Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Внешнеполитический контекст сотрудничества России и Республики Корея в промышленной модернизации Дальнего Востока

Козлов Л. Е., Реутов Д. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

В экономике Дальнего Востока России в течение постсоветско­го периода развивается ряд проблем, негативно сказывающихся на социально-политической стабильности и международной безопасности России: крайнее упрощение хозяйственной структуры, зависимость ре­гионального благосостояния от внешней торговли, технологическая от­сталость от индустриально развитых стран. Эти проблемы порождают дефицит привлекательных рабочих мест. Наиболее квалифицированная часть постоянного населения эмигрирует, а низкооплачиваемые места заполняют иммигранты из-за рубежа, малознакомые с российской куль­турой и нелояльные российскому государству. В перспективе это грозит утратой политического влияния федерального центра на Дальнем Вос­токе, особенно опасной ввиду исторического ревизионизма восточноази­атских наций в отношении России.

Реформы последнего десятилетия не имели положительного влия­ния на структуру экономики или на демографическое положение Даль­него Востока. Напротив, в экспорте дальневосточных регионов неуклонно росла доля сырья и полуфабрикатов, а в импорте – доля готовых изде­лий. Отток постоянного населения продолжался: между Всероссийскими переписями 2002 и 2010 годов население Дальнего Востока сократилось на 6% [7, c..8], хотя именно тогда Россия получала повышенные дохо­ды от высоких нефтяных цен на мировом рынке, что позволило напра­вить на модернизацию дальневосточной инфраструктуры значительные средства в рамках федеральных целевых программ.

Необходимым условием модернизации экономики Дальнего Вос­тока – и, прежде всего, добывающей и обрабатывающей промышлен­ности как наиболее доходной её части – представляется кооперация с иностранными партнёрами, поскольку ситуация в области НИОКР и управления высокотехнологичным производством в России складывает­ся неблагополучно. Между тем, внешнеполитическая ситуация на Ти­хом океане остаётся для России достаточно сложной. В 2010-2011 годах на фоне обострения Курильского вопроса стали откровенно недруже­ственными отношения с Японией, из-за чего тормозится деловое взаимо­действие, особенно, на уровне среднего бизнеса. С Китаем, несмотря на декларируемое стратегическое партнёрство, сформировался гигантский диспаритет по социально-экономическим показателям, позволяющий навязывать России невыгодные условия в совместных проектах, вроде нефтепровода ВСТО [2]. Кроме того, зависимость от Китая граничащих с ним дальневосточных и забайкальских регионов России настолько вы­сока, что угрожает их экономической безопасности. Теоретически в ка­честве партнёра по развитию Дальнего Востока можно рассматривать США, но отношения России с этим государством традиционно характе­ризуются взаимной подозрительностью.

По мнению профессора Сеульского государственного университета Шин Бом Шик, российское руководство признало необходимость привле­чения иностранных инвестиций для развития Дальнего Востока, одна­ко, вопреки мировой практике, выбрало стратегию «строгого этатизма и ресурсного национализма». Такая стратегия исключила возможность широкого участия соседних стран в проектах по освоению энергетиче­ских и минеральных ресурсов России [16, с..13]. Российское руководство полагает, что многостороннее участие может привести к потере контроля над проектами и снижению его политического влияния в регионе. Стра­ны СВА, жёстко конкурирующие друг с другом, тоже склоняются к дву­сторонней модели взаимодействия с Россией, поэтому международные проекты – особенно, в энергетической сфере – планируются и осущест­вляются на Дальнем Востоке под потребности определённого клиента. условиях», гранта Минобрнауки РФ № 6.1602.2011 «Государственное регулирование раз­вития приграничных регионов: баланс потребностей национальной безопасности и эконо­мического прогресса», гранта РГНФ №11-33-00361а2 «Интерференция внешней и регио­нальной политики Российской Федерации».

