Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Дальневосточная театральная аудитория: социально-демографический и культурный портрет

Осипова Э. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Аудитория театра, имея сложную, многомерную структуру, диф­ференцируется несколькими группами характеристик: (социально­демографическими, характеристиками отношения к театральному ис­кусству и др.).

Если взять за основу классификацию зрителей по частоте посеще­ний театра в течение года, предпринятую учёным Г.Г. Дадамяном [1,с..86-96], («театрал» – свыше 12 раз; «постоянный зритель» – 9-12 раз; «активный зритель» – 4-8 раз; «пассивный зритель» – 2-3 раза; «случай­ный зритель» – 1 раз и реже), то оказывается, что среднестатистический дальневосточный зритель варьирует на грани активного и пассивного посещения театра, так как по данным соцопроса среднему количеству просмотренных спектаклей из годовой афиши на одного опрошенного соответствует частота посещений драматического театра равная 3-4 раз­ам. В целом, по степени зрительской активности театральная аудитория распределилась следующим образом: «активные» – 32%; «пассивные» – 18%; «случайные» – 16 %; «премьерные» – 9%. Таким образом, наблю­дается прямо-пропорциональное соотношение активности и массовости: наиболее многочисленную группу представляет категория самых актив­ных зрителей, неактивные зрители составили самую малочисленную группу.

Более того, опрос выявил среди анкетируемых достаточное коли­чество любителей театрального искусства, превзошедших по числу по­сещений даже тех, кого принято считать настоящими «театралами» в зрительской иерархии (по классификации Г. Дадамяна).

Дифференциация публики чаще всего осуществляется по признаку социально-демографической принадлежности. Границы этой дифферен­циации сегодня весьма подвижны и достаточно размыты, что вынужда­ет усомниться в целесообразности абсолютного следования традицион­ным схемам изложения. В то же время невозможно отказаться от них вовсе, и поэтому в исследовании публики театра мы исходили из при­оритетных зрительских ориентаций с учётом некоторых её социально­демографических характеристик.

В частности, трудно не согласиться с тем, что возраст и образование – факторы, наиболее существенно влияющие на зрительские предпочте­ния и установки. Из многочисленных исследований аудитории театра известно, что отношение человека к театру, выражающееся в его посе­щении или непосещении, самым существенным образом связано с воз­растом человека. Как выяснилось, посетители дальневосточных театров представляют все возрастные группы. По возрасту респонденты распре­делились следующим порядком: 15–20 лет – 23%; 21–30 лет – 23%; 31-40 лет – 21%; 41-50 – 17%; 51-60 лет – 11%; старше 60 лет – 5%.

По наблюдению отечественных социологов театра, влияние возрас­та на отношение к сценическому искусству имеет следующую закономер­ность: на этапе завершения первичной социализации (т.е. между 17-ю и 20-ю годами) человек не только приобщается к театру, но и посещает его более активно. К 20-25 годам большинство приобщившихся начинает постепенно отходить от театра, в то время как незначительное меньшин­ство (примерно 5-6%) укрепляет с ним связи. Отход от театра массы зри­телей в возрасте 25-30 лет, по мнению исследователей, в значительной степени определяется факторами, связанными с семейным положением. В нашем исследовании обозначенная тенденция не подтвердилась: наи­более высокая зрительская активность отмечается как в самом молодом возрасте (15-20 лет), так и в более зрелом (20-30 лет). На обе возраст­ные категории приходится по 23% от общего числа респондентов. Смеем предположить, что у современной молодёжи возраст создания семьи и обзаведения потомством несколько отодвинулся, что косвенно подтверж­дается в исследованиях дальневосточных демографов [6].

Итак, в исследовании молодёжи в целом выявился высокий уро­вень потребностей в сценическом искусстве и в реальном художествен­ном потреблении, что внушает оптимизм.

