Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Китайский вызов для Приморского края: новое измерение

Губин А. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Традиционно главное место в структуре связей Приморского края с территориями зарубежных государств занимали отношения с пригра­ничными провинциями КНР: Хэйлунцзян и Цзилинь. Приморский край получил в лице двух северо-восточных провинций стабильных партнё­ров и мощный импульс развития, объёмы взаимных инвестиций, интен­сивность гуманитарного сотрудничества будут неуклонно увеличивать­ся. Однако существующие сегодня тенденции свидетельствуют о крайне непростом характере межрегионального взаимодействия.

В 2011 г. из Приморья в КНР выехало порядка 582 тыс. российских туристов [см..3], до 90% из которых – коммерческие туристы (так назы­ваемые «челноки» и «помогайки»)1 в приграничные города Суйфэньхэ (пр.Хэйлунцзян) и Хунчунь (пр.Цзилинь). В свою очередь, в 2011 году только 71,1 тыс. граждан КНР въехали в край с туристической целью [14]. Возможности увеличения турпотока на приём ограничены не столь­ко дороговизной российских виз (от 50 долларов), сколько неразвитостью рекреационной отрасли Приморья – даже внутренний туризм носит «по­лудикий» характер, организованные маршруты не проработаны, инфра­структура практически отсутствует.

Вместе с тем, китайские власти крайне заинтересованы в повыше­нии количества российских туристов. В ходе ряда встреч на уровне глав администраций изучалась возможность уже 2013 году начать экспери­ментальный пропуск россиян на автомобилях до г.Суйфэньхэ, а, воз­можно, и г.Хунчунь, не исключено что в безвизовом порядке [10]. При этом технические вопросы предлагается урегулировать на уровне адми­нистраций приграничных территорий в рамках межправительственного соглашения о пунктах пропуска 1994 года [16] без необходимости подпи­сания отдельного документа, в развитие договорённостей о пригранич­ных торговых комплексах 1998, 1999 гг. [17, 18].

Возможность пересекать границу на личном транспорте и прохо­дить формальности, не выходя из него, в перспективе существенно по­высит туристический потенциал северо-востока Китая, в частности Му­даньцзяна, где создано несколько рекреационных зон (озеро Цзинбоху, озеро Лотос, горнолыжная база Ябули и т.д.) [7]. Вместе с тем, очевидно, что подобная мера, несмотря на привлекательность для наших граждан, фактически обслуживает интересы китайского бизнеса, не оказывая су­щественного влияния на реализацию российских интересов.

В 2012 году планировалось начать регулярное железнодорожное пассажирское сообщение «Владивосток – Суйфэньхэ – Харбин» для об­служивания популярного туристического направления, однако техни­ческие аспекты маршрута до сих пор не согласованы, соответствующее соглашение длительное время находится на согласовании в системе рос­сийских ведомств.

Китайцы неоднократно заявляли о планах открыть авиасообщение Муданьцзян – Владивосток уже в первой половине 2012 года в честь Года туризма в Россию. При этом китайские авиаперевозчики первоначаль­но получили бы субсидии от Народного правительства г.Муданьцзян. Новый международный аэропорт претендует на роль регионального «хаба», и стоимость перелётов через него из Владивостока в Республи­ку Корея, Японию или далее в Китай будет ниже, чем напрямую [4]. Власти пр. Цзилинь, в свою очередь, анонсировали планы по открытию авиационного сообщения на линиях Чанчун/Янцзи-Владивосток. Дан­ные инициативы долгое время не реализовывались, во многом из-за лобби российских авиаперевозчиков, не желающих конкурировать с ки­тайцами. Однако с декабря 2012 года авиакомпания «Владавиа» (входит в «Аэрофлот») два раза в неделю осуществляет рейс в Муданьцзян при финансовой поддержке китайской компании Acecom Group Limited.

В качестве одной из главных проблем межрегионального сотруд­ничества можно выделить неразвитость приграничной инфраструкту­ры. Действующие пункты пропуска через государственную границу не отвечают реальным нуждам сторон.

В мае 2012 года начата реконструкция многостороннего автомо­бильного пункта пропуска через госграницу (МАПП) «Пограничный». Несмотря на заявления подрядчика из Ростова-на-Дону о скорой сдаче объекта, работы, по оценкам специалистов, могут быть закончены не ра­нее третьего квартала 2013 года. Пропускная способность по плану по­высится практически в 7 раз – до 1300 транспортных средств в сутки (600 легковых, 500 грузовых, 200 автобусов). К середине 2013 года, вероят­но, также будет запущен обновлённый ПП «Краскино», который сможет пропускать до 250 автомашин в сутки (50 легковых, 150 грузовых, 50 ав­тобусов), что в 3 раза больше, чем в настоящее время [2]. Модернизация погранперехода Полтавка-Дуннин отложена, ввиду нецелесообразности на данном этапе (земля и сооружения относительно недавно поступили в ведение Росграницы от частных лиц). Функционирование пункта про­пуска через государственную границу «Турий Рог» будет продолжаться в штатном режиме до окончательного решения вопроса с собственником земельного участка. ПП «Марково» закрыт, его реанимация не преду­смотрена.

