Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Этнический костюм бурят: традиции и современность

Норбоева Т. Б.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

В последние годы в условиях глобализации, всё более пристальное внимание уделяется традиции, которая становится связующим звеном с исторической памятью и помогает сохранить национально-культурную самобытность. Подъём традиционной культуры актуализировал интерес к изучению национального костюма и его отдельных элементов. «Этно­тенденции становятся интересны социуму не только как часть традици­онной культуры, но как инструмент выживания в мире современном, как особенная конфигурация отношений человека и природы» [4, с..73]. Широко начинают использоваться этнические детали в декорировании предметов: в интерьере дома или дизайне модной одежды.

Первые сведения о традиционном бурятском костюме встречают­ся в записях путешественников, историков, этнографов. Наиболее рас­пространённое описание костюма приведено в труде П.С. Палласа. Он первым сопроводил текст иллюстративным материалом, описал муж­скую, женскую и девичью одежду. В XIX в. исследованием костюма за­нимались А.В. Потанина, Г.Н. Потанин, Г.М. Осокин, Н.М. Ядринцев, Ю. Джулиани, М.А. Кастрен, Г. Спасский и др. В XX в. – М.Н. Хангалов, И.Е Тугутов, К.В. Вяткина, Л. Линховоин, Р.Д. Бадмаева, И.И. Соктое­ва, А.В. Тухамани...

Этническая одежда имеет многовековые традиции, она отражает социальное и имущественное положение, культурный уровень, пред­ставления о красоте, свойственные человеку той или иной культуры, а также половые и возрастные особенности индивида. Для национального костюма характерна символичность, информативность, гармоничность, монументальность формы, крупные членения, самобытная философия и язык. При этом система кроя, цветовая гамма, композиционные особен­ности, материал, украшения отличались среди этнических групп бурят. Природно-климатические условия и хозяйственно-культурный тип бу­рят определял материал одежды и её элементы.

В данной статье мы не будем исследовать все типы одежды, по­скольку цель нашей работы – рассмотреть традиционный и современ­ный женский костюм, и выявить некоторые трансформации, произошед­шие в одежде. По мнению Р.Д. Бадмаевой, «женский костюм более чем мужской, сохранил традиционные территориально-локальные призна­ки, возрастные и семейные нормы. Женская одежда выделялась слож­ностью покроя, своеобразием силуэта и соответствовала положению жен­щины в обществе, семье» [7, с..55]. Композиция традиционной одежды подчинена вертикально-горизонтальному членению. Верхнему миру со­ответствовал головной убор, среднему – верхняя одежда, нижнему – об­увь. Сам человек выступал отражением и воплощением структуры миро­вого древа – позвоночник ассоциировался с мировым столпом. Халат как модель являлся связующим звеном между Небом-Творцом и Матерью­Землёй. Горизонтальное членение символизировали края платья, цвет­ные полоски на манжетах, воротнике, а вертикальное – линия силуэта от плеча до подола, конусообразный головной убор, украшения. «Трой­ственность вертикальной структуры можно обнаружить в «системе» за­стёгивания халата. Верхние застежки приносят хозяину счастье, благо­дать. Во время присутствия на молебнах буряты расстёгивали верхние пуговицы, чтобы счастье без препятствий входило в тело. Средние пуго­вицы регулируют многочисленное потомство, честь и достоинство. Ниж­ние пуговицы – размножение скота, материальное богатство владельца» [6, с..3].

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, голов­ного убора, обуви и украшений. Платье женщин имело туникообраз­ный покрой, отрезной по талии, с вшивными, широкими у основания рукавами. Детали покроя, декора у разных групп отличались и имели своеобразные черты. Мы не будем подробно останавливаться на этно­культурном различии, так как это было изучено раннее Р.Д. Бадмаевой, С.Б. Самбуевой. Обязательным элементом одежды замужней женщины являлась безрукавка. Существовало два основных типа – короткая и цельнокроеная длинная. Данная деталь одежды наделялась охранной функцией, защищающей значительные участки тела – позвоночник и молочные железы. В среде бурят неприемлемым считалось появляться женщине перед мужчиной без безрукавки и головного убора. По пове­рьям монголов и бурят голова являлась местом локализации жизнен­ной силы, поэтому шапку снимали только тогда, когда ложились спать. Что касается причёски, известный исследователь И.Г. Георги писал: «… как и Калмычки: заплетают волосы в две косы, в которыя, чтобы сделать оныя толще, прибавляют чёрных конских волос, и опускают оныя через плечи на грудь». [3, с..31]. Большое значение буряты при­давали украшениям. Выделяют головные, накосные, ушные, височные, височно-нагрудные, наплечные, поясные и для рук. «У буряток головные украшения делаются из серебра, также как и серьги. Кроме того у них развита особенная любовь к кораллам, при чём они не останавливаются перед дороговизной их, точно также наклонны и к ценным камням», – утверждал сибирский публицист и общественный деятель Н.М. Ядрин­цев [8, с..257]. Примечательно, что любовь к украшению личных вещей кораллами и малахитами была свойственна и мужчинам. Интересные для нас сведения мы находим у В. Паршина. Он пишет: «селенгинские буряты любят щеголять своими бубенцами, особенно иноходцами и кон­ской сбруей, унизанною, обременённою металлическими с сереберяною насечкою и чисто серебряными побрякушками, маржаном и малахитом.

