Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
«Мозговые центры» и внешняя политика Австралийского Союза: история вопроса

Журбей Е. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Статья, посвящённая истории возникновения института «мозговых центров» и их роли во внешнеполитическом процессе Австралии, про­должает серию публикаций о мозговых центрах стран АТР. Цикл публи­каций был открыт статьёй о мозговых центрах Китая, что вполне зако­номерно [1]. Китай является нашим соседом и крупнейшим партнёром в регионе АТР. Перспектива обнаружить в Китае мозговые центры схожие с российскими аналогами была ключевым мотивом в выборе очерёдно­сти страны в списке «потенциальных претендентов» из АТР. На очереди Австралия и её мозговые центры.

Австралийский Союз занимает ключевое положение в южно­тихоокеанском регионе благодаря своему географическому положению, специфике влияния на сопредельные страны региона, а также устояв­шимся стратегическим партнёрским связям с США, Новой Зеландией и странами Океании. Можно много писать об уникальности Австралии как страны, но австралийские политики ничем не отличаются от своих «собратьев» в США, Канаде, Японии или Китае. Они точно также нуж­даются в информации. Потребность в своевременной и качественной ин­формации первопричина появления мозговых центров. Австралийские мозговые центры не являются тому исключением.

Австралийские политики и правительственные учреждения стал­киваются сегодня с информационной лавиной, которая готова их погло­тить. Объём настолько существенный, что они не могут адекватно в нём разобраться и использовать нужную информацию. Ключевая проблема заключается в том, что «эта информация часто оказывается бессистем­ной, ненадёжной или искажённой интересами тех, кто её распростра­няет» [4]. Можно предположить, что большая часть этой информации является бесполезной с практической точки зрения, но политики тратят существенное время для того чтобы прийти к пониманию этой бесполез­ности. В этой связи, «политикам и другим лицам, заинтересованным в политическом процессе, необходима такая информация, которая была бы своевременной, понятной, надёжной, доступной и полезной» [4].

Потребность в такой информации вызвала к жизни специализиро­ванные группы институтов, которые мы именуем «мозговые центры». На сегодняшний день не существует единого и общепринятого определения для термина «мозговой центр». В этом мы сумели убедиться, исследую проблематику мозговых центров в Китае [1]. В своём исследовании мы будем руководствоваться определением «мозгового центра» предложен­ного профессором Гарвардского университета Стивеном Буше, который сформулировал девять критериев характеризующих исследовательскую организацию в качестве «мозгового центра»: во-первых, это организация действующая на постоянной основе; во-вторых, специализирующаяся на производстве общественно значимых решений для сферы полити­ки; в-третьих, благодаря штату сотрудников посвятивших свой полный рабочий день исследованиям; в-четвёртых, которые в свою очередь про­изводят оригинальные идеи, осуществляют систематический анализ информации и проводят консультации; в-пятых, результаты система­тического анализа в виде оригинальных идей доводятся до политиков и общественного мнения; в-шестых, такие организации не несут ответ­ственность за деятельность правительств; в-седьмых, стремятся к неза­висимости от частных интересов и сохраняют свободу в выборе повестки дня в рамках собственных исследований; в-восьмых, основная деятель­ность не сводится к образованию и выдачи дипломов; в-девятых, в не последнюю очередь их явная или неявная цель заключается в продуци­ровании общественного блага, в отличие от чисто коммерческих струк­тур [2, p..2-3]. В результате нас будут интересовать австралийские орга­низации, занимающиеся исследованием и анализом внешней политики. Нам предстоит столкнуться с различными типами австралийских мозго­вых центров, что вынуждает нас обратиться к вопросу их типологии. Ис­пользуем типологию Джеймса Макгана. Он выделял следующие типы мозговых центров:
• Партийный – официально связанный с политической партией;
• Государственный – входящий в структуру власти;
• Автономный и независимый – в значительной степени не завися­щий от какой-либо заинтересованной группы или спонсора и автоном­ный от правительства в своей деятельности и финансирования;
• Университетский – политологический центр при университете;
• Квази-государственный – финансируемый исключительно за счёт государственных грантов и контрактов, но не входящий в официальную структуру власти;
• Квази-независимый – автономный от правительства, но контро­лируемый заинтересованной группой, спонсором или заказчиком, обе­спечивающим основное финансирование и оказывающим значительное влияние на деятельность аналитического центра [4].