Вторая проблема – отсутствие совместных транспортных проектов. Несмотря на инициативы по «сращиванию» ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» с китайскими инициативами по возрождению промышленной базы северо-восточных провинций, Приморский край не включён в логистический цикл – из разработанных нескольких десят­ков вариантов маршрутов и «коридоров» прорабатывается лишь малая часть, не реализован ни один.

Наиболее реальным представляется возобновление грузового же­лезнодорожного движения по маршруту Зарубино-Махалино-Хунчунь, которое может стать «точкой роста» для экономики юга Приморья. Основ­ные затруднения сегодня – реконструкция станций, подъездных путей и инфраструктуры на российском участке и непоследовательность ки­тайской стороны в части инвестиций и коммерческого освоения. Вместе с тем, КНР намеревается импортировать из России порядка 3 млн. тонн угля и руды уже через 2-3 года, есть интерес и в транспортировке кон­тейнеров (ок. 50 000 TEU в год). Суммарный грузооборот направления оценивается в 15 млн. тонн ежегодно [12].

Нерешённым остаётся вопрос об использовании портов юга Примо­рья. Китайцы, по оценкам местных экспертов, через аффилированные структуры уже обладают существенной долей порта в бухте Троицы (За­рубино) [более подробно о возможностях порта см. 11], выказывает­ся заинтересованность в приобретении долей в портах Посьет, Славянка. Вместе с тем, чёткой программы действий партнёры из КНР руководству региона и потенциальным деловым партнёрам не представили, увязы­вать свои намерения с интересами развития Приморского края желание у них отсутствует. Формально планируется доставлять китайские грузы в Россию, отправлять российскую продукцию в КНР, а также использо­вать в качестве транзитной точки для реэкспорта китайских товаров в страны АТР и Европы.

В последнее время китайским бизнесом активно продвигаются идеи создания транспортного коридора Харбин (Шэньян) – Хунчунь – Зарубино – Ниигата для обеспечения доступом к морю континентальных городов в интересах их развития. Однако инвестиционное предложение российским контрагентам не сформировано. Более того, сегодня транс­портное сотрудничество китайцы ведут с южнокорейскими и японскими партнёрами без нашего участия – традиционными стали министерские конференции по морскому транспорту, практикуются и межкорпоратив­ные диалоги [20].

Очевидно несовершенство существующей сегодня системы транс­портного сообщения между Приморским краем и северо-восточными провинциями КНР – отсутствует железнодорожное сообщение, недоста­точно авиарейсов, автобусы переполнены туристами с коммерческим грузом, что создаёт определённые неудобства для деловых людей и тех, кто отправляется на отдых. Остаётся замороженной и инициатива по унификации железнодорожных путей на приграничных территориях России и Китая с созданием крупных перегрузочных узлов. Единствен­ным стимулирующим моментом является модернизация автодорожной сети, проведённая сторонами независимо друг от друга. По оценкам экспертов, и автомобильная трасса государственного значения № 301 «Суйфэньхэ-Манчжурия», и дороги на российской стороне имеют суще­ственный запас по пропускной способности и полностью обеспечивают нынешний товарный и пассажирский оборот.

Третьим пунктом, снижающим эффективность российско­китайского взаимодействия в Приморье, является слабое присутствие бизнеса из КНР на нашей территории. Несмотря на то, что внешнеторго­вый оборот Приморского края с провинциями КНР в 2011 году превысил 4,1 млрд. долларов (при этом импорт превышает экспорт в три раза), объём китайских инвестиций в экономику региона относительно неве­лик – 33,7 млн. долларов, половина из которых – торговые кредиты [3].