Судя по событиям последних трёх лет, в качестве основного зару­бежного партнёра по модернизации Дальнего Востока федеральное пра­вительство рассматривает Республику Корея. Причины этого лежат на поверхности. Южная Корея уже сейчас находится в авангарде мировой экономики. По прогнозу американского банка «Goldman Sachs», к 2050 году она выйдет на второе место в мире по объёму ВВП на душу населе­ния [17, p..18]. Корейские корпорации прошли закалку в ходе междуна­родных финансовых кризисов 1998 и 2008 годов. Они уверенно конкури­руют на внешних рынках с европейскими, американскими и японскими компаниями, владеют передовыми технологиями во многих секторах промышленного производства. В ряде отраслей, которые правительство России решило развивать на Дальнем Востоке, Южная Корея занимает лидирующие позиции, в первую очередь, в судостроении, автомобиле­строении, нефтехимии и газохимии.

Южнокорейская сторона подчёркивает готовность к встречному сближению, реализуя специальную программу связей с регионами Си­бири и Дальнего Востока. Республика Корея лидирует среди азиатских стран по объёму накопленных инвестиций в российский Дальний Вос­ток. Двусторонним контактам благоприятствует наличие на Дальнем Востоке крупной и социально активной корейской диаспоры, зачастую выступающей в качестве организатора или посредника в совместных проектах.

В военно-политическом плане Южная Корея в наименьшей сте­пени представляет угрозу России в СВА. Она стремится поддерживать добрососедские отношения, готова к компромиссам, испытывает острую потребность в поддержании региональной стабильности, развивает военно-техническое сотрудничество с Россией, не претендует на глобаль­ное политическое лидерство и не владеет оружием массового уничтоже­ния. Политический режим Южной Кореи обладает широкой обществен­ной поддержкой и является достаточно предсказуемым – в отличие от КНДР – в принятии внешнеполитических решений.

Южнокорейские компании проводят активную экспансию за ру­бежом, преследуя не только экономическую выгоду, но и политические цели всей нации. Во-первых, их коммерческий успех повышает между­народный авторитет страны. Очевидно, что руководство Республики Корея продолжит использовать национальные компании в качестве внешнеполитического инструмента, чтобы сократить дистанцию между экономическими и политическими позициями в мировой политике. Во­вторых, экономическое сотрудничество укрепляет связь Кореи со стра­нами, принимающими корейские инвестиции, и со странами, нанима­ющими корейские компании в качестве подрядчиков для выполнения определённых работ.

В случае привлечения южнокорейского капитала, существует пря­мая зависимость эффективности проекта от политической линии ком­паний и правительства Республики Корея. Если корейская компания участвует в статусе подрядчика, зависимость будет проявляться в необ­ходимости дальнейшего обслуживания проекта, технической поддержки, обучения специалистов в Корее и др. Вероятнее всего, корейская роль в реализации проекта окажется ведущей. В условиях, когда руководство корейских корпораций тесно связано с национальным правительством, а корпоративные интересы часто отождествляются с государственными, их внешнеэкономическая деятельность, скорее всего, отвечает внешне­политической стратегии официального Сеула. Специфика внешнеэконо­мической политики Южной Кореи заключается в готовности раскрывать используемые технологии и делиться опытом, рассчитывая на создание производств полного технологического цикла с высокой добавочной сто­имостью (хотя сборка может рассматриваться в качестве начального эта­па).

Участие в модернизации Дальнего Востока повышает шансы Юж­ной Кореи на допуск к освоению углеводородов Охотского моря и к их дальнейшей транспортировке. Собственными углеводородами Корея не обладает, поэтому вынуждена импортировать нефть и газ почти в пол­ном объёме [15]. Необходимость диверсификации поставок обострилась в связи с политической напряжённостью на Ближнем Востоке в 2011 году и вокруг Ирана в начале 2012 года, откуда, в основном, экспортируются углеводороды в Корею. В пользу России играет политическая стабиль­ность и географическая близость, поэтому интерес корейских компаний к сахалинскому и камчатскому шельфу и присутствие на Дальнем Вос­токе компании «КОГАЗ» (крупнейшей корейской компании в этом секто­ре) вполне закономерны.

После некоторой стагнации российско-южнокорейских отношений в период президентства Владимира Путина и Но Му Хёна, Дмитрий Медведев и Ли Мён Бак существенно активизировали контакты на выс­шем уровне. Одним из сигналов о межгосударственном сближении стала взаимная либерализация визового режима и продолжение дипломати­ческих консультаций о полной отмене визового контроля.. В 2008 году, когда Ли Мён Бак посетил Россию с официальным визитом, главы двух стран договорились поднять взаимодействие до уровня стратегического партнёрства, привлечь деловые круги Республики Корея к сотрудниче­ству в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе с учётом федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» [12].