Предложенная типология лежит в основе исследования «Global Go To Think Tank», которое ежегодно проводится Джеймсом Макганом в рамках программы «Мозговые центры и Гражданское общество» уни­верситета Пенсильвании в США [5]. Исследование представляет собою всеобъемлющий рейтинг крупнейших в мире аналитических центров, основанный на экспертном опросе полутора тысяч учёных, политиков, журналистов. Рейтинг учитывает 6480 мозговых центров, которые под­вергнуты градации (например, с учётом географического принципа на­хождения (рис..1) [5, p..19].

География относит Австралию к региону Океания. На долю Океа­нии приходится 1% всех мозговых центров мира, что в числовом зна­чении составляет 39 центров [5, p..20]. Из 39 учтённых аналитических центров Океании на долю Австралии приходится 29 центров, 6 на долю Новой Зеландии, 2 находятся в Папуа-Новой Гвинее и по одному рас­полагаются на Фиджи и Самоа [5, p..25]. Цифры указывают на несо­мненное региональное лидерство Австралии по числу размещённых в ней мозговых центров.

В 50 крупнейших аналитических центров мира (исключая центры США) входят два австралийских. 27 строчку данного рейтинга занима­ет «Институт международной политики Лоуи» (The Lowy Institute for International Policy) и 43 строчку занимает «Центр независимых иссле­дований» (Center for Independent Studies) [5, p..31]. Оба центра являют­ся автономными и независимыми (по «типологии Макгана»).

Институт Лоуи сравнительно молодой центр. Он был основан в апре­ле 2003 г. крупным австралийским бизнесменом Франком Лоуи [12]. За столь короткий период своего существования мозговой центр смог заре­комендовать себя в качестве серьёзного экспертного центра для австра­лийских политиков, бизнесменов и широкой общественности. Институт специализируется в области международной политики. Заявленная цель концентрирует усилия института на продуцировании новых идей и диалога по вопросам международного развития и роли Австралии в современном и быстроменяющемся мире. Сфера интересов института не ограничивается географическими рамками региона и какой-то одной из сфер общественной жизни. Цель реализуется чрез два магистральных направления деятельности центра [12]. Во-первых, это проведение уни­кальных исследований и новых вариантов политики. Сотрудники инсти­тута акцентируют своё внимание на вопросах вовлечённости Австралии в мировую политику и международные отношения, а результаты своих исследований предоставляют политической элите Австралии для даль­нейшего генерирования идей в области внешней, экономической поли­тики и безопасности. Во-вторых, содействовать широкому обсуждению роли Австралии через инициируемые институтом дискуссии, семинары, лекции, диалоги и конференции.

Институт подчёркивает свой независимый и беспартийный ста­тус, что позволяет ему быть открытой площадкой для обсуждения раз­личных политических идей (либеральных, консервативных, социал­демократических и др.).

Наибольший интерес с точки зрения вклада во внешнюю полити­ку Австралийского Союза представляют следующие исследовательские программы центра.

Во-первых, программа под названием «Международная безопас­ность» (формирование нового мирового порядка в Азии, последствия «подъёма» Индии и Китая для региона, проблематику безопасности в Индийском и Тихом океанах, контроля над ядерными вооружениями, нераспространения и разоружения и др.). Руководителем программы яв­ляется Рори Мидкалф.