В Приморье при содействии китайского капитала созданы две «зоны экономического роста». «Канцзи» – в г. Уссурийске учреждена при содействии корпорации «Каннай» (пр.Чжэцзян) в 2006 году. На терри­тории работают 25 компаний из г. Дуннин, выпускается продукция лёг­кой промышленности (одежда, обувь), перерабатывается древесина. По китайским оценкам, общий объём производства и сбыта после запуска всех мощностей составит 4 млрд. долларов в год [19]. «Юаньдун» – зало­жена в Михайловском районе Приморского края в 2011 году китайской госкорпорацией «Гуандун Инвестмент», основная масса компаний – из г. Суйфэньхэ. Предполагается выпуск электротехники и электроники. Ожидаемый объём китайских инвестиций – 10 млн. долларов за три года. При этом в двух данных промышленных зонах, по утверждению китайских представителей, будет создано порядка 7 000 рабочих мест для жителей Приморского края с зарплатой не менее 25 000 рублей в месяц (доход основной массы населения в сельской местности не превы­шает 15 000 рублей) [1, 8].

В настоящее время нет возможностей для расширения номенкла­туры производства на данных объектах, во многом из-за неготовности китайской стороны вести полностью «белый» и прозрачный бизнес (на­пример, не использовать полулегальные схемы ввоза), равно как и кон­курировать по объёмам и качеству произведённых товаров с крупными импортёрами. Будущее зон достаточно туманно также из-за переориен­тации китайских предпринимателей на удовлетворение внутреннего спроса в КНР за счёт расширения бизнеса внутри страны и отказа от зарубежных проектов.

В сельском хозяйстве сотрудничество развивается в основном по линии муниципалитетов, земля зачастую берётся в субаренду у россий­ских физических и юридических лиц. Единого учёта площадей, обра­батываемых китайцами в Приморье, нет – по разным данным, от 25 до 70 тыс. гектаров. При этом природоохранными ведомствами регулярно отмечается крайне расточительное отношение иностранных фермеров к нашим землям и ресурсам для извлечения максимальной выгоды, особо тревожная обстановка складывается в районе озера Ханка [5, 13, 15]. Тем не менее, с 2011 года ведутся переговоры о передаче права исполь­зования 120 тыс. га сельскохозяйственных земель в Приморском крае компаниям из КНР для выращивания и переработки риса, кукурузы, сои.

Китайские партнёры традиционно заинтересованы и в увеличении поставок лесоматериалов, желательно минимальной степени обработки. Проекты, связанные с технологической обработкой древесины (плиты, паркет и т.д.) их интересуют в меньшей степени и осуществляются, в основном, за счёт средств российских инвесторов. Размещения же дере­вообрабатывающих предприятий на территории Приморского края на основе китайских инвестиций не произошло во многом из-за непоследо­вательной торговой политики РФ – возобновление поставок необрабо­танного леса на экспорт стимулировало рост числа фабрик в КНР вбли­зи границы.

Усиливается и фактическое присутствие китайского (прежде всего, гонконгского) капитала в рыбодобывающей отрасли Приморского края, что крайне негативно сказывается на стимулировании внутреннего по­требления в Приморье и доступности рыбопродукции для населения [9].

* * *

Прошедший 2-9 сентября 2012 года во Владивостоке Саммит АТЭС выявил крайне серьёзную для региона проблему – кризис доверия со стороны иностранных партнёров при одновременной незрелости наших предложений. Cотрудничество Приморского края даже с географиче­ски близкими провинциями КНР крайне нерезультативно. Несмотря на традиционные для региона проблемы (коррупция, несовершенство законодательства, высокие налоги, тарифы, низкая ёмкость рынка), ре­шающую роль играет всё же нежелание китайского руководства вклю­чаться в долгосрочные, инфраструктурные проекты в России. Растёт сте­пень заинтересованности Пекина в импорте сырья, экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью, организации эффективного транс­портного сообщения для обслуживания товаропотока в интересах КНР, увеличении потребления в Приморье китайских товаров и количества задействованной китайской рабочей силы. Тем не менее, «китайская угроза» сегодня состоит как раз в недостаточно развитом и продуктив­ном взаимодействии, равно как и неспособности регионов Дальнего Вос­тока использовать потенциал соседнего государства в своих интересах, а вовсе не в мифических «жёлтых ордах» и тотальной экспансии. Соответ­ственно, ключевой вызов для Приморского края – отсутствие как эффек­тивной модели, так и успешных примеров равноценного сотрудничества с Китаем.

Китайцы настойчиво требуют «особых условий» сотрудничества и крайне негативно восприняли слова первого заместителя Председателя Правительства РФ И. Шувалова о нежелательности предоставления на Дальнем Востоке иностранным инвесторам режима наибольшего благо­приятствования [6]. Также мы не видим реальной готовности деловых кругов КНР полностью отказаться от принципа «сиюминутной выгоды любыми средствами». В этой связи ожидать всплеска китайской деловой активности на нашей территории не следует и, вероятно, стоит обратить внимание на «нестратегических», но весьма перспективных партнёров – Республику Корея, Японию, Вьетнам, США, Австралию, страны ЕС.

