Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Придворные танцы Кореи: этнокультурный аспект

Толстых И. Н.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Придворные корейские танцы – это огромный культурный пласт корейского этноса, его история. И хотя Корее удалось сохранить памят­ники её славного прошлого, возрождение и сохранение этого вида тан­ца продолжает оставаться важной проблемой и задачей в современном мире.

Придворные, как и народные, танцы ярко выделяются в корейском танцевальном искусстве. Корейский придворный танец имеет очень дав­ние традиции. Уже в VIII веке, то есть примерно за 400 лет до появления в Италии в эпоху Возрождения придворного балета, во дворце правите­ля Корё устраивались красочные поэтические представления, в которых участвовали женщины. Перед их началом и в конце исполнялись специ­ально написанные песни. К каждому спектаклю шились богатые костю­мы и делались великолепные декорации.

Придворные танцы в Корее были двух видов: исполнявшиеся под музыку двора и, под мелодии местных напевов, их целью было развлече­ние короля и его свиты [9, p.?22].

Систематическая запись жанров дворцового танца была начата в Корее во времена правления династии Ли (Чосон) – при государе Сед­жоне (XV в.), прославившемся своей активной культурно – просвети­тельской деятельностью [1, с.?429-431]. По его инициативе жанры двор­цового танца были классифицированы, их описание зафиксировано на бумаге, изготовленной из коры тутового дерева, а способы исполнения и костюмы подверглись строгой стандартизации. Поскольку династия Ли подчёркивала в своей идеологии строгое следование конфуцианству во всех сферах культурной жизни, о жанрах дворцового танца принято было говорить как об исконно китайских. Более того, считалось, что дворцовые танцевальные жанры в Китае давно утрачены и лишь в Корее они сохранились в своём первозданном виде. К таким жанрам относятся Ильму и Чхондже. Ильму вплоть до настоящего времени исполняется в Сонгюнгване – в храме Конфуция и на регулярной церемонии в храни­лище поминальных табличек правителей династии Ли в Чонмё (Сеул).

Чхондже – это совершенно иной, нежели Ильму, жанр аристокра­тического танцевального искусства. Слово «Чхондже» можно передать в семантике русского языка как «демонстрация талантов». Чхондже пред­назначался для развлечения государя и придворных, и подразделялся на специфические субжанры – «Хвагванму» (Танец в цветочной коро­не), «Чхоёнму» (Танец Чхоёна), «Муго» (Танец с барабаном), «Чкуэнму» (Танец весеннего соловья), «Пхогуран» (Танец с мячами). В этих танцах были заняты не только танцоры, но и танцовщицы.

Самым же ярким примером Чхондже может быть только танец Хвагван му – «Танец в цветочной короне», который в наши дни обычно начинает практически любой концерт корейского танца (Фото 1, 2). Он получил своё название за маленькие блестящие короны на го­ловах танцовщиц. Исполнители дворцовых танцев носили очень длин­ные рукава. Похоже, им было запрещено демонстрировать королю руки. Первоначально рукава были длинны лишь настолько, чтобы закрывать кисти рук, однако со временем их длина начала расти: спиралевидные движения рукавов добавляли новые элементы в замедленные движения танца.

Большинство костюмов, для придворных танцев закрывают всё тело, ноги скрыты под широким подолом платья или юбки. Красота этихтанцев заключается в тонкой выразительности поз и жестов, мягкости и плавности движений и постоянном духовном напряжении [11, p.?354].

Существовало чуть больше 50-ти разновидностей придворных тан­цев. Многие из них исполнялись двумя группами – основной и второсте­пенной. Мужские роли – основные партии – исполнялись мальчиками, которых называли «мудон», а женские партии исполнялись придворны­ми танцовщицами – «кисэн». Мудоны в основном танцевали для импера­торов, принцев и их гостей, а кисэн – для цариц, принцесс, в том числе и в присутствии императора с гостями на различных придворных церемо­ниях. Кисэн, «искусные женщины», в традиционной Корее играли важ­ную роль в общественной и культурной жизни. Они составляли особую социальную и профессиональную группу. Это были девушки, обученные музыке, танцам, пению, поэзии, поддержанию разговора. Они принад­лежали к наследственному низшему классу Чхонмин – презираемые люди, матери их зачастую тоже были кисэн [3]. Девушки, предназна­ченные этому ремеслу, рано забирались из семей и готовились для ка­рьеры, которая исключала нормальное замужество и семейную жизнь. Главной аудиторией для кисэн были король, главный министр, губерна­торы провинций, другие высокопоставленные лица. Традиция дворцо­вых развлечений с участием кисэн идёт с периода правления династии Корё (918 – 1392), когда девушки принимали участие в дворцовых цере­мониальных праздниках. С усилением неоконфуцианства при династии Чосон (1392 – 1910), сильно ограничившим свободу женщин, кисэн стали выступать при дворе исключительно перед мужчинами [7, с.?157-159]. Танцовщицы были одеты в специально приготовленную пёструю одежду с длинными рукавами, которые закрывали руки, также они носили корону на голове.