Во-вторых, это программа под названием «Восточная Азия» (про­блематика восточноазиатского регионализма, региональной экономи­ческой интеграции в Северо-Восточной Азии и Юго-Восточной Азии, а также глобальной роли Восточной Азии в таких вопросах как изменение климата, многосторонних реформах и др). Одним из свежих исследо­ваний в рамках данной программы является исследование «Китайско­российская безопасность и крах энергетических отношений». Руково­дитель программы Линда Якобсон, с коллегами по Стокгольмскому международному институту исследований проблем мира (СИПРИ) опу­бликовала обширный отчёт о безопасности Китая и энергетических от­ношений с Россией. В докладе, авторы приходят к выводу, что рост мощи Китая «напрягает» стратегическое партнёрство с Россией.

В качестве отдельной программы можно рассматривать ежегодный опрос общественного мнения по национальной репрезентативной вы­борке взрослого населения Австралии по вопросам внешней политики (The Lowy Institute Poll). Первый опрос был проведён в 2005 г. Резуль­таты данного исследования широкого цитируются австралийскими и за­рубежными СМИ.

Институт Лоуи управляется Советом директоров, в состав которого входят люди хорошо себя зарекомендовавшие в сфере общественной по­литики, науки и бизнеса (например, в Совете директоров сегодня засе­дают два отставных дипломата, а именно Мартин Индик бывший посол США в Израиле и Майкл Таули бывший посол Австралии в США) [12].

43 строчку в рейтинге 50 крупнейших мозговых центров (за исклю­чением США) занимает «Центр независимых исследований», который был основан в апреле 1976 года Грегом Линдсей [8]. Сегодня центр яв­ляется ведущей независимой организацией в исследовании и иниции­ровании государственной политики в Австралии. Принципиально не принимает государственной финансовой помощи. Центр активно зани­мается поддержкой свободы предпринимательства и свободного обще­ства, а также на постоянной основе снабжает государственные органы власти критически ценными знаниями, а также стимулирует дискус­сии среди ведущих учёных, политиков, журналистов, а также широкой общественности Австралии и региона Океании. Центр имеет филиал в Новой Зеландии.

Несмотря на то, что в качестве одной из научных программ центра заявлена внешняя политика, данный мозговой центр нельзя отнести к ведущим консультантам правительства в вопросах внешней политики и международных отношений. Косвенным подтверждением чему являет­ся приглашённый статус руководителя программы внешней политики Центра. Сегодня руководителем является Джон Ли, профессор Центра международных исследований в области безопасности Сиднейского уни­верситета.

В силу того, что из 39 мозговых центров Океании 29 приходятся на Австралию, авторы «рейтинга Макгана» ради большей конкуренции соотнесли центры Океании с центрами Азии. Авторы предложили но­минацию 25 крупнейших мозговых центров Азии. В это число попали 2 австралийских центра. 8 строчку регионального рейтинга занимает корейский филиал Института международной политики Лоуи, а на 19 строчке разместился «Австралийский институт международных отноше­ний» (Australian Institute for International Affairs, AIIF) [5, p..38].

«Австралийский институт международных отношений» являет­ся независимой, некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на поощрение интереса и понимание внешней политики Австралии, и её положение в современной системе международных от­ношений. Институт является дискуссионным форумом, организует про­граммы лекций, семинаров, симпозиумов, конференций. Институт был образован в 1924 году и приобретает статут федерального в 1933 году [7]. По настоящее время Австралийский институт международных отноше­ний является единственной общенациональной организацией такого рода в Австралии, которая имеет представительства во всех австралий­ских штатах. Сегодня это 7 представительств внутри Австралии, а также Национальное управление Институтом в Канберре [7]. Мозговой центр финансируется за счёт взносов членов, небольших субсидий правитель­ства и иных источников.

