Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
«Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи»

Метляева Т. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Рецензируемая работа «Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи» – глубокий научный труд, представляющий собой не толь­ко исследование семантического порядка, но и историю трансформации архитектурного развития г. Смоленска, а также возникновения цветово­го языка в контексте колористической культуры рассматриваемого авто­ром региона.

В работе анализируются подходы к заявленной проблематике с точки зрения таких наук как социология, психология, искусствознание и выявляется художественная эпистема, соответствующая познаватель­ной парадигме своего времени. Однако само понятие «эпистема» авто­ром рассматривается как знание, тогда как у М. Фуко, на идеи которого опирается Ю.А. Грибер, – это структура, существенно обусловливающая возможность определённых взглядов, концепций, научных теорий.

Композиция работы построена по хронологическому принципу на основе анализа развития, формирования и трансформации памятников архитектуры Смоленщины (не только сохранившихся, но и разрушен­ных строений), начиная с древних времён и до наших дней именно по определённой структуре. В работе прослеживается влияние различных этнических культур, географических, климатических условий на архи­тектуру в целом и на цветовой облик г. Смоленска.

Используя различные методологические средства (системный под­ход, исторический, биографический методы, а также ряд социологиче­ских методов, включая контент-анализ), автор подробно анализирует культовые постройки, цветовые традиции и динамику цветового облика архитектуры Смоленска.

Несомненным достоинством работы является разработанная авто­ром измерительная методика, применяемая для изучения спектральной структуры и доминирующих цветов, как отдельных декоративных рас­тений, так и смоленских городских усадеб в целом.

Рассматривая хроматические доминанты древней и средневековой архитектуры Смоленска, автор отмечает её этнокультурную неоднород­ность и влияние, оказываемое на неё как восточных балтов, так и южных славян, затем западноевропейской культуры (литовцев и поляков), что не могло не отразиться на цветовой традиции смоленской архитектуры.

Древний Смоленск до XII века был деревянным городом, материа­лом для строительства служили хвойные породы – сосна, ель, листвен­ница, дуб и его цветовой образ был охристо-коричневым и серовато­серебристым. Существенно изменился цветовой облик Смоленска с применением в строительстве кирпича и камня, а также извести, в палитру города добавились белый и красный цвет. Белый цвет симво­лизировал чистоту, возвышенность. Это цвет божественного начала и духовной силы. Красный цвет всегда был символом праздника, жизни, радости, красоты, подчёркивая наиболее важные детали в архитектур­ном ансамбле (с. 23-24).

Силуэт Смоленска в это время напоминал пирамиду, вершиной ко­торой являлся детинец, самую высокую площадку которого занимал Со­бор Успения Святой Богородицы. Ниже размещались монастыри, церк­ви, колокольни, терема.

Огромное влияние на архитектуру города и на его цветовое реше­ние оказал стиль барокко. На его основе сложился самобытный облик города, сочетающий в себе черты русской архитектуры с элементами центрально-европейского барокко, элементами других европейских сти­лей, таких как ренессанс и маньеризм, особыми чертами белорусских ремесленных промыслов, прежде всего, изразцового дела. В Смоленске барочная стилистика использовалась в основном в архитектуре право­славных храмов (церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, Спасо-Преображенский собор Авраамиевского монастыря, построенный в стиле барокко с чертами украинского зодчества, отличающийся пыш­ностью, нарядностью, декоративностью орнамента и др. храмы).

Классицизм, просуществовавший до конца XVIII в., расставил со­циальные акценты не только в архитектуре города, но и в его цветовой среде. Официальная архитектура, монументальные репрезентативные сооружения, дома аристократов были бесцветными, светло-жёлтыми, серыми и белыми, однако народная архитектура не подчинялась цвето­вым канонам стиля и сохранила в жилых домах горожан свою пёструю красочность.