Театр, обращённый к различным слоям населения, предполагает восприятие и понимание спектаклей максимально широкими кругами людей, но с увеличением возраста понижается зрительская активность, о чём свидетельствует представленная статистика возрастного распре­деления зрителей по степени их участия в театральной жизни региона. Пенсионеров в проведённом опросе оказалось всего 4 %, но именно их принято считать носителями качественно отличающихся художествен­ных ориентаций. При этом активными театральными зрителями счита­ют себя 51% участвовавших в опросе пенсионеров, и именно театру, из всех предложенных на выбор зрелищных искусств, анкетируемые отда­ли своё предпочтение, причём с явным преимуществом.

Пенсионер разительно изменился, живёт ныне куда более богатой внутренней жизнью, как, впрочем, и вообще люди старшего поколения. Эстетические идеалы, вкусы и ориентации, художественные потребности этой зрительской категории заметно отличаются от общего зрительского мнения по вопросам видения роли театрального искусства в духовном развитии общества, в том числе и в жанровых предпочтениях. Проил­люстрируем это с помощью таблицы жанровых предпочтений зрителей всех возрастов (см. табл. 1).

Следующей по представительству после молодёжи выступает зна­чительная часть респондентов двух возрастных категорий: 31-40 лет (21%) и 41-50 лет (17%). Зрительский массив мы разделили по таким показателям, как социальное положение и образование, гипотетически прогнозируя зависимость активности в сфере потребления культурных благ от этих признаков. Именно структурный анализ состава публики дальневосточных театров позволяет проследить различия в её отноше­нии к театру.

Не вызывает сомнения тот факт, что роль театра в структуре досуга населения повышается с ростом образования. Из числа людей с высшим образованием постоянными посетителями являются – 36%, из имеющих среднее и среднее специальное – 28%. Причём лица с высоким уровнем образования из предложенного списка зрелищных искусств предпочли именно театр, таковых оказалось 53%.

Результаты исследования позволяют считать гуманитарную и творческую интеллигенцию одной из основных групп театральных зри­телей, они показывают прочность связей людей с высшим образованием и сценического искусства. Удельный вес в общей структуре публики этой подгруппы составил 14% (с учётом сельской интеллигенции). Именно на этот зрительский контингент всегда рассчитывают театры.

Успешность театра, по мнению режиссёра Приморского академи­ческого драматического театра им. М. Горького Е.С. Звеняцкого, «кро­ется не только в профессионализме тех, кто дарит это удивительное искусство, но и тех, кто его принимает» [3]. Своим постоянным кругом поклонников худрук театра полагает «прежде всего, людей искусства – художников, музыкантов, интеллигенцию и старшее поколение театра­лов, которые посещали спектакли на протяжении последних 30-35 лет». И резонно разделяет публику на «временную, сиюминутную и публику, принадлежащую театру». Для режиссёра, по его собственному призна­нию, настали счастливые времена, когда исчезли обязательные посеще­ния театра, и теперь он ждал только тех, «кто испытывает в этом потреб­ность», считая театр «раритетом и достоянием тех людей, кто его любит и понимает» [3].

Важная роль интеллигенции в обществе всегда обуславливалась её творческой, интеллектуальной функцией, тем, что интеллигенция чаще других занимает позицию критика, не дающего застояться теа­тру, и побуждает его к совершенствованию. Тем не менее, выявленные в ходе исследования жанровые предпочтения гуманитарной и творческой интеллигенции позволяют усомниться в однозначности занимаемых ею позиций: за серьёзную психологическую пьесу проголосовали 44%. Это, действительно, высокий процент. Но за лёгкую лирическую коме­дию проголосовало ещё больше: 58%. За пьесу, зеркально отражающую жизнь российского общества («на злобу дня») – 23%; за музыкальный спектакль – представление в жанре мюзикла, шоу… – 36%; за оперу – 10%; за оперетту – 33%; за балет – 17%.