С этого момента сотрудничество России и Республики Корея на Дальнем Востоке стало распространяться на принципиально новые сек­торы экономики. К числу действующих или планирующихся к реали­зации направлений сегодня относятся судостроение, транспортировка газа, газохимия, машиностроение, авиатранспорт, космонавтика, сель­ское хозяйство и пищевая промышленность. Не все из них имеют ясные перспективы, но, в сравнении с китайскими и японскими проектами, корейские инициативы продвигаются гораздо быстрее. Например, в сен­тябре 2010 года «Федеральная сетевая компания» (оператор магистраль­ных электрических сетей России), администрация Приморского края и корейская корпорация «Hyundai Heavy Industries» подписали меморан­дум о взаимопонимании по строительству завода электротехнического оборудования в Приморье. Уже в июне 2011 года был согласован выбор земельного участка для его строительства в г. Артёме [13].

В соответствии с соглашением, корейская компания осуществля­ет проектирование, строительство и последующую эксплуатацию заво­да. Источником финансирования проекта являются собственные и при­влечённые средства «Hyundai», на первоначальном этапе около 50 млн долларов США. «Федеральная сетевая компания» намерена заключить с «Hyundai» на конкурсной основе долгосрочный договор на поставку оборудования, изготавливаемого данным заводом [14]. Создание такого производства в Приморском крае обусловлено тем, что электрическое хо­зяйство Дальнего Востока проходит комплексную модернизацию в рам­ках программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Вос­тока и Забайкалья» и Энергетической стратегии России.

В 2008 году правительство России привлекло южнокорейскую кор­порацию «Daewoo» к реализации федеральной программы развития судостроения на Дальнем Востоке. «Daewoo» вошла в проект на самых благоприятных условиях: работая на средства из федерального бюдже­та, имея гарантированный сбыт посредством заказа от государственных корпораций. В качестве потенциальных заказчиков её судов рассма­триваются «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и крупные судоходные компании. Крупнейший в России танкерный перевозчик «Совкомфлот» подписал контракт на строительство шести танкеров до 2014 года. Не­посредственно в России под ключ будут построены лишь два танкера данного заказа. Ещё для двух на верфи «Звезда – DSME», совместном предприятии «Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering Co. Ltd». и «Объединённой судостроительной корпорации», будет проведена часть работ. Первые суда «Daewoo» построит на мощностях в Корее, поскольку верфь в Приморском крае начнёт работу не ранее лета 2012 года [11].

Согласно официальной информации, верфь будет изготавливать большегрузные танкеры для транспортировки сырой нефти и нефтепро­дуктов, суда для перевозки сжиженного природного газа (мембранного типа), верхние основания и модули платформ для морского шельфа, за­водов по добыче, переработке, хранению и отгрузки сжиженного при­родного газа. От реализации проекта Россия ожидает получить высо­котехнологичное производство, повышение квалификации персонала, создание большого числа рабочих мест в смежных отраслях. Для Кореи это означает привлечение инвестиционных средств, появление нового перспективного партнёра, возможность вовлечения в инфраструктур­ные проекты, в первую очередь, связанные с освоением шельфа Охот­ского моря, а также обеспечение занятости специалистов судостроения. По предварительной оценке, объём финансирования проекта составляет 1,2 млрд долларов США, а на строительстве верфи будет задействовано до 5200 специалистов [1].

Для корейского автомобилестроения Россия представляется пер­спективным рынком сбыта. Таможенная политика федерального прави­тельства нацеливает иностранные компании на размещение сборочных производств внутри России. Корейские инициативы российское руковод­ство явно поддерживает, например, в 2009 году владивостокское пред­приятие ОАО «Дальзавод» было вынуждено продать несколько функ­ционирующих цехов, включая оснащённый новейшим оборудованием и прошедший ремонт цех металлоконструкций, российской автосборочной компании «Соллерс», имеющей эксклюзивные права на дистрибуцию в России южнокорейских автомобилей «SsangYong». Логистические преи­мущества, то есть близость к Корее и портовый причал, при этом назы­вались руководством «Соллерс» одной из главных причин размещения сборочного завода во Владивостоке [4].

