Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Филиппинская модель организации и управления процессами трудовой миграции

Золотухин И. Н.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Филиппины в значительной степени могут считаться миграцион­ным донором, и их правительство стремится выработать оптимальную модель управления выездом граждан в различные страны. В настоящее время Филиппины стоят перед вызовами социально-экономического будущего, связанного с эмиграцией населения, которая будет продол­жаться не только из-за сложной социально-экономической обстановки в стране, но и из-за того, что развитые страны будут продолжать испыты­вать потребность в иностранных мигрантах, прежде всего как дешевой рабочей силе.

Миграционная политика Филиппин начинает оформляться при режиме Фердинанда Маркоса (1972 – 1986). Первоначально она носи­ла вынужденный характер (как временная мера, чтобы подавить вы­ступления, вызванные ростом безработицы в результате провала поли­тики «Нового общества»), но впоследствии филиппинское правительство пошло по пути упрощения экспорта «национальных ресурсов», пони­мая экономическую выгоду такого мероприятия. К делу осуществления управляемой миграции привлекаются ведомственные структуры, ориен­тированные не только на учет и контроль над отбывающими за границу гражданами Филиппин, но и на оказание поддержки эмигрантам.

Целью миграционной политики Филиппин становится экспорт на­циональной рабочей силы. Среди важнейших задач стоит выделить про­фессиональную и профориентационную подготовку трудовых мигрантов для работы в стране пребывания; обеспечение правовой защиты фи­липпинских граждан, направленных на работу в страны пребывания; четкое взаимодействие государственных и негосударственных структур в работе по подготовке и направлению филиппинской рабочей силы на работу за рубеж и разделение функций между ними.

В настоящее время реализацией миграционной политики респу­блики занимаются несколько ведомств, но главным институтом явля­ется Департамент (министерство) по труду и занятости (английская аб­бревиатура выглядит как DOLE (Department on Labor and Employment) – «пособие»), имеющий разветвленную сеть своих работников за рубе­жом. Служащие Департамента занимаются вопросами содействия фи­липпинцам в подборе работодателя, оказания им правовой поддержки в случае нарушения их трудовых прав и оказания финансовой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Работники Департамента трудятся в 135 странах мира в представительствах данного ведомства, в посольствах в статусе трудовых атташе, а также в ресурсных центрах. Еще одним значимым государственным учреждением в этой области яв­ляется Департамент международных дел (Department on Foreign Affairs – DFA).

Элементами правительственной машины по миграционным де­лам являются следующие агентства и бюро: (для временных рабочих) Филиппинское Управление по трудоустройству за рубежом (Philippine Agency on Employment Abroad – POEA) и Управление по благосостоянию рабочих за рубежом (Overseas Workers Welfare Agency – OWWA); и (для постоянных жителей) Комиссия по филиппинцам, проживающим за ру­бежом (Overseas Filipino Commission – OFC). Филиппинское государство имеет приблизительно 80 посольств и консульств, которые помогают фи­липпинцам за границей [12].

При проведении миграционной политики филиппинское руковод­ство заинтересовано в расширении рынка занятости для своих рабочих, но с другой стороны вынуждено защищать права и интересы филиппин­ских рабочих за границей. К работе по трудоустройству филиппинцев за рубежом также активно привлекаются частные агентства занятости и неправительственные организации.

Управление по трудоустройству за рубежом занимается развитием занятости и размещением трудовых мигрантов за границей и координи­рованием найма через введение системы лицензирования и мониторин­га рекрутерских агентств. Структура была учреждена в 1982 г. в соответ­ствии с указом Президента № 797 для поддержки и развития программ занятости за рубежом и защиты прав рабочих-мигрантов. Чтобы трудоу­строиться за границей, филиппинцу необходимо в обязательном поряд­ке получить разрешение от Управления. В 2003 г. вводится электронная система подготовка документации, согласно которой каждый работник получает идентификационную карту, содержащую всю необходимую информацию о квалификации работника. Управление осуществляет постоянный мониторинг деятельности лицензированных рекрутерских агентств и иностранных работодателей.