Полагаем, что выявленные результаты опроса свидетельствуют в пользу духовного раскрепощения последних лет, снятия существовав­ших в стране разного рода запретов на свободу слова и мысли. Наши предположения согласуются с обобщающими результатами комплекс­ного исследования личностной структуры российского общества, пред­принятого учёными Государственного института искусствознания в середине 1990-х гг., которые пришли к выводам о том, что личностные характеристики российской интеллигенции во многом изменились [12,с..116-122]. В частности, исследователи отказали гуманитарной интел­лигенции в позиции флагмана личностного развития. Тем не менее, наиболее представительным социальным слоем среди различных про­фессиональных групп в совокупной театральной аудитории региона тру­доспособного возраста, как уже отмечалось выше, по-прежнему остаётся гуманитарная и творческая интеллигенция (см. табл. 2).

Важно заметить: при всей близости характеристик интеллигенции, проживающей в различных городах региона, ощутимы заметные разли­чия внутри этого социального слоя, между разными его подгруппами – «технарями» (инженерами, научными работниками технического про­филя и т.д.), «естественниками» (медиками) и «гуманитариями» (педаго­гами, журналистами, юристами, научными работниками гуманитарного плана и др.). Как видим, неплохо посещают спектакли представители бизнеса и сферы обслуживания; представительство инженерно-технической ин­теллигенции можно считать средней; практически равное присутствие зафиксировано среди военнослужащих и домохозяек, и наименьший удельный вес в общей структуре публики имеют рабочие (причём, рабо­чие высшей квалификации чаще бывают в театре).

Современный пролетариат теряет свои былые позиции в соци­альном пространстве России по причине социально-психологической и социально-экономической неоднозначности. Некоторые социологи склонны считать, что в современном российском обществе рабочего клас­са как такового не существует, и полагают, что истинными представи­телями обозначенного социального страта являются опытные рабочие старшего возраста со средним образованием [5, с..54-62]. В нашем опро­се большинство анкетируемых рабочих оказались в молодом (21-30 лет – 32%) и среднем (31-40 лет – 25%) возрасте, со средним специальным образованием (53%) и незначительным перевесом мужчин (58%).

Наряду со зрителями, постоянно проживающими в городах, распо­лагающими театром (театрами), в опрос попал небольшой % приезжих из районных центров и сельских жителей (с незначительным перевесом представителей аграрного бизнеса и сферы обслуживания). Гости города – сельская гуманитарная и творческая интеллигенция в своих досуго­вых предпочтениях театр уравняла с просмотром фильмов в кинотеатре (по 28%), второе место занял просмотр телесериалов по ТВ (22%). Пред­приниматели и работники сферы обслуживания села наиболее предпо­чтительным избрали для себя поход в кинотеатр (32%), театр и просмотр кино по ТВ оказались на втором почётном месте (по 24% голосов). Рабо­чие аграрного сектора больше всего голосов отдали за просмотр фильмов по ТВ в домашних условиях (47%), чуть меньше проголосовали за поход в кинотеатр (40%), и только на третьем месте в списке предпочитаемых видов зрелищ эта зрительская категория выбрала театр (33%).

Структура всех рассматриваемых групп населения изменилась за полтора десятилетия мало, перемены незначительны, хотя и любо­пытны. По этой причине, помимо выявления некоторых черт духовного облика основных социальных сил сегодняшней российской провинции, представлялось интересным получить хотя бы самые общие сведения о предпринимателях, претендующих на всё большую роль в политике, экономике и культуре.

В научной и научно-популярной литературе предпринимателям посвящено немало внимания и диапазон оценок их крайний: от возму­щения захватывающими власть циничными дельцами, до восторгов по поводу нарождения нового класса «спасителей России». Объективные же характеристики, включающие сведения об условиях и факторах форми­рования современного дальневосточного предпринимательства, вклю­чающие его культуру, представлены в научных трудах региональных исследователей [7]. В этих работах объясняются и причины пренебре­жительного отношения населения к предпринимателям, «позволяющим себе получать прибыль недобросовестной конкуренцией или путём обма­на потребителей» [8, с..236], и позиции самих бизнесменов, полагающих коммерческую удачу только в сопряжённости с «наглостью» и «бесприн­ципностью» [8, с..246].

