Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Транснациональные аспекты незаконного оборота российских культурных ценностей

Жерновой М. В., Сухаренко А. Н.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Анализ материалов МОУП-Интерпол и УНП ООН свидетельству­ет о том, что незаконный оборот культурных ценностей остаётся одним из самых прибыльных видов деятельности транснациональных пре­ступных организаций. В настоящее время ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается в 4-6 млрд. долл. [11]. По со­стоянию на 2007 г., в базе данных Генерального секретариата Интерпо­ла насчитывалось 35,5 тыс. похищенных произведений искусства из 118 стран мира (в 2001 г. – 19 тыс.) [2, с.?18].

Однако в действительности объём похищенного гораздо выше. Об этом наглядно свидетельствуют данные лондонской компании «Art Loss Register» (ALR), основанной в 1991 г. в целях документирования похищенных культурных ценностей всех видов. По состоянию на 2009 г., в банке данных ALR содержалась информация о 203,7 тыс. предме­тов (2004 г. – 139 тыс.). В структуре похищенного более 54% составляли произведения живописи и часы. Основная часть похищенных ценностей приходилась на пять стран: Великобританию, США, Францию, Герма­нию и Италию [12].

В своей резолюции 2008/23 «Защита от незаконного оборота куль­турных ценностей» Экономический и Социальный Совет ООН настоя­тельно призвал государства-члены защищать культурные ценности и предотвращать их незаконный оборот, путём принятия соответствующе­го законодательства, включая, процедуры конфискации, возвращения или реституции культурных ценностей, поощрение образования, прове­дение информационно-пропагандистских кампаний, составление карт и инвентаризацию культурных ценностей, принятие адекватных охран­ных мер, укрепление потенциала и кадрового состава контролирующих учреждений, а также принимать эффективные меры по предупрежде­нию передачи незаконно приобретённых или незаконно полученных культурных ценностей, особенно через аукционы, в том числе через Ин­тернет, и обеспечивать возвращение или реституцию таких ценностей их законным собственникам [1].

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утверждён­ной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, культура названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны, а глав­ными угрозами национальной безопасности в сфере культуры названы противоправные посягательства на объекты культуры.

Несмотря на заметное снижение числа регистрируемых преступ­ных посягательств на культурные ценности (с 4,7 тыс. в 1993 г. до 1,1 тыс. в 2009 г.) [8], они наносят невосполнимый ущерб культурному до­стоянию России, поскольку стоимость предметов не всегда отражает их истинную ценность. Утрата культурных ценностей приводит к духовно­му обнищанию народа, к девальвации их в общественном сознании, к нигилизму в отношении собственного достоинства, самобытности и на­циональной сплочённости.

По мнению криминологов, именно снижение духовно-нравственного потенциала общества является одним из основных факторов, способ­ствующих росту преступности и коррупции. Правомерность такого суж­дения можно проиллюстрировать следующими данными. По состоянию на 2011 г., правоохранительные органы РФ разыскивали около 60 тыс. предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Большую часть похищенного составляли иконы, монеты, картины, ордена и медали [4]. Перечисленные предметы представляют собой не только бесценные культурные сокровища, но и являются сильнейшим стимулом для ак­тивизации творческой деятельности и развития индивидуального ми­ровоззрения. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание средствами культурных ценностей формирует личные взгляды, убежде­ния и внутреннее стремление к самосовершенствованию.

Основными видами преступных посягательств на культурные цен­ности, находящиеся на государственном хранении, являются:
• кражи, совершаемые из экспозиций и с выставок путём прямого доступа;
• кражи, совершаемые путём проникновения в хранилища, в том числе с использованием специального снаряжения и технических средств;
• хищения из фондов, совершаемые сотрудниками государствен­ных хранилищ либо преступными группами с их участием.

Хищению культурных ценностей в значительной мере способству­ют следующие факторы: низкая зарплата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров и ослабление исполнительской дисциплины, неудовлетворительное состояние их учёта и хранения, ненадлежащая физическая и техническая охрана учреждений культуры и культовых зданий, а также несовершенство действующего законодательства, в част­ности, отмена лицензирования антикварной деятельности. По оценкам Роскультуры, ежегодный оборот теневого антикварного рынка России составляет около 300 млн. долл. В то же время, по мнению президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров В. Бычкова, незаконный оборот составляет 80-100 млн. долл. (около 10%) [5].

Как показывает практика, большая часть культурных ценностей похищается с целью последующего вывоза за рубеж. Транснациональ­ный характер хищений предметов историко-культурного наследия на­родов России обусловлен повышенным спросом на них и несоизмеримо низкими, в сравнении с мировыми, внутренними ценами. По состоянию на 2011 г., по линии Интерпола разыскивалось более 900 культурно­исторических ценностей, похищенных в России. За последний 21 год с помощью НЦБ Интерпола в Россию было возвращено более 250 произ­ведений искусства и антиквариата. Среди них картины известных жи­вописцев, иконы, древние рукописи [3].

Посягательствами на культурные ценности в основном занимаются организованные преступные группы (ОПГ) с обширными межрегиональ­ными и международными связями. Многие из них организованы эми­грантами из бывшего СССР, проживающими за рубежом, но имеющими сообщников в России, которые осуществляют поиск, хищение (скупку) и вывоз ценностей. Для реализации вывозимых ценностей за рубежом ими создана целая сеть специализированных антикварных магазинов. По данным ГУБК ФТС России, за рубежом действует около 70 ОПГ, за­нимающихся контрабандой культурных ценностей и их последующей перепродажей [10, с.?180].