Главной обязанностью Управления по благосостоянию рабочих за рубежом является защита интересов филиппинских рабочих за гра­ницей. После того как в 1995 г. в Сингапуре была казнена филиппин­ка Флор Контемпласьон, на Филиппинах был принят Закон №8042 о трудовых мигрантах и филиппинцах, проживающих за границей, уста­навливающий стандарты защиты и социального обеспечения рабочих мигрантов и их семей. Защита прав мигрантов достигается, в том числе на основе двойной ответственности работодателя, у которого работает филиппинский трудовой мигрант, и частного агентства занятости, через которое он был трудоустроен к конкретному работодателю.

С 2007 г. в рамках Департамент по труду и занятости создается Центр реинтеграции трудовых мигрантов, в функции которого входит обучение возвратившихся домой трудовых мигрантов новым навыкам для работы в своей стране или за рубежом, а также оказание им адапта­ционной и психологической помощи.

Филиппины является лидером среди азиатских стран в развитии и совершенствовании законодательства по миграции. В 2003 г. в стра­не были приняты Закон против торговли людьми, Закон о голосовании филиппинцев, проживающих за рубежом, Закон о содержании и повтор­ном приобретении гражданства. С точки зрения обязательств к между­народным нормам и стандартам относительно мигрантов, Филиппины – одна из 34 стран ратифицировавших Конвенцию ООН по правам всех рабочих-мигрантов и их семей и одна из 95 стран, ратифицировавших Протокол ООН о предотвращении, подавлении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми [6].

Таким образом, Филиппины имеют ряд законов, предназначенных для защиты прав филиппинцев за рубежом, в том числе их права на участие в политической деятельности на родине, и дающие возможность для приобретения двойного гражданства. Кроме того, на Филиппинах также имеется индустрия рекрутирования, которая подконтрольна Фи­липпинскому Управлению по трудоустройству за рубежом. Все это сви­детельствует о том, что на Филиппинах действуют отработанные меха­низмы по управлению миграционными процессами [8].

Филиппины являются рекордсменом в области подписания мемо­рандумов о взаимопонимании в области миграции, имея около 60 согла­шений о временной трудовой деятельности граждан Филиппин в других странах, из которых 45 являются межправительственными. Характерно, однако, что Филиппины не имеют соглашений по миграции с Сингапу­ром, Японией и Саудовской Аравией, куда направляется основной по­ток филиппинских мигрантов. Также следует отметить, что двусторон­ние межгосударственные соглашения о миграции уделяют наибольшее внимание договоренностям, связанным с организацией рекрутирования трудовых мигрантов, и по большей части обходят стороной проблему за­щиты их прав [3].

Международная трудовая миграция стала важным источником по­ступления иностранной валюты на Филиппины, хотя Всемирный банк и Международный Валютный Фонд предостерегли Филиппины, чтобы они не опирались на международную миграцию как на источник страте­гии экономического роста [10, p..109]. С другой стороны если бы не было возможности для миграции филиппинцев за рубеж, то уровень безрабо­тицы в стране был бы еще выше.

Мигранты (а точнее их денежные переводы) вносят существенный вклад в развитие филиппинской экономики. Денежные переводы, от­правляемые филиппинцами, находящимися за пределами страны, до­мой, являются важной статьей национального дохода, составляя, по раз­ным данным, от 7% до 11% ВВП республики. В 2010 г. по официальным данным Всемирного банка по вопросам миграции и денежных перево­дов Филиппины вошли в пятерку стран – основных получателей зареги­стрированных денежных переводов, получив за год сумму в размере 21,3 млрд. долларов США и обойдя Францию (15,9). Больше Филиппин по­лучили только Индия (55 млрд. долларов), Китай (51) и Мексика (22,6) [4, c..26].

По достаточно эмоциональному высказыванию Э. Сан Хуана: «От Акино до Эстрады (на протяжении 15 лет) производительность загранич­ных рабочих держала на плаву прогнившую [филиппинскую] систему» [11, p..232], а другой исследователь, Роландо Толентино, употребил тер­мин филиппинская «экономика вагины», в котором не только отражены характеристики филиппинского трудового экспорта за рубеж – работа,где не требуется высокая квалификация: домашнее хозяйство, уход, раз­влечения, но и положение Филиппин в мировой экономике как некоего «сосуда» для «проникновения» инициатив и рекомендаций Международ­ного валютного фонда и Всемирного банка [14].

С другой стороны, учитывая тот факт, что 70% мигрантов, выезжа­ющих за границу – женщины, президенты К. Акино и Ф. Рамос назвали их «новые героини нашей страны», а Рамос даже заявил, что филиппин­ские женщины – это «помощь развитию зарубежных стран» [5].