Институт предоставляет широкий спектр возможностей для рас­пространения информации и свободного выражения взглядов по этим вопросам путём обсуждения и научных публикаций. Особенностью деятельности данного мозгового центра является принципиальная по­зиция, которая заключается в том, что центр официально не выражает собственное мнение по тем или иным международным делам. Данная позиция прописана в уставных документах Института, который следует воспринимать именно в качества дискуссионного форума для предостав­ления и обсуждения широкого спектра мнений и позиций. Национальное управление мозговым центром координирует работу Института и стиму­лирует развитие четырёх ключевых направлений деятельности [7]:

Во-первых, предоставление дискуссионной площадки федераль­ного уровня путём организации лекций, семинаров и практикумов для своих участников, членов. Статистика указывает на то, что ежегодно Институт организует более 150 мероприятий по все стране;

Во-вторых, распространение идей. На протяжении всех десятиле­тий своего существования Институт принимает участие в дискуссия по ключевым вопросам международных отношений посредством публика­ций. В настоящее время Институт издаёт «Австралийский журнал по международным делам» (Australian Journal of International Affairs) [7]. Журнал был основан в 1946 году и по сей день является ведущим перио­дическим изданием в сфере международных отношений в Австралии. В 2008 году журнал занимал 34 место в мировой рейтинге цитирования (ISI World Citation Rankings), с импакт-фактором в 0,482 балла [7]. Институт также издаёт серию книг «Австралия в мировой политике» по вопросам внешней политики Австралии. Эта серия книг издаётся с 1950-х гг.

В-третьих, обучение в сфере международных отношений. Инсти­тут активно работает над социализацией, просвещением населения по международным вопросам. Акцент делается на просвещение молодёжи через инструменты научных школ для молодых учёных, стажировки, яр­марки карьеры и т.д.

В-четвёртых, активное партнёрство. Институт стремится к сотруд­ничеству с родственными институтами и другими организациями, в Австралии и за рубежом. Поддерживая тесные связи, центр формирует общественное мнение, позиции австралийского политического, научного сообщества по злободневным проблемам международной жизни, расши­ряет собственные представления и несёт позитивный имидж Австралии за её пределы.

За свою историю сотрудниками Института были видные австра­лийские деятели: бывший премьер-министр Роберт Мензис, бывшие верховные судьи Гарфилд Барвик, Джон Латам и Оуэн Диксон, бывший генерал-губернатор лорд Кейси. Квентин Брайс, генерал-губернатор Ав­стралии, является почётным членом Института [7].

Из 25 лучших аффилированных с университетами центров два оказалось из Австралии (университетские мозговые центры – по «типо­логии Макгана»). Вслед за Московским государственным университетом международных отношений (МГИМО, 18 строчка) идёт «Центр страте­гических и оборонных исследований» Австралийского национального университета, 19 строчка рейтинга (Strategic and Defence Studies Centre (SDSC), Australian National University, Australia) [5, p. 51].

Центр стратегических и оборонных исследований является ча­стью Школы международных, политических и стратегических исследо­ваний в Колледже АТР, Австралийского национального университета (АНУ) [13]. Целью Центра является содействие изучению стратегиче­ских проблем, особенно тех, которые затрагивают вопросы военной безо­пасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Научные изыскания Цен­тра включают в себя военные, политические, экономические, научные и иные аспекты стратегического развития в регионе АТР, а также вопросы военной безопасности и мирного урегулирование текущих и потенци­альных конфликтов.

Долгое время имидж Центра формировался благодаря Университе­ту, который в 2008 году занял 16 место в рейтинге 100 лучших универси­тетов мира, по мнению Times Higher Education Supplement [13]. В 2007 году АНУ занял 3 место в списке ста лучших университетов Азиатско­Тихоокеанского региона и 55 место (500 лучших университетов) в акаде­мическом рейтинге опубликованным Шанхайским университетом [13].

Попадание Центра в список 25 лучших университетских мозговых центров (рейтинг «Global Go To Think Tank») свидетельствует о том, что Центр прочно встал на ноги и готов работать на благо университета в репутационном плане.

Центр стратегических и оборонных исследований является автори­тетным экспертом в сфере стратегических и оборонных исследований в Австралии. Сотрудники Центра активно привлекаются правительством страны к консультациям по вопросам стратегии и обороны, а также проводят многочисленные лекции, семинары для сотрудников государ­ственных ведомств. Например, одним из «заказчиков» услуг Центра яв­ляется Австралийский колледж обороны, где эксперты Центра читают профильные образовательные курсы. Центр также предоставляет кон­сультации и учебные курсы по вопросам военной безопасности и страте­гии Министерству обороны, а также Министерству иностранных дел и внешней торговли Австралии.