Придворные танцы были возвышенными, величественными, тор­жественными, витиеватыми и тонко разработанными, так как они пред­назначались к исполнению утончённого спектакля, в котором участво­вали более 200 танцоров. Все движения, фигуры танцев были строго расписаны и распределены по ролям. Для того чтобы подчеркнуть ха­рактерную стройность танцев, использовали дорогие орнаментирован­ные костюмы, а для увеличения помпезности и соответствия величию и славы трона – богатые декорации. Как правило, при исполнении при­дворных танцев строго придерживались определённого ритма [4].

Многие китайские придворные танцы, заимствованные корей­ским двором, стали носить официальное название «танцы эпохи Тан» (618 – 906). Эти танцы имели много различий с местными придворными танцами. Первое различие заключалось в том, что на сцене устанавли­вались два столба, высотой 10 футов, на вершине которых находились деревянные чаши, сплетённые из сотен мелких деревянных палочек. Другое различие состояло в том, что эти танцы исполняются под чтение китайских стихов [8, с. 57-59].

Некоторые исторические источники указывают на то, что китай­ские танцевальные стили хоть и были заимствованы Кореей, но все они со временем угасли. Один из сохранившихся старинных китайских сти­лей, известен, как «танцы на балу», и исполняется двенадцатью танцов­щицами. Среди других китайских стилей можно выделить «Танец коро­левской половины», который исполняется большой группой участников в честь празднования воцарения императора. Одним из танцев, изо­бретённых в Корее и исполняемых под китайскую мелодию эпохи Тан, является танец «золотой меры», который прославлял дела основателя династии Юи [11, p.?355].

Некоторые виды танцев, которые на первый взгляд могут иметь местное происхождение, на самом деле пришли из Китая. Но, чтобы ни говорилось, местные танцы стали неотъемлемой частью придворного ре­пертуара в течение периода Юи (начало правления 1392 г.). Самый ста­ринный танец Чоёнг был создан в период государства Поздней Силла. Этот танец в масках, который имеет шаманскую природу, рассказывает о сыне морского дракона, принявшем человеческое обличие. Другой та­нец эпохи Силла, который также стал важной частью придворного ре­пертуара, называется «Танец четырёх фей». Сюжет напоминает легенду о четырёх цветочных принцах эпохи Силла, которые распространяли и музыку, и танец, и боевой дух. Среди других местных придворных тан­цев можно назвать «Танец на лодках», «Танец соловья», «Красавица со­бирает пионы», «Барабанный танец», «Танец с двойными барабанами», «Танец с мечами», «Танец журавля» и «Шествие феникса» [2, с.?4-10].

Классический «Танец весеннего соловья» – Чхуненчжон исполня­ется сольно и является самым медленным из всех придворных танцев. Для этого номера танцор надевает жёлтые одежды, перетянутые на гру­ди красной лентой; на голове – замысловатая корона в форме многоле­песткового лотоса. Танец исполняется на большой соломенной циновке с изображениями цветов и журавлей. Этот танец самый медленный по темпу и ритму. Он исполняется артистом, почти не сходя с места. Внима­ние зрителя неизменно приковывают к себе длинные струящиеся рукава танцора с разноцветными полосками на концах, которыми он совершает ряд точных, грациозных движений. Каждый жест, даже самое малейшее движение пальца имеют многозначный смысл, связанный с конфуциан­ским этикетом. Этот танец начинается неспешным движением рук, ког­да танцор, закрывая лицо руками, поёт песню с пожеланиями монарху долгих и счастливых лет жизни. Выдающимся мастером и исполнителем Танца соловья по праву называют Ким Чхон Хуна. Его специализация – старинные придворные танцы. И «Танец весеннего соловья» в его ис­полнении считается шедевром танцевального искусства (Фото 3).