Каково же отношение их к искусству? В числе опрашиваемой теа­тральной аудитории предприниматели составили 5%, что само по себе немало. По утверждению исследователей, в малый и средний бизнес в регионе приходили в основном молодые люди в возрасте от 25 до 38 лет, из них 85 % имели высшее и незаконченное высшее образование [8,с..248]. В числе театральной аудитории предприниматели с высшим об­разованием составили 45%, с неоконченным высшим – 24%.

Сравнительно крупные бизнесмены 2000-х гг. вышли из партийно­комсомольской номенклатуры, «красных директоров» и дельцов крими­нальной среды. Другая категория предпринимателей, составившая так называемое малое предпринимательство, – это сравнительно молодые люди в возрасте 30-40 лет: физики, математики, инженеры, покинувшие научно-исследовательские институты, вузы, государственные предприя­тия. Многие из них имели учёные степени, однако малая зарплата, не­стабильность рабочего места в условиях разрушения промышленности, образования, отечественной науки заставляли их стать предпринимате­лями.

По верному замечанию исследователей, их предпринимательская культура напрямую зависела от социальной среды, из которой выходили бизнесмены [8, с..234]. Вероятно, это обстоятельство сыграло определя­ющую роль и в формировании духовности этого социального слоя.

Ушедшая в бизнес интеллигенция не стала жертвовать полноцен­ностью досуга, что не преминуло отразиться и на отношении к театраль­ному искусству: 55% из числа опрошенных дальневосточных предпри­нимателей отнесли театр к самым предпочитаемым видам досуга (этот показатель абсолютно совпал с мнением зрителей из числа городской интеллигенции), причём 41% опрошенных бизнесменов посещали театр один раз в три месяца и чаще, т.е. являлись активными зрителями. Бо­лее того, значительная часть этой зрительской категории (69%) согласи­лась с тем, что театральное искусство духовно воспитывает общество.

В своих жанровых предпочтениях предприниматели также прак­тически не отличались от театралов из числа гуманитарной и творче­ской интеллигенции.

Таким образом, можно предположить, что личностный тип пред­принимателей с высшим образованием на момент исследования мало отличался от духовной элиты городской интеллигенции.

Специфика формирования отношения к театру у мужчин и жен­щин, выявленная нами в ходе анализа, может быть описана следующим образом: уровень приобщённости к театру у женщин, примерно в два с половиной раза выше, чем у мужчин (в абсолютном выражении это вы­глядит следующим образом: 1211 к 485). Однако обозначенная гендер­ная асимметрия театральной аудитории совершенно не умаляет роли зрителя-мужчины. Так как мужчины, приобщённые к театру, лишь не­много уступают в своей активности женщинам – активными зрителями считают себя 28% мужчин и 33% женщин. Выходит, что среднее число посещений, приходящихся на мужчину, как правило, не ниже 80-85% среднего количества спектаклей, просмотренных посещающей театр женщиной.

По наблюдениям социологов театра, «у мужчин возраст влияет на изменение их отношения к театру заметно меньше: в своей приобщён­ности мужчины более стабильны – они труднее вовлекаются в реальную аудиторию театра, но попав в неё, закрепляются там прочнее» [2, с..38]. Исследование дальневосточной аудитории подтвердило данное утверж­дение. По результатам нашего опроса мужчины активно начинают по­сещать спектакли уже в возрасте от 15-20 лет, причём они присутствуют в театральных залах практически на равных с женской аудиторией (22% и 23% соответственно). Анкет же, заполненных мужчинами в возрасте от 20 до 40 лет, оказалось даже больше: в возрастной категории 21-30 лет это соотношение выглядело как 28% к 21%, в 31-40 лет уже как 24% к 19% (!). Однако, после 40 лет присутствие мужчин в числе театральной аудитории региона резко спадает: 14% (41-50 лет)>9% (51-60 лет)>3% (старше 60 лет).