Однако проблема защиты прав мигрантов остается актуальной, не­смотря на существующее как филиппинское, так и международное зако­нодательство по этому вопросу, а усиление функций формальных инсти­тутов не снимает проблему нелегальной миграции. Хотя Томас Ачакосо – международный эксперт по вопросам миграции, экс-министр труда и занятости Республики Филиппины говорил о том, что «Филиппины…, не самая богатая страна в мире, тем не менее, ее трудовые мигранты защищены..» [1], он же сам не так давно отметил в своей презентации в Москве в мае 2011 г. что, «генеральный директор МОТ (Международной организации труда) однажды пришёл к выводу, что ни их конституцион­ные процедуры, ни проводимые ими регулярные мероприятия в рамках технического сотрудничества «не привели к сколько-нибудь существен­ному успеху в деле сокращения масштабов повседневной и широко рас­пространённой эксплуатации мигрантов» [2, c..32].

В октябре 2010 г. Советник Президента по заграничным филип­пинским рабочим Хехомар Бинай объявил об интенсивном осуществле­нии законов, регулирующих деятельность рекрутерских агентств, вклю­чая увеличение месячной зарплаты рабочим за рубежом и запрещение взимания платы с мигрантов, отправляющихся в страны (Канада, Вели­кобритания и США), где рабочим запрещено платить своим рекрутерам. Работа рекрутеров будет жестко контролироваться, за нарушения после­дуют лишение лицензии, штрафы и судебные разбирательства.

Дженнифер Мэнэлили, чиновница Филиппинского Управления по трудоустройству за рубежом (POEA) отметила, что в 2009 г. были лише­ны лицензий 56 рекрутерских агентств и подано примерно 3 000 исков против рекрутеров. В свою очередь рекрутеры опасаются, что действующие с 8 ноя­бря 2010 г. новые правила (в рамках Республиканского Акта № 10022), обязывающие их оплачивать из своего кармана страхование жизни ра­ботников, что вынуждает их поднять стоимость своих услуг и это может привести к снижению числа желающих эмигрировать в поисках работы. Акт № 10022 также требует от филиппинского правительства опублико­вание списка стран «дружественные к мигрантам», которые ратифици­ровали соглашения о защите мигрантов или подписали двусторонние соглашения, регулирующие трудовую миграцию [7].

За последние годы, многие филиппинцы, приехавшие за грани­цу, все чаще хотят обосноваться надолго или уже сразу во время своего первого визита за рубеж, или поработав по контракту и узнав о возмож­ностях получения вида на жительство [13, p..27].

Самыми уязвимыми с точки зрения своего положения являются не­легальные мигранты, число которых превышает миллион. Нелегальные мигранты изначально сталкиваются со многими трудностями, посколь­ку не могут пользоваться социальными льготами, не попадают под соци­альную защиту и формально – бесправны. В этих ситуациях нелегаль­ным мигрантам помогают неформальные объединения – филиппинские группы взаимопомощи, социальные сети, и ассоциации [9, p..23]. Среди неправительственных организаций, являющихся лидерами в защите мигрантов и их семей за границей, можно назвать следующие.

Некоммерческая инициативная организация зарубежных рабочих и сообществ Atikha (по-тагальски – «спасти!»), базирующаяся в Маниле. Атиха начала работать как центр помощи вернувшимся из-за границы филиппинским рабочим, особенно женщинам. Также можно выделить Фонд поддержки мигрантов, социальная сеть развития поддержки жен­щин, Фонд Центра Kanlungan Inc., организующий общественные груп­пы для борьбы против нелегального рекрутирования. Экономический Ресурсный Центр для зарубежных филиппинцев (ERCOF) является группой, позволяющей заграничным филиппинцем и их семьям участвовать в реализации инвестиционных схем, которые мо­гут быть полезны как мигрантам, так и сельскохозяйственному сектору Филиппин. В частности сельскохозяйственные банки Филиппин предо­ставляют филиппинским мигрантам вклады под выгодные проценты, а в свою очередь мигранты (точнее их сбережения), смогут помочь разви­тию аграрного сектора филиппинской экономики – молочной промыш­ленности, производства сахарного тростника и т.д. [9, pp..24-25].