Эксперты, опрошенные авторским коллективом в рамках научного проекта Минобрнауки РФ «Региональная политика России на Дальнем Востоке: перспективы реализации в современных условиях», сомневают­ся в оформлении союзнических отношений России и Южной Кореи даже посредством устной договорённости (интервью проведены в течение 2010 года). Они считают, что рассматриваемая тенденция обусловлена исклю­чительно грамотным маркетингом корейских корпораций и просчётами зарубежных конкурентов. Вот мнение А.Ю. Рассомахина, бывшего ге­нерального директора судостроительного завода «Звезда»: «Скажем так, южнокорейские ребята оказались чуть подвижнее, чем все остальные. <…> Я не думаю, что остальные государства Азиатско-Тихоокеанского региона не хотели бы в этом участвовать. Просто все занимали позиции ожидания, а они решили рискнуть».

И.И. Меламед, генеральный директор Международного центра раз­вития регионов, руководивший подготовкой государственного проекта «Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», высказался следующим образом: «Они же [корейцы] очень быстро развиваются. Им, действительно, нужны и нефть, и газ, и электроэнер­гия. Ничего своего нет. Простые ресурсы позарез нужны. Китайцы, им очень много надо, но они организовались по всему миру. Крупнейшие – их компании, которые сейчас везде работают. В конце концов, лиш­ние 15-20 млн тонн нефти при потреблении в 400, не являются такими критичными. <…> Японский бизнес очень долго раскачивался. Потом, к сожалению, за 90-ые годы у японцев сложился стереотип, что Россия слабая, а мы такие сильные, и прочее».

Всё же полное отрицание взаимосвязи экономики и политики в данном случае представляется неверным. Том Армбрустер, генераль­ный консул США во Владивостоке, согласился с наблюдением, что эко­номическое развитие Дальнего Востока определяется политической во­лей российского правительства: «В идеале хорошо, когда бизнес – это бизнес, а политика – это политика, и они не смешиваются друг с другом. И пока в России я не вижу эту тенденцию. Пока политика и бизнес всег­да смешиваются. И так как нет политических трудностей между Южной Кореей и Россией, конечно, Корея – естественный и хороший партнёр».

Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев в своих выступлениях постоянно указывает на большие лоббистские возможно­сти, которые имеют в России южнокорейские рыболовные компании. В конце 2009 года между Россией и Южной Кореей было подписано со­глашение о несообщаемом и нерегулируемом промысле живых морских ресурсов, увеличивающее квоту корейских компаний на вылов минтая в исключительной экономической зоне России на 75% (подразумевается, прежде всего, Охотское море). Рыболовные компании Дальнего Востока выступают категорически против допуска иностранцев во внутренние российские моря, но предполагают, что корейская квота будет и далее расширяться [6].

По мнению Шин Бом Шик, для максимизации синергетического эффекта развития Дальнего Востока и регионального сотрудничества в СВА необходимо признать взаимосвязь экономического сотрудничества в регионе с урегулированием ситуации на Корейском полуострове. Этот процесс тесно связан с реформированием КНДР и её открытием внеш­нему миру. С точки зрения корейских специалистов, ключевой задачей развития Дальнего Востока России является оживление энергетических и транспортных коридоров, которые упираются в вопрос «открытия» Се­верной Кореи [16, с. 14].

Официальная позиция России согласуется с данным подходом, провозглашая трёхсторонние проекты важным средством нормализации межкорейских отношений, восстановления доверия после инцидента с корветом «Чхонан» и возобновления работы Пекинской шестёрки. В ка­честве таковых рассматриваются газопровод и линия электропередачи из России в Южную Корею через территорию КНДР, а также соедине­ние Транскорейских железных дорог с Транссибирской магистралью че­рез ветку Уссурийск – Хасан [3]. Все они, в случае реализации, окажут прямое влияние на экономику Дальнего Востока и, скорее всего, будут задействовать ресурсы работающих российско-южнокорейских проек­тов. Нормализация межкорейских отношений благотворно скажется на двусторонних проектах России с южнокорейскими компаниями в При­морском крае, поскольку отсутствие прямой связи по железной дороге и враждебное отношение КНДР к заходу иностранных судов в её терри­ториальные воды удорожает транспортное сообщение, а вероятность во­влечения региона в вооружённый конфликт повышает инвестиционные риски.

