01.2003 № 33-КЗ «О гербе Приморского края» (Принят Законодательным Собранием Приморского края от 25 декабря 2002 года). [Электронный ресурс]. URL: http://old.primorsky.ru/primorye/heraldry/?a=986&s=9&p=1 [Дата обращения: 22.11.2012].

7. Захарян Т.Б. Сакральный символ в языке религии. Автореф. дис. … канд. филос. н. Екатеринбург. 2006. 25 с.

8. Лукьянова Н.А., Маслова С.В., Чайковский Д.В. Символическая функция документа в коммуникативных практиках власти. Вестник науки Сибири. 2011. № 1 (1). [Электронный ресурс] URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/download/109/41 [Дата обращения: 18.01.2013].

9. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М.: Академия. 2007. – 432 с.

10. Постановление администрации Приморского края от 22.02.1995 № 86 "О Флаге Приморского Края" [Электронный ресурс]. URL: http://www.vvlaws.ru/index.php?ds=751481 [Дата обращения: 27.11.2012].

11. У Владивостока появился новый герб и флаг. [Электронный ресурс]. URL: http://primafisha.ru/news/news.php?id=119440 [Дата обращения: 15.01.2013].

12. Фрейд З. Толкование сновидений. Т. 2. // Собр. Соч. в 10 т. М.: СТД, 2003. 688 с.

13. Юнг К. Человек и его символы. Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. 451 с.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.