В период конца XIX – начала XX веков появилась мода на ретроспек­тивные стили, комбинации архитектурных элементов, заимствованных из различных национальных стилей (в архитектуре данное соединение разностилевых элементов получило название эклектики). Основными знаками в эклектике стали деталь и декор. Так, стилю барокко подража­ет архитектура ряда особняков, оформленных декоративными вазами, узорчатыми решётками, ступенчатыми наличниками, пучками колонн с пышными капителями. В отдельных домах преобладает богатая штука­турная отделка, которая включает в себя профилированные обрамления и барельефы, применяемые над окнами в картуше между гирляндами в виде женских маскаронов, в звёзчатых розетках и гирляндах по ство­лу, в арочных входах. В этот период в городе появились здания, фасады которых были выкрашены розовым, голубым, терракотовым, охристым цветом.

Во второй половине XIX века цветовой облик зданий изменило при­менение новых строительных материалов (металла, бетона, железобето­на) и новых строительных конструкций. Серый цвет бетона и цемент­ной штукатурки быстро темнел и был мало затратным в строительстве, поэтому тёмно-серый тон стал доминирующим не только в Смоленске, но и во многих европейских городах.

В начале XX века на смену эклектике пришёл модерн, который ха­рактеризуется живописным содержанием, использованием зооморфных и растительных мотивов в декоре, заимствованных в природе. Здания окрашивались в естественные тона – зеленоватые или жемчужно-серые, розовые, а затем в период рационалистического модерна более яркие тона.

В этот же период наряду с модерном в смоленской архитектуре появилась стилизация под национальные формы далёкого прошлого. В качестве национально-романтического течения рассматривается неорус­ский стиль, в облике произведений которого главную роль играл именно цвет. Чаще всего использовали кирпичный основной фон в сочетании тёплых охристых и терракотово-коричневых тонов, орнаментальные вставки и панно из ярких керамических плиток.

Одним из принципов колористической организации архитекту­ры модерна стало применение на фоне доминирующих цветов земли и камня звучных чистых цветов, типичных для народного искусства. На фоне серого камня керамические вставки сине-зелёного и фиолетового оттенков напоминали палитру озёр, синих сумерек. Таким образом, ис­пользование многоцветного декора играло активную композиционную роль. Противопоставление изразцов «нематериальных» синих и голубых цветов и охристых тонов основного строительного материала снимало ощущение тяжести фасада, придавало ему ажурность и пространствен­ность (с. 82).

В советский период на смену модерну пришёл конструктивизм, а затем и постконструктивизм: революция изменила не только полити­ческий строй, но и мировоззрение людей. Идеология конструктивизма строилась на ценностях демократии и всеобщего равенства, реализовы­валась идея интернационализма и создания новой наднациональной культуры. Конструктивисты сводили архитектуру к инженерному ис­кусству, поэтому новыми идеалами стали простота, функциональность, художественный минимализм и технологичность архитектурных форм. Основными строительными материалами стали стекло, сталь, железобе­тон. Цветовой облик города также изменился, его палитра сузилась до небольшого диапазона сероватых цветов.

Огромный урон городу нанесла Великая Отечественная война, во время которой из 9900 зданий 9600 было разрушено. По окончании вой­ны наступил новый этап развития архитектуры, который продолжался до 1955 года. С помощью новых архитектурных проектов формировался город страны победительницы, памятник эпохи. Однако дополнитель­ное символическое значение получила архитектура Древней Руси и рус­ский классицизм. Доминирующим же стилем оставался неоклассицизм с применением элементов античной архитектуры и социалистического символизма.

Эстетическое содержание архитектуры социалистического симво­лизма заключалось в использовании классических ордерных форм, до­полненных государственной символикой СССР – герб, пятиконечная звезда, серп, молот, применяемых в виде декора. Происходило смешение разных стилей и направлений, использовались приёмы архитектуры Греции, Рима, Востока, эпохи Возрождения. Наблюдался синтез архи­тектуры, скульптуры и живописи (с. 104-107).