Танец «Каин Чонмоктан» – «Красавица собирает пионы» и сегодня является одним из самых популярных придворных танцев – это очень красочный и зрелищный номер. Сегодня его можно посмотреть в испол­нении танцевального коллектива Национального центра традиционно­го исполнительского искусства в городе Сеуле (Фото 4).

Придворный «Танец журавля» (Хакму) – парный танец, который изображает брачный период двух журавлей. В качестве декорации ис­пользуется возвышение в глубине сцены, на котором находятся два огромных бутона лотоса. Во время танца гигантские птицы клюют бу­тоны, лепестки раскрываются, и из них появляются дети – танцоры [10, p.?65].

Существует и другой вариант танца. Вместо журавлей участвуют аисты. Пионы и лотосы – это, несомненно, элементы буддийской симво­лики.

А «Танец с мечами», один из самых популярных танцев, предпо­ложительно появился в период эпохи Силла. Этот танец, обычно испол­няющийся двумя или четырьмя танцовщицами, никакого отношения к боевому искусству не имеет. Это всего лишь игра, которая сопровождает­ся стуком мечей. Позднее «Танец с мечами» стал самым распространён­ным на различных шаманских церемониях [5, с. 34-37].

В 2008 году в Сеуле в национальном институте классической музы­ки автору удалось увидеть старинный придворный танец «Игра в шары». Перед началом танца появляются церемониймейстеры с флагами в ру­ках и начинают исполнять торжественную песню. Затем появляются танцовщицы. Они разделены на две группы и соревнуются между собой, кидая деревянные шары в отверстия, проделанные в украшенных цве­тами воротах. Те, кому удастся забросить шар, получают в награду пион; той же девушке, что промахнулась, проводят по щеке чёрной краской; это делает одна из исполнительниц – девушка с кисточкой. И что удив­ляет и восхищает: все фигуры танца – бросание шаров, награждение и штрафные мазки – совершаются в плавном грациозном и неторопливом ритме. В финале танца «Игра в шары» опять появляются церемоний­мейстеры с флагами в руках и заканчивают представление более весё­лой песней [6].

Таким образом, мы рассмотрели самые распространённые и из­вестные на сегодняшний день придворные танцы. Придворные танцы, как и шаманские, народные, религиозные, имеют свои этнокультурные особенности и различия, и каждый известный сегодня танец в процес­се исторического развития определённым образом трансформировался, видоизменялся, поэтому в чистом виде до нас дошли лишь основопола­гающие. Остальные сохранили лишь свой сюжетный, символический стержень, изменившись в ритме, такте и композиции. Но и те и другие являются неотъемлемой частью культурного достояния танцевального искусства Кореи.

Литература

1. Волков С.В., Симбирцева Т.М. Корея. М.: Наука, 2000. 340 с.

2. Ким Су Ран. Наследие китайского танца // Сыпоч. Сеул: 2003. 9 мая. С. 4-10.

3. Ланьков А.Н. Кисэн – куртизанки старой Кореи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oriental.ru/a/lankoy/302.shtml [Дата обращения: 07.05.2009 г.].

4. Мы будем почитать вас от всей души. URL: http://www.russiankorea.com/rus/about_korea/naper/ [Дата обращения: 02.07.2009 г.].

5. Пак Хон Ли. В такт // Тэнсырибу. Сеул: 2002. 25 мая. С. 34-37.

6. Полевые материалы автора. Национальный Институт классической музыки. Сеул. 2008 г.

7. Смертин Ю. Кисэн: Цветы на обочине // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 2. С. 157-159.

8. Щвин Ван Су. Придворные танцы // Ищю & Ищю. Сеул: 2003. 27 августа. С. 57-59.

9. Judy Van Zile. Perspectives on Korean Dance. Published by Wesleyan university press. Middletown, 2001. 334 p.

10. Kim Malborg. Korean dance. Woman’s University Press, 2005. 145 p.

11. Koo J.M., Naxm A.C. An introduction to Korean culture. Hollym: Seoul; Degy: 1997. 597 p.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.