Чаще других среди посетителей театра оказывались мужчины­производственники (инженеры, конструкторы, технологи и т.д.) с выс­шим образованием.

Чем руководствуется зритель, когда выбирает тот или иной театр, спектакль? Фамилия режиссёра в провинции не играет столь важной роли, как в столичных театрах. В периферийных театрах штатные ре­жиссёры чаще ставят сами, к тому же имена приглашённых со стороны постановщиков зрителям не всегда известны, чтобы на них специаль­но идти. Так, почему же житель современного города, предлагающего огромный выбор развлечений, приобретает театральный билет? Суще­ствует большое число возможных мотиваций: привитая с детства потреб­ность в эстетическом удовольствии; желание отвлечься и развлечься; потребность произвести впечатление; следование требованиям моды и престижа; стремление к небанальным событиям; увидеть любимого ак­тёра; поиск дополнительной эмоциональной «пищи» и т.д.

Социологи и социальные психологи не случайно отводят большую роль ритуалу театрального посещения, который начинается с момента формирования мотивов посещения театра, выбора спектакля, ожида­ний, осуществления предпринятых намерений. Мотивы выбора, пред­почтения и интересы зрителей в исследовании считаем весьма важным и содержательным показателем приобщённости к театру. Во взаимоот­ношениях театра и публики определяющую роль играет отношение к театру как к средству эмоционального воздействия, перед этим моти­вом отступает потребность в чисто познавательных его сторонах. Сам К.С. Станиславский признавал, что театр является не только средством познания жизни, но и средством эстетического наслаждения и разумно­го развлечения [4].

Ориентация на зрелищность и отдых замечена и нашим современ­ником, известным отечественным театроведом А. Смелянским, который самой распространённой функцией современного театра считает утеши­тельную, «когда в театр идут просто за радостью, за утешением, за успо­коением, за тем, чтобы «стряхнуть» с себя улицу, минувший день… Есть времена, когда театр помогает тем, что обличает и разоблачает. Есть времена, когда театр просто лечит искалеченное общество. Утешитель­ные функции театра чрезвычайно существенны…» [9, с..4].

Таким образом, театр способствует удовлетворению множествен­ных потребностей. Развлекательная функция реализуется через ряд моментов, включающих праздничность обстановки, возможность встре­чи с друзьями, а также специфические зрелищные эффекты – музыку, декорации, цветовое решение спектакля и т.д. Это как раз те яркие со­ставляющие сценического действа, которые в наиболее полной мере присутствуют в лёгкой лирической комедии и музыкальном спектакле, предпочитаемых основной массой зрителей регионального театра (56% и 32% соответственно).

В исследовании отношение зрителей к сценическому искусству дифференцируется на основе их личностного выбора. При этом мы отка­зались от всякого рода попыток выстраивать социально-психологическую типологию театральной публики, по причине отсутствия необходимых академических знаний, это и не входило в наши интересы.

Известно, что существует теснейшая связь духовного и социально­го развития человека с его отношением к искусству. Как показывают ис­следования, чем более развиты в личностном плане люди, тем заметно чаще встречаются среди них интересующиеся искусством, больше посе­щающие учреждения искусства, в том числе и театр. Вместе с тем, чем выше уровень развитии людей, тем активнее воздействует общение с ис­кусством на формирование духовного мира личности, тем больше удаёт­ся человеку почерпнуть для себя в общении с ним [12, с..214].

Итак, мы выяснили, что у каждого слоя, каждой обозначенной под­группы населения различны установки на театр. Любопытно заметить, что существуют зрители, которые, с одной стороны, ведут себя как пред­ставители рафинированной группы, с другой стороны, таковыми не явля­ются. В большей степени это феномен фестивальной публики и премьер­ных спектаклей. Если таких зрителей много на конкретном спектакле, то это говорит о том, что в глазах общественного мнения представление превратилось в знаковое культурное событие. Многие режиссёры жаж­дут видеть эту публику. Для данной зрительской категории характерна мотивация престижа, это, так называемая, городская тусовка. Премьер­ные зрители, которые в общей совокупности респондентов составили 9%, являются своеобразными индикаторами раскрутки спектакля, золотым багажом театра. Кстати заметить, самый большой процент среди этой зрительской категории составили представители бизнеса – 20%.