Центр был основан в 1966 году при университете. Сегодня участие в деятельности Центра не ограничивается сотрудниками университета, но включает и других заинтересованных профессионалов (учёные, экс­перты), дипломатов (бывших и нынешних), парламентариев федераль­ного и регионального уровней и др. [13]. В деятельности Центра можно выделить три ключевых направления:

Во-первых, научные изыскания и экспертная аналитика. Центр осуществляет независимые исследования в сфере обороны и стратегии. Центр призван содействовать интенсификации стратегических иссле­дований в Австралии, особенно в Азиатско-Тихоокеанском контексте. Центр располагает успешной практикой в вопросах австралийской обо­ронной политики, а также имеет опыт и заинтересованность в отноше­ниях обороны Австралии со своими азиатскими соседями и Южной ча­сти Тихого океана.

Во-вторых, образование и профессиональная подготовка. Универ­ситетский статус позволяет Центру быть прекрасной кузницей кадров для правительственных структур Австралии. Центр создал прекрасные условия для аспирантов в проведении научных исследований. Центр активно участвует в программах исследованиях и анализе в сфере обо­роны и региональной политики безопасности на долгосрочную перспек­тиву. Качественный состав и опыт сотрудников, и иностранных пригла­шённых экспертов позволяет представлять экспертные заключения для правительства и других заинтересованных учреждений. Центр является лидером в предоставление консалтинговых услуг, как в Австралии, так и в регионе в сфере военного строительства и эффективного распределе­ния ресурсов, имеющих отношение к обороне.

В-третьих, информационно-пропагандистская деятельность и по­литические коммуникации. Центр имеет давние профессиональные свя­зи с другими австралийскими и зарубежными университетами и моз­говыми центрами, которые специализируются в вопросах стратегии и военной безопасности. Центр нацелен на создание широкой структуры взаимодействия на основе обмена идеями, личных контактов, совмест­ных проектов. Активно взаимодействует с национальными и мировыми СМИ. Центр на постоянной основе принимает участие в работе Совета по сотрудничеству в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском ре­гионе (The Council for Security Cooperation in the Asia-Pacific).

Ещё одним университетским мозговым центром Австралии, попав­шим в рейтинг крупнейших мировых аналитических центров, оказался «Центр глобализации и развития» университета Бонда (Globalization and Development Centre, Bond University), но необходимо сразу отметить, что центр не специализируется во внешнеполитической тематике [9]. Центр был основан в 2007 году. В фокусе интересов центра макроэкономиче­ские процессы в регионе АТР, а также суть процесса глобализации и её последствий для общества, государства и личности. Центр занимает 25 место из 25 мировых университетских мозговых центров [5, p. 51].

Отметим, что в трёх ключевых для нас позициях не фигурирует ни один австралийских центров, а именно в позициях: «Безопасность и международные отношения», «Государственные аффилированные мозговые центры», «Партийные аффилированные мозговые центры». Вместе с тем отметим, что в позиции «Лучшие новички» (за последние 18 месяцев) появился один австралийский центр, а именно Институт Грейттона (Grattan Institute) [10]. Институт занимает 12 позицию из 25 возможных, но сфера деятельности также лежит вне сферы внешней по­литики и международных интересов [5, p. 47]. Текущие программы Ин­ститута сосредоточены на вопрос производительности труда, городском развитии, школьном и высшем образовании, энергетике.