Отношения с КНДР являются сегодня главной проблемой внешней политики Республики Корея. Сеул осознаёт, что самостоятельно разре­шить данный вопрос не в состоянии, и пытается заручиться максималь­ной поддержкой крупных держав, прежде всего, вовлечённых в шести­сторонние переговоры по ядерной программе КНДР. Поддержка России как одного из участников Пекинской шестёрки является для Южной Ко­реи весьма полезной. На руку Сеулу играет то, что в экономическом пла­не КНДР в отдельности неинтересна России, ввиду мизерного объёма контактов: в 2010 году торговля между Россией и КНДР составила всего 101 млн долларов [5].

Для Сеула Россия представляет интерес в вопросе о денуклеари­зации Кореи тем, что не прерывает политических контактов с КНДР и способна, в отличие от США и Японии, вести прямой диалог с её ру­ководством на различные темы, включая трёхстороннее экономическое взаимодействие. Среди южнокорейских специалистов преобладает мне­ние, что вовлечение Севера в подобные проекты повысит шансы на его объединение с Югом. Отметим, что технологическая деградация и от­сутствие финансовых резервов в КНДР делает необходимым полное фи­нансирование и технологическое сопровождение работ на её территории иностранными участниками.

ектор на промышленную кооперацию с Республикой Корея и реа­лизацию трёхсторонних проектов содержит для России определённые риски в отношениях с другими великими державами, вовлечёнными в корейское урегулирование. В обеспечении военной безопасности Ре­спублика Корея до сих пор сильно зависит от США. В связи с обостре­нием ситуации вокруг КНДР в 2010 году военные ведомства США, Ре­спублики Корея и Японии активизировали усилия по формированию тройственного союза, до тех пор не особо успешные из-за исторических противоречий между Токио и Сеулом. Америке, по нашему мнению, этот союз необходим, чтобы оказывать психологическое давление, прежде всего, на Китай, а не на КНДР. Явное сближение России с американ­ским союзником вызовет недовольство Китая, что, несомненно, осложнит российско-китайское партнёрство. Кроме того, обострение межкорейских отношений усиливает влияние военных кругов на принятие внешнепо­литических решений в Южной Корее, в то время как интересам России отвечает усиление сотрудничающих с ней корпораций.

Судьба гипотетического газопровода из России в Корею демонстри­рует, что внешняя и внешнеэкономическая политика России на Даль­нем Востоке неизбежно будет подвергаться воздействию групп давления с различными, в том числе противоположными интересами. Владимир Путин ещё в 2009 году заявил, что в Приморье будет построен завод по сжижению газа. В 2010 году в ходе визита Дмитрия Медведева в Сеул было заключено соглашение между компаниями «Газпром» и «КОГАЗ» о ежегодных поставках российского газа в Южную Корею с 2017 года в объёме не менее 10 млрд кубометров, что составит 22% корейского газо­вого импорта [10].

В рамках этих переговоров обсуждался и способ доставки углево­дородов. Стороны согласились с тем, что предпочтительным вариантом является строительство трубопровода [11]. Политические риски, сопря­жённые со строительством и эксплуатацией газопровода через террито­рию КНДР, крайне велики. Поэтому было бы логично ожидать, что вы­шеупомянутый завод обеспечит поставки в Корею. Однако Япония после аварии на АЭС «Фукусима» стала активно искать новые источники энер­госнабжения, достигла предварительной договорённости с «Газпромом» о строительстве в Приморском крае завода, ориентированного на постав­ки газа в Японию, и уже к началу 2012 года представила его проект на согласование российской стороне [8].

В заключение отметим, что Республика Корея в сложившейся внешнеполитической ситуации является для России наиболее перспек­тивным партнёром по экономическому сотрудничеству на Дальнем Вос­токе. Территориальные претензии Японии к соседним странам, а также политическое и экономическое возвышение Китая, покровительствую­щего Северной Корее, подталкивают Россию и Южную Корею к сближе­нию. При этом российскому правительству и государственным компани­ям следует учитывать динамичное развитие международных отношений в СВА, которое накладывает на данное сотрудничество определённые ограничения и требует чёткого представления о возможных переменах в политической ситуации.