Я видел седло в 10 тыс. руб., и пояс на одном атамане Бурятского войска, ценимый в 3 тыс. руб.» [2, с..49].

Со второй половины XIX в. в костюм бурят начинает претерпевать кардинальные трансформации. Происходит межкультурная коммуни­кация, заимствование одежды других народов. В моду вошла рубаха, сапоги, шапка-ушанка. Необходимо отметить, что буряты при этом не отказывались полностью от своего традиционного костюма, а только ком­бинировали вещи. «Сверх монгольского костюма в дурную погоду здеш­ние буряты непременно надевают на себя русскую шинель» [5, с..33]. В настоящее время в связи с подъёмом традиционной культуры, люди ста­ли отдавать предпочтение своей национальной одежде. Развитие тради­ций национального костюма – это возможность в обществе глобализации яснее, «предметнее» ощутить свои культурные корни, идентифицировать себя с этнической группой. Современный костюм бурят эклектичен, ам­бивалентен. С одной стороны, дизайнеры пытаются сохранить традиции глубокой древности, с другой – внести в костюм актуальные тенденции современной моды. Ведь простое использование традиционных фактур не превращает швейное изделие в объект этномоды.

В последние годы в повседневной жизни многие жители Бурятии шьют на заказ праздничные костюмы, вечерние платья, шапки, пальто. В Иволгинском дацане с недавних пор предлагают уютные домашние вещи: шапки, варежки, тапочки, угги для пожилых людей. Стилизован­ная одежда появляется и на улицах Улан-Удэ. Более широкое распро­странение национальный костюм получил на театральной сцене и по­диуме. Современные дизайнеры комбинируют различные несочетаемые в реальной жизни этнические элементы и создают довольно сложные композиции. При разработке коллекций используется не только празд­ничная дорогая ткань, но и повседневная. Модельер И. Найданова в коллекции «В поисках Шамбалы» использовала деним, который всег­да в моде и является источником вдохновения для многих дизайнеров. Отголоски тибетских костюмов воплотились в стилистических приёмах, цветовых решениях и украшениях. Основной акцент сделан на чёткие геометрические формы, безупречный крой и используемые материалы. Абсолютное большинство моделей в этническом стиле эксклюзивны, вы­полнены в единственном экземпляре. Ценное качество подобной одеж­ды в том, что она – залог неповторимости и своеобразия.

Бурятский орнамент и буддийские мотивы воссоединены в коллек­ции «Восемь благих подношений» певицы и модельера Н. Тогочиевой. Каждый наряд несёт в себе символическую значимость. Белое платье «Бури» подобно ракушке, которая используется в дацанах на молебнах. Она означает, что человек вошёл в мир и должен громко заявить о себе. Другое платье – «Чаша» символизирует материальное и духовное богат­ство.

Характерной особенностью современного бурятского костюма, по мнению Ю.С. Андрейко, является «стремление художников-модельеров сохранить художественные и эстетические начала традиционного костю­ма – конструкцию, силуэт, композицию, декор, цвет» [1, с..191]. Порой незначительная деталь этнокостюма придаёт национальный колорит современному образу. Так для свадебного платья европейского фасона модельер И. Сарапулов придумал длинный пояс из ткани и металли­ческих колец, символизирующий пояс бурятской женщины, на котором всегда висели необходимые предметы гигиены или вещи, необходимые в быту. На неделе моды в Улан-Удэ в 2011 году дизайнер представил свою коллекцию, созданную из праздничных тканей и меха, которая отлича­лась сложным кроем и ассиметричными линиями. Подчёркивая красоту художественного образа и привнося в национальный костюм субъектив­ное виденье, дизайнеры тем самым создают модный облик интересный для современного общества, так как его формирование происходит со­гласно вкусу и потребностям людей.

Демонстрация национального костюма происходит не только на конкурсах этнической моды, но на выставках и презентациях. В Москве в 2010 г. на открытии выставки живописи и графики Зорикто Доржиева было представлено дефиле коллекции костюмов М. Шараповой по моти­вам картин художника.

Современный бурятский костюм бурят отражает процессы, проис­ходящие в обществе, мировоззрение людей, художественные представ­ления, эстетический идеал. Гармоничное сочетание традиций и иннова­ций характеризует современный этнический костюм.

Литература

1. Андрейко Ю.С. Эволюция облика бурятского костюма: от традиции к современности // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 186-191.

2. Бадмаев А. А. Одежда бурят в первой половине XIX в. // Этнография и этносоциология. 2009. № 3. С. 47-49.

3. Георги И. Описание всЂх обитающихъ въ россiйскомъ государствЂ, народовъ и ихъ житейскихъ обрядовъ, обыкновенiй, одеждъ, жилищъ,вЂроисповЂданий и прочихъ достопамятностей Ч. 3. / И. Георги. СПб., 1799. 116 с.

4. Демшина А. Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 5(84). С. 71-78.

5. Потанина А. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. М.: Изд-во типографии Меньшова, 1912. 61 с.

6. Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. 92 с.

7. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: Проблемы исследования: Монография. Улан-Удэ: Издательско­полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. 113 с.

8. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб.: Издание И. М. Сибирякова, 1891. 308 с.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.