Литература

1. Администрация Михайловского муниципального района: интернет­сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://mo.primorsky.ru/mikhaylovsky/print.php?id=19 [Дата обращения: 20.01.2013].

2. АСМАП на большом пути // «Парламентская газета на Дальнем Востоке»: интернет-сайт. № 331. 2012. 2 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1288 [Дата обращения: 20.01.2013].

3. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2011 году: Статистический бюллетень / территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. Владивосток, 2012. 32 с.

4. Воздушное сообщение между Муданьцзяном и Владивостоком хотят восстановить власти Китая // РИА Primamedia: интернет-сайт. 2012. 15 марта. [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/15.03.2012/195897/vozdushnoe-soobschenie-mezhdu-mudandzyanem-i-vladivostokom-hotyat­vosstanovit-vl.html [Дата обращения: 20.01.2013].

5. В Приморье овощевод из Китая превратил сельхозугодья в мусорную свалку. // Управление Россельхознадзора по Приморскому краю: интернет­сайт. 2012. 10 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://primnadzor.ru/news/earth/2012-10-09-07-30-47 [Дата обращения: 20.01.2013].

6. Дальний Восток сделает ставку на ноль // «Коммерсант-Владивосток»: интернет-сайт. 2012. № 170. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2020209/ [Дата обращения: 20.01.2013].

7. Китайский город Муданьцзян начал борьбу за приморских туристов // РИА Primamedia: интернет-сайт. 2012. 16 марта. [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/asia/16.03.2012/196128/kitayskiy-gorod-mudandzyan­nachal-borbu-za-primorskih-turistov.html [Дата обращения: 20.01.2013].

8. Китайский «Дальний Восток // ChinaPRO: онлайн-журнал. 2012. № 29. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/3/6965/ [Дата обращения: 20.01.2013].

9. Особенности гонконгской рыбалки // Радио «Голос России»: интернет­сайт. 2012. 21 августа. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.ruvr.ru/2012_08_21/Pacific-Andes-osobennosti-gonkongskoj-ribalki/ [Дата обращения: 20.01.2013].

10. Переехать за границу // «Коммерсант – Владивосток»: интернет-сайт. № 127. 2012. 13 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1979018/ [Дата обращения: 20.01.2013].

11. «Потенциал бухты Троицы в Приморском крае» // Дальневосточный научно-исследовательский институт морского транспорта: интернет-портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dniimf.ru/ru/port-zarubino [Датаобращения: 20.01.2013].

12. Россия и Китай реанимируют бездействующий погранпереход // «Гудок»: интернет-сайт. 2012. 20 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gudok.ru/transport/zd/?pub_id=443235 [Дата обращения: 20.01.2013].

13. Рис, китайцы и Ханка // «Золотой Рог»: интернет-сайт. 2011. № 53. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zrpress.ru/zr/2011/53/45461/ [Датаобращения: 20.01.2013].

14. Рост турпотока и Приморью, и всей России обеспечат китайские туристы // РИА Primamedia: интернет-сайт. 2012. 16 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/primorye/16.04.2012/201143/rost-turpotoka­i-primoryu-i-vsey-rossii-obespechat-kitayskie-turisti.html [Дата обращения: 20.01.2013].

15. Свыше 5 км сетей сняли на озере Ханка // РИА Primamedia: интернет­сайт. 2012. 30 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/primorye/30.10.2012/236788/svishe-5-tisyach-metrov-zhabernih-setey-snyali­operativniki-na-ozere-hanka-v-primore.html [Дата обращения: 20.01.2013].

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе (Пекин, 27 января 1994 года) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант­Сервис».

17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по организации упрощенного пропуска граждан Российской Федерации в ряд торговых комплексов, расположенных с китайской стороны от линии российско-китайской государственной границы (в форме обмена нотами) от 17 февраля 1998 года // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант­Сервис».

18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о распространении практики упрощённого пропуска граждан Российской Федерации в торговые комплексы гг. Хэйхэ и Суйфэньхэ, расположенные по китайскую сторону российско-китайской границы (в форме обмена нотами) от 2 июня 1999 года // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

19. Уссурийская зона сотрудничества привлекла внимание прессы // CNTV­Россия: интернет-сайт. 2012. 6 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cntv.ru/2012/09/06/ARTI1346899541096610.shtml [Дата обращения: 20.01.2013].

20. China-Japan-ROK Cooperation // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China: website. 2012. May 10. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/wjdt/2649/t930436.htm [Дата обращения: 20.01.2013].

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.