Повторимся: наше исследование ограничивается социально­демографическим уровнем анализа, мы не выходим на личностные аспекты, то есть на изучение функции театрального искусства в духов­ном мире личности в целом, хотя в нём и затрагивается аспект осознания роли театра в духовном развитии респондента. Эта функция реализует­ся через трансляцию ценностей, норм духовного творчества. Театр уча­ствует в выработке знаний, и представлений о мире и о человеке, про­исходит расширение горизонта личности, включение его в иную среду через переживание чужих судеб. Важнейший источник познания реаль­ной жизни – собственный социальный опыт человека, но театр помогает расширить эти границы. И с этим мнением согласились более 72% всей массы респондентов. Среди мотивов посещения театра стремление к раз­влечению назвали 27%. Опыт данного исследования позволяет конста­тировать наличие некоторой общей закономерности, которая одинаково проявляется как в аудитории отдельного театра, так и в совокупности театров в регионе. Её суть заключается в достаточно простой формуле: чем выше избирательность зрителей, тем меньшей долей представлена данная аудитория в общем зрительском потоке.

Таким образом, в иерархии функций театра развлечение выступает не только параллельно с воспитательными задачами, но и играет весьма важную роль в процессе приобщения населения к культуре. В этой са­мой роли находил главный смысл театра великий режиссёр Г.А. Товсто­ногов, утверждавший, что «зритель приходит в театр исключительно с целью развлечься. Но этот же зритель первый перестанет ходить в театр, который его только развлекает. Зритель не ходит и в тот театр, который только развлекает. Зритель не ходит и в тот театр, который только учит. Зритель идёт в театр, чтобы его увлекли, чтобы его повели за собой. И в этом смысле развлечение не грех, если понимать это слово как владение театром всеми своими чудесами, как умение подчинить всю свою мощь образному выражению главной мысли, идеи. Театр никогда не сможет неким «волевым» решением отменить свою развлекательную функцию – это было бы для него равносильно самоубийству. Но, увы, театр может оказаться побеждённым в этом сражении публикой, решившись только развлекать и развлекать зрителя, изгоняя со сцены всякую серьёзную мысль» [11].

Часть респондентов сочли, что региональные театры вовсе не могут иметь столь высокого предназначения по причине своей провинциально­сти, поэтому отдали предпочтение исключительно столичным театрам. Зрительница же из Якутска написала, что её «устраивает всё, потому что наш театр (им. П. Ойунского – О.Э) не уступает столичным». Анало­гичное мнение высказала женщина, частный предприниматель, приез­жающая ежемесячно из Елизово в Камчатский областной театр драмы и комедии: «Нравится всё, и актёры, и их игра». У каждого коллектива есть настоящие фанаты, готовые поддержать любимый театр в самых трудных ситуациях.

Таким образом, аудитория отдельных театров не является случай­ной, её формирование подчиняется определённым закономерностям театральной среды и взаимодействия театра с публикой. Большинство режиссёров соглашаются, что у театра обязательно должны быть свои зрители, пристально следящие за его судьбой, что невозможно создание истинно творческого коллектива без контакта и взаимопонимания с ау­диторией.

Важную роль в жизни театра играют местные факторы. Если в куль­турном пространстве Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска или Магадана удельный вес областного драматического театра велик ещё и потому, что эти театры просто не имеют постоянных «конкурентов» (кукольные театры не в счёт), то в совершенно ином ре­жиме живут краевые драматические театры Владивостока и Хабаров­ска, где присутствует достаточно широкий жанровый «набор».