В 1950-х – 1960-х гг. в архитектуре отдельных городов и всей стра­ны приоритетное значение получила функциональность. Рационализм присутствует и в строительстве жилых домов, и административных зда­ний, форма которых была крайне примитивна – простая прямоугольная призма с различной этажностью и протяжённостью фасадов. Такими ти­повыми формами утверждался идеал универсального, всеобщего.

В 1970-х – 1980-х гг. было разрешено в каждом регионе вносить изменения в типовые проекты и менять отделку внешних панелей стен – фактуру, материал облицовки и цвет, поэтому строительство типовых домов было дополнено индивидуальными элементами в виде бетонных малых форм, крупных номеров и надписей на торцах дворов.

Полихромия зданий этого времени чаще всего сводилась к красно­белому двуцветию, что сохранилось и в современной архитектуре, однако доминировал всё же красный цвет (фасады зданий, мосты, ограждения, остановки общественного транспорта, сам транспорт, павильоны, киоски и наружная реклама были переполнены красным).

Для современной архитектуры города характерны смелые, яркие колористические решения, определяющие лицо целых кварталов и ми­крорайонов, использование типичных для постмодернизма приёмов – цветовых цитат, глубоких метафор и суперграфики.

Современный язык архитектурной формы, связанный с развити­ем техники, детали которой, ассоциируемые с механизмами, средствами транспорта (самолётом, автомобилем, кораблём), стали появляться в раз­личных постройках. Наряду с этим образ космического века воплощает­ся в перетекающих объёмах помещений, стеклянных стенах и дверях.

Главные цвета современной смоленской архитектуры – цвета ме­талла. Лёгкие и тонкие конструкции благодаря металлическому блеску воплощают идеи стабильности, длительного существования, вечности. В современной колористике воплощаются также новые экологические идеалы. Архитекторы начинают осваивать культуру цвета, который в современном планировании используется для достижения ансамблевой целостности города.

Рассматривая смоленскую живопись с древних времён и до наших дней, можно подчеркнуть, что она обладает собственным художествен­ным каноном. Особая роль в анализе современной живописи отводится искусству граффити, с той точки зрения, что граффити-сообщение пред­ставляет собой закодированный текст, символика которого отражает события социокультурной жизни его исполнителей, и является инте­ресным материалом для изучения особенностей цветового языка пред­ставителей молодёжной субкультуры.

В работе встречаются и отдельные спорные моменты. Так, во вве­дении автор, давая интерпретацию термина «эпистема», выделяет сле­дующую характеристику: «…достигнутый к данному времени уровень культурного знания, как специфический образ мышления, который определяет нормы деятельности человека, понимание им феноменов окружающего мира и восприятие действительности» (с. 7). Однако на протяжении всей работы идёт подробное описание цветовых предпо­чтений в архитектуре и в живописи и совершенно не прослеживается их влияние на культурное развитие населения и на определение норм деятельности человека. Тогда как автор подробно анализирует влияние господствующего общественного строя на цветовую партитуру архитек­турных строений города. Так, в период социалистического строя в архи­тектуре доминирует красный цвет, а во времена барокко прослежива­ется яркое разноцветье. Отсюда следует вопрос: может быть автор под «культурным знанием» имел в виду знание цветового языка. Этот вопрос остаётся открытым.

В целом же после знакомства с монографией Ю.А. Грибер создаёт­ся впечатление, что, несмотря на влияние этнокультуры балтов и юж­ных славян, литовцев и поляков в период средневековья, европейского барокко, модерна и конструктивизма в более поздние века, несмотря на почти полное разрушение (на 94%) жилого фонда во время Великой Отечественной войны, Смоленск создал и сохранил своё «лицо» в архи­тектуре и живописи. А устойчивые художественные традиции в колори­стическом решении, живут в этих творениях и по сей день.
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.