Литература

1. Звезда – ДСМЕ // Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Владивосток, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://dcss.ru/projects/zvezda-dsme.html [Дата обращения: 20.01.2012].

2. Зубов А. ДФО – КНР: Рядом с гигантом / А. Зубов // Дальневосточный капитал. Владивосток, 2011. No 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zrpress.ru/dk/2011/6/44113/ [Дата обращения: 20.01.2012].

3. Интервью Посла по особым поручениям А.А. Тимонина газете «Коммерсантъ» // Министерство иностранных дел РФ. М., 2011. – 30 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/c32577ca00174586442579590022c7ab!OpenDocument [Дата обращения: 20.01.2012].

4. Клименко О. Sollers пересел с Fiat на Ford / О. Клименко // Золотой Рог. Владивосток, 2011. No13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zrpress.ru/zr/2011/13/41279/ [Дата обращения: 20.01.2012].

5. КНДР. Связи с Россией и СНГ // Полпред. М., 2011. 27 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polpred.com/?ns=1&ns_id=332160 [Дата обращения: 20.01.2012].

6. Нурмухаметов Ю. Пустить корейца в Охотское море / Ю. Нурмухаметов // Золотой Рог. Владивосток, 2010. No95. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zrpress.ru/zr/2010/95/39970/ [Дата обращения: 20.01.2012].

7. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб. / Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. 87 с.

8. Россия и Япония планируют построить завод СПГ во Владивостоке // Forbes.Ru. М., 2012. 8 января. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news/78214-rossiya-i-yaponiya-planiruyut-postroit-zavod-spg-vo-vladivostoke [Дата обращения: 20.01.2012].

9. РФ и Корея могут провести трубопровод для поставки допобъемов газа // РИА Новости. М., 2010. 10 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20101110/294527131.html [Дата обращения: 20.01.2012].

10. РФ с 2017 года будет поставлять в Южную Корею 10 млрд кубов газа в год // РИА Новости. М., 2011. 10 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20101110/294527474.html [Дата обращения: 20.01.2012].

11. Совкомфлот и ОСК подписали соглашение о строительстве серии судов типоразмеров Афрамакс и LR2 // Совкомфлот. М., 2010. 28 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovcomflot.ru/npage.aspx?ln=RU&did=74801&cid=113 [Дата обращения: 20.01.2012].

12. Совместное Заявление Российской Федерации и Республики Корея 29 сентября 2008 года // Президент России. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/237 [Дата обращения: 20.01.2012].

13. «Hyundai Heavy Industries» начинает строительство завода по производству КРУЭ во Владивостоке // АЭИ «Прайм»: Пресс-релизы. М., 2011. 16 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prime-tass.ru/news/pressreleases/ [Дата обращения: 20.01.2012].

14. «Hyundai» начала строительство завода по производству электрооборудования в Приморье // ГТРК «Владивосток» – Вести: Приморье. Владивосток, 2011. 16 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ptr-vlad.ru/news/economics/47707-hyundai-nachala-stroitelstvo-zavoda-po-proizvodstvu-elektrooborudovaniya-v-primore.html [Дата обращения: 20.01.2012].

15. Oil&Gas security. Emergency response of IEA countries: Republic of Korea, 2011 // International Energy Agency. Paris, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iea.org/papers/security/korea_2011.pdf [Дата обращения: 20.01.2012].

16. Shin, Beom-Shik. The Development of Russian Far East: Its Strategic Meaning for Northeast Asian and Asia-Pacific Regional Cooperation / Beom-Shik Shin // Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: Корея и Россия – национальные интересы, роли, перспективы / Отв. ред. А.А. Бреславец. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. С.12-14.

17. Wilson D. The N-11: More Than an Acronym / D. Wilson, A. Stupnytska // Global Economics Paper. Issue 153 / Goldman Sachs. New York, 2007. March 28. 23 p.

Статья подготовлена при поддержке гранта Минобрнауки РФ №РНП.2.1.3/9622 «Регио­нальная политика России на Дальнем Востоке: перспективы реализации в современных условиях», гранта Минобрнауки РФ № 6.1602.2011 «Государственное регулирование раз­вития приграничных регионов: баланс потребностей национальной безопасности и эконо­мического прогресса», гранта РГНФ №11-33-00361а2 «Интерференция внешней и регио­нальной политики Российской Федерации».

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.