Социологи полагают, что каждый театр своей деятельностью суще­ственно меняет отношение к себе различных социальных, социально­культурных и социально-демографических групп, и, следовательно, ак­тивно формирует свою аудиторию [10].

Общение зрителя и театра в современных условиях определяется такой духовно-практической деятельностью, в которой реализуется це­лый комплекс духовных потребностей человека, и прежде всего, потреб­ность в искусстве. Нет ничего такого, что указывало бы на утрату инте­реса публики к репертуарному театру. Другое дело, что не все спектакли репертуарных театров пользуются одинаковым спросом. Ритуал посеще­ния театра для провинциальной публики сохраняет значимость соци­ального акта, приобщённости к общественному мнению. Он по-прежнему предполагает праздничность. Практически во всех театрах Дальнего Востока внутренний интерьер поддерживается в торжественном состоя­нии, функционируют музеи с интересными выставочными экспозиция­ми. Красочные и содержательные программки к спектаклям, буклеты, вступительные слова перед премьерой… уважение, которое проявляется во всём: от нарядного внешнего вида и праздничного настроения, до по­ведения – доброжелательного (финальные аплодисменты стоя).

Театр как социокультурный институт предполагает общение. В процессе социализации через воздействие системы художественных об­разов зрители осваивают хранящиеся в культуре программы. Состав общества и социальных групп постоянно обновляется, но благодаря со­циализации новые члены общества приобщаются к накопленному соци­альному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения.

Результаты социологических исследований не дают основания для однозначных выводов по причине отсутствия объективных критериев в социологических опросах публики. Результаты любого опроса – это лишь усреднённая оценка субъективных представлений зрителей. Хотя пищу для размышлений такая информация, безусловно, даёт. Результа­ты исследования связей «дальневосточный зритель – театр» в условиях социальных и культурных сдвигов начала 2000-х гг. может послужить отправной точкой к выявлению произошедших изменений (социально­демографических параметров, репертуарных ориентаций и т.д.) в пер­спективе.

Литература

1. Дадамян Г.Г. Размер зрительской аудитории театра // Экономика и организация театра. Л.: Искусство, 1979. Вып. 5. С. 86-96.

2. Кесельман Л.Социальные факторы формирования театральной аудитории // Театр и город. М.: ВНИИ, 1986. С. 64-69.

3. Клименко О. Театр – это достояние тех людей, кто его любит // Золотой Рог. Владивосток, 1997. 19 сент.

4. Константин Станиславский. Записные книжки. М.: ВАГРИУС, 2001. 206 с.

5. Максимов Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации // Социальные исследования. 2008. № 12. С. 9-11.

6. Мотрич Е.Л. Население Дальнего Востока.- Владивосток-Хабаровск: ДВО РАН, 2006. 224 с.

7. МоисееваЛ.А.Государственнаяполитикаразвитияпредпринимательства на Дальнем Востоке России (1985 – 2000 гг.). Владивосток: Дальнаука, 2002. 411 с.; Её же. История формирования предпринимательства как инновационной системы хозяйствования (1985 – 2000 гг.). Владивосток: Дальнаука, 2003. 455 с.; Моисеева Л.А., Ващук А.С. История предпринимательства на Дальнем Востоке России. Конец XX-начало XXI века. Владивосток: ДВО РАН, 2006. 347 с.

8. Моисеева Л.А., Ващук А.С. История предпринимательства на Дальнем Востоке России. Конец XX-начало XXI века. Владивосток: ДВО РАН, 2006. 347 с.

9. Смелянский А. Театр для выживания и выживание театра // Театральная жизнь. 1996. № 6. С. 12-16.

10. Театр и город. Сб. статей. М.: ВНИИ искусствознания, 1986. 159 с.

11. Товстоногов Г.А. Лицо и зеркало // Литературная газета. 1986. 6 сент.

12. Художественная жизнь современного общества. Т. 2. Аудитория искусства в России вчера и сегодня. С.-Пб.: ГИИ, 1997. 212 с.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.