В целом, несмотря на то, что международная миграция имеет оче­видные позитивные экономические последствия как для самих мигран­тов и их семей, так и для экономики страны-донора, в то же время она приводит и к истощению трудового потенциала (утечке рук и умов). В этом смысле филиппинская экономика сталкивается с вызовом макроэ­кономических затрат на миграцию (филиппинской экономике дорого об­ходится эмиграция трудоспособного населения и затраты на ее регистра­цию), хотя и извлекает выгоду из денежных переводов филиппинцев, работающих за рубежом, что снижает нагрузку на внутренний рынок труда и несколько снижает внутреннюю безработицу.

Филиппинский опыт организации и управления трудовой мигра­цией показывает необходимость адекватных решений со стороны как правительственных, так и негосударственных структур. Эффективность этих решений зависит от совместных действий данных структур по под­держке мигрантов, работе с рекрутерскими агентствами, реализации программ адаптации зарубежных мигрантов. Требуются рычаги под­линного частно-государственного партнерства, без которых сложно воз­действовать на процессы миграции.

Литература

1. Ачакосо Т. Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее//МСН-on-line// [Электронный ресурс]. URL: http://www.msn.kg/ru/news/25307/ [Дата обращения – 18.07.2011 г.].

2. Ачакосо, Т. Управление организованным набором. Презентация // [Электронный ресурс]. URL: www.mirpal.org/files/files/Confronting Realities_RU.ppt [Дата обращения – 31.07.2011 г.].

3. Куклина, И.Н. Международный диалог по проблемам миграции: тенденции и перспективы// [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/vector/ mezhdunarodnyj_dialog_po_problemam_migracii_tendencii_i_perspektivy_2010-03-26.htm [Дата обращения – 10.07.2011 г.].

4. Миграция и денежные переводы: цифры и факты// Под ред. Рата Дилип, Мохапатра Санкет и Силвал Ани, 2011. Издание 2-е. 275 c.

5. Aguilar D. D. Imperialism, Female Diaspora, and Feminism// The Red Critique. September/October, 2002, N6// [Электронный ресурс]. URL: http://redcritique.org/SeptOct02/imperialismfemalediasporaandfeminism.htm [Датаобращения – 14.06.2011 г.].

6. Asis M. The Philippines' Culture of Migration //Migration Policy Institute// [Электронный ресурс]. URL: http://www.migrationinformation.org/Profiles/print.cfm?ID=364 [Дата обращения – 30.07.2011 г.].

7. Migration News. January 2011. Volume 18, Number 1// [Электронный ресурс]. URL: http://migration.ucdavis.edu/mn/ [Дата обращения – 17.07.2011 г.].

8. Opiniano J.M. Centennial of Labor Migration a Poser on RP Progress. OFW Journalism Consortium newspacket, Dec. 4, 2005// [Электронный ресурс]. URL: http://www.ofwjournalism.net/previousweb/vol4no12/prevstories4123.php [Датаобращения – 15.07.2011 г.].

9. Opiniano J.M. International Migration as a Social Protection Mechanism in the Philippines: Issues and Implications. Policy paper, 2008. Institute for Migration and Development Issues (IMDI) 44 pp. // [Электронный ресурс]. URL: www.ofwphilanthropy.org [Дата обращения – 21.06.2011 г.].

10. Opiniano J.M. The Panorama and Drama of International Migration and Development in the Philippines// Development, Environment and Migration. Analysis of Linkages and Consequences. Palacy University Olomouc, 2008. Pp. 105­

11. San Juan E., Jr. Trajectories of the Filipino Diaspora// Ethnic Studies Report, XVIII (July 2000). Pp. 229-244.

12. Skeldon R. Migration and poverty// Asia-Pacific Population Journal, Vol. 17 (2002). No. 4. Pp. 67-82.

13. The Future of Migration: Building Capacities for Changes. World Migration Report 2010. International Organization for migration (IOM)// Minister for Immigration and Citizenship, 2009; Thomson Reuters Australia, 2009; IMSED, 2009. 43 p.

14. Tolentino, Rolando. Vaginal Economy of Images: Philippine Cinema and Globalization in the Post-Marcos Post-Brocka Era (unpublished manuscript)// Conference on New SouthEast Asian Cinemas: Where Big Budget Meets No Budget, 3-4 May 2004. Organized by Asia Research Institute, National University of Singapore// [Электронный ресурс]. URL: http://www.ari.nus.edu.sg/docs/prog/pg_cinema.pdf [Дата обращения – 02.07.2011 г.].

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.