Наиболее распространёнными способами незаконного вывоза куль­турных ценностей за рубеж являются: недостоверное декларирование, сокрытие, перемещение с использованием поддельных документов или средств идентификации. Основными направлениями вывоза ценностей являются: Центральная и Западная Европа, Скандинавия и АТР [7].

О масштабах контрабанды свидетельствуют данные ФТС России, согласно которым за последнее десятилетие был предотвращён вывоз около 100 тыс. культурных ценностей. Среди них произведения изобра­зительного искусства, предметы религиозного культа и декоративно­прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, фила­телистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики [6].

В целях осуществления согласованных мер для предупреждения и пресечения случаев хищения культурных ценностей было заключено Соглашение «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата» (2007 г.). Данное Соглашение закрепляет соответствующий понятийный аппарат, определяет направления и формы межгосударственного сотрудничества, основания и порядок исполнения запросов об оказании содействия.

За минувшие годы в рамках СНГ накоплена нормативно-правовая база сотрудничества в сфере сохранения культурных ценностей, при разработке которой использовались универсальные и региональные до­кументы. К ним можно отнести:
• Соглашение от 14 февраля 1992 г. «О возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения». К наиболее важным положениям Соглашения можно отнести достигнутую догово­рённость об учреждении Межправительственной комиссии для созда­ния механизма и практической работы по возвращению культурных и исторических ценностей, определения категорий культурных и истори­ческих ценностей, подлежащих возврату, предоставления доступа экс­пертам национальных комиссий для ознакомления с фондами государ­ственных музеев и архивов;
• Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и вво­зимых культурных ценностей». Данное Соглашение закрепляет меха­низмы обмена образцами бланков разрешительных документов и отти­сков печатей культурных ценностей, находящихся в легальном обороте, другой интересующей информацией, а также возврата незаконно пере­мещаемых культурных ценностей;
• Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утверждённое решением Совета Глав Прави­тельств СНГ от 9 октября 1997 г. В приложении к Положению дан при­мерный перечень категорий культурных ценностей;
• Соглашение «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 28 сен­тября 2001 г., конкретизирующее вышеперечисленные документы.

В декабре 2011 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 226?, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами ТС культурных ценностей. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей. Совершение указанно­го преступления в составе организованной группы называется гораздо строже: от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.

Осознавая серьёзность рассматриваемой проблемы, МВД России активно сотрудничает с Интерполом, Европолом, Всемирной таможен­ной организацией (ВТО), Международным советом музеев (ИКОМ), а также с иностранными правоохранительными службами.

Тесное взаимодействие с другими заинтересованными ведомства­ми (МИД, Минкультуры, ФСБ и ФТС России) позволяет выявлять кана­лы незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж, осуществлять их розыск, идентификацию и возвращение владельцам. Действенность такого взаимодействия можно проиллюстрировать данными Росохран­культуры, согласно которым только за 2004-2007 гг. в Россию было воз­вращено 1079 произведений искусства и архивных документов на общую сумму в 400 млн. рублей [9].

Несмотря на указанные позитивные тенденции, остаётся нерешён­ным целый ряд организационно-правовых проблем, затрудняющих дея­тельность государственных органов в данной сфере. Учитывая важность проблемы сохранения историко-культурного наследия народов России, представляется необходимым:
• ускорить ратификацию Конвенции ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (1995 г.);
• усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения в сфере охраны культурного наследия, устранив существующие пробе­лы;
• принять необходимые меры по финансовому, нормативно­правовому, организационному и кадровому обеспечению хранения и использования культурных ценностей, входящих в состав Музейного фон­да РФ;
• упорядочить торговлю предметами антиквариата;
• активизировать сбор и систематизацию информации о пропав­ших, утраченных или похищенных культурных ценностях, мониторинг рынка предметов старины и искусства (антиквариата), оповещение го­сорганов и общественности в России и за её пределами о фактах утраты и хищения культурных ценностей, а также работу по их возвращению собственникам;
• обеспечить финансирование эксплуатации Электронной регистрационно-поисковой автоматизированной системы (ЭРПАС) для эффективного поиска и возвращения культурных ценностей, предусмо­тренной Приказом Минкультуры России от 3 декабря 2004 г. № 108 «О мерах по предотвращению незаконных вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности»;
• обеспечить повышение квалификации и профессиональную пере­подготовку сотрудников соответствующих подразделений правоохрани­тельных органов;
• расширять и укреплять международно-правовое сотрудничество в данной сфере.

Литература

1. Доклад Генерального секретаря ООН «Защита от незаконного оборота культурных ценностей». Вена, 17-21 мая 2010 г.

2. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2008. № 2.

3. Интервью начальника НЦБ Интерпола при МВД России А. Прокопчука. // ИТАР-ТАСС. 2012. 14 февраля.

4. Интервью статс-секретаря МВД России С. Булавина. // РИА «Новости». 2011. 29 декабря.

5. Материалы «круглого стола» на тему: «Российский антикварный рынок: культура, экономика и право». М., 2007.

6. Пресс-релиз ФТС России «Российской таможне – 15 лет». 2006. 24 октября.

7. Русанов Г. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно­правовые и криминологические вопросы. М., 2010.

8. Статистика ГИАЦ МВД России за 2009 г.

9. Статистика Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. // URL: http://www.rsoc.ru/news/rsoc/news535.htm?print=1 [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.]

10. Фомичев С. Контрабанда культурных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2005.

11. Skene C. Art theft ranked as fourth-largest criminal enterprise // Montreal Gazette. 2007. 1 September.

12. The Art Loss Register. // URL: http://www.artloss.com. [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.]

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.