![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Это ознакомительная текстовая версия, Очередной номер «Ойкумены» посвящён проблеме оценки современного состояния и перспектив сотрудничества на Корейском полуострове в XXI веке. В рамках данной темы мы предлагаем нашим читателям четыре статьи и материалы научно-методического семинара, проведённого журналом и органично дополняющего основную рубрику. На протяжении последних десятков лет межкорейские отношения продолжают оставаться в фокусе внимания как российских, так и иностранных экспертов. Периодические конфликты и обострения отношений давно перестали быть делом только двух корейских государств. В той или иной степени они затрагивают интересы всех стран СевероВосточной Азии, пристально за ними наблюдают и Соединённые Штаты Америки. Влияние межкорейских отношений на форму и направленность практически всех региональных процессов в Северо-Восточной Азии, с одной стороны, и слабая прогнозируемость этих отношений, с другой, делают проблему межкорейского урегулирования одной из ключевых в регионе. Оправдан в этой связи и научный интерес к данной теме. Безусловно, в рамках одного тематического выпуска охватить всю сложность и противоречивость отношений между корейскими государствами невозможно. В силу этого авторы сосредоточились на первостепенных проблемах, стараясь проанализировать их современное, текущее состояние. В статье Л.В. Забровской внимание акцентируется на такой форме урегулирования региональных конфликтов в СВА, как шестисторонние встречи (России, Китая, Японии, США, Республики Корея и КНДР). Изначально шестисторонние переговоры были призваны решить комплекс вопросов, касающихся ядерной программы Северной Кореи. Эффективность переговорного процесса в данном формате оценивается специалистами по-разному. В частности, указывается, что основного результата – прекращения разработок ядерного оружия Северной Кореей – достигнуто не было. Однако другие формы урегулирования данной проблемы оказались ещё менее результативны. Л.В. Забровская убедительно показывает, что форма шестисторонних встреч может стать основой для создания международной организации, призванной регулировать споры и конфликтные ситуации в регионе Северо-Восточная Азия. Смерть лидера КНДР Ким Чен Ира в декабре 2011 г. в очередной раз заострила проблему функционирования политической системы этой закрытой страны с жёстким авторитарным режимом. В своём исследовании А.А. Зыков пытается на примере преемственности в руководстве страны рассмотреть специфику процесса принятия решений в Северной Корее. Сотрудничество России вообще и российского Дальнего Востока в частности со странами Корейского полуострова следует считать важной составной частью анализа региональных отношений. Решить целый комплекс социально-экономических проблем, сложившихся на дальневосточных окраинах, Россия будет в состоянии, если сможет правильно использовать потенциал взаимодействия с развитыми в экономическом отношении странами региона. К числу таковых, конечно, следует отнести и Республику Корея. Правильная расстановка приоритетов и определение перспективных направлений сотрудничества могут стать залогом успешной модернизации региона. Именно данной проблеме посвящена статья Л.Е. Козлова и Д.А. Реутова, в которой авторы выявляют основные преимущества российскоюжнокорейского экономического сотрудничества и анализируют те проекты, которые уже начали осуществляться. Помимо относительно рациональных экономических и политических интересов существенное влияние на внутрирегиональные отношения оказывает и такой фактор, как историческая память. В своей статье Д.Е. Эсаулова раскрывает то, как взаимовосприятие корейцев и японцев, сформировавшееся в ходе аннексии Кореи Японией, обуславливает характер современного сотрудничества между этими странами. В рамках темы номера существенный интерес представляют также материалы научно-методического семинара на тему «Инфраструктурные проекты на Корейском полуострове: современное состояние и перспективы». В ходе данного семинара были заслушаны доклады консула по экономическим вопросам Генерального консульства РК в г. Владивостоке Со Чон Хо по проблемам транспортной инфраструктуры Южной Кореи, профессора С.В. Севастьянова о роли инфраструктурных проектов в обеспечении энергетической безопасности в СВА и доцента В.А. Бурлакова о перспективах развития Расширенной Туманганской Инициативы в новом геополитическом контексте в СВА. В. А. Бурлаков
|