Из 29 австралийских мозговых центров в рейтинг «Global Go To Think Tank» входят 6 центров. Если сравнить с российским представи­тельством, то мозговые центры Австралии опережают по признанию своих российских «собратьев». Россия представлена МГИМО (его рас­сматривает в качестве мозгового центра), Институт мировой экономики и международных отношений (квази-государственный мозговой центр) и московский филиал Центра Карнеги. Чем это обусловлено? Есть мно­жество возможных объяснений, но главное заключается в том, что мозго­вые центры Австралии интегрированы в глобальную интеллектуальную сеть мозговых центров. Изначально как мы знаем, мозговые центры поя­вились в США и в Великобритании, что заставляет говорить о существо­вание некой англо-саксонской модели построения и функционирования подобных центров. Австралия наряду с Канадой и Новой Зеландией имели и продолжают поддерживать тесные связи со своей метрополией Великобританией, а также тесные союзнические отношений с Соединён­ными Штатами. Эти связи не обошли стороной и деятельность мозговых центров. Значительная часть которых, поддерживает отношения с цен­трами США или Великобритании. Например, «Австралийский институт международных отношений» поддерживает отношения с Королевским институтом международных отношений «Chatham House» в Великобри­тании (1 место в рейтинге мировых мозговых центров за исключением центров США) [5, p..30].

Исторические и политические традиции Австралии сродни тради­циям Великобритании, а также весьма близки и адаптивные традициям Соединённых Штатов. «Прогрессивная эра» в Австралии наступила на 20-30 лет позже её пика в США. Корпоративная благотворительность, жёсткая конкуренция между политическими партиями, приверженно­стью к открытости и свободе привели к нивелированию возможных ба­рьеров для людей, занимающихся политической аналитикой, эксперти­зой в их стремлении выйти на рынок идей и желанию внести свой вклад в политический процесс государства [4]. Австралийцы чуть позднее, чем американцы пришли к понимаю того, что мозговые центры способные работать более эффективнее, чем бюрократическая система. Сегодня же понимание эффективности мозговых центров в Австралии практически не оспаривается.

Центры Австралии, проводя многочисленные исследования и ана­лиз внутриполитических и внешнеполитических проблем, способствуют интеллектуальному синтезу, возникающему благодаря разрушению бю­рократических барьеров, так как они [4]:
• лучше, чем правительственные учреждения, умеют распростра­нять актуальные результаты исследований внутри правительства и за его пределами – среди политической элиты, СМИ и общественности;
• лучше справляются с комплексным характером глобальных по­литических проблем;
• лучше умеют собирать и привлекать лиц, заинтересованных в по­литическом процессе;
• лучше умеют изучать весь политический процесс – от сбора дан­ных до создания знаний и политики;
• имеют более полное представление о средствах реализации по­ставленной цели, чем государственные бюрократии, которые бывают внутренне раздроблены по департаментам и областям специализации;
• более склонны ставить политические задачи в новой конфигура­ции, тогда как бюрократия процветает в максимально безопасном режи­ме стандартных рабочих процедур;
• более эффективно ориентированы на будущее, чем государствен­ные научные сотрудники, которые работают в таких условиях, что поры­вы к созидательному разрушению редко вознаграждаются;
• лучше умеют содействовать сотрудничеству между различными группами исследователей ради общей цели. Поскольку не имеют посто­янной заинтересованности в одной сфере.

Функционально австралийские мозговые центры ничем не отли­чаются от своих заокеанских собратьев. Независимо от своей структу­ры аналитические центры Австралии выполняют один набор ключевых функций, в том числе [4]:
• проведение исследований и анализа политических, экономиче­ских и иных проблем;
• консалтинг по актуальным вопросам внутренней и внешней по­литики;
• оценка правительственных программ;
• толкование политики для СМИ, что облегчает понимание и под­держку политических инициатив общественностью;
• содействие построению «тематических сетей», вовлекающих раз­нообразный набор действующих лиц, которые встречаются специально по конкретному политическому вопросу или проблеме;
• поставка кадров на ключевые должности в организации власти.

Мозговые центры Австралии прочно занимают свою специфиче­скую нишу в политической системе страны, но они прошли сложный путь своего становления.

Исторически первым мозговым центром Австралии принято счи­тать возникший в 1924 году «Австралийский институт международ­ных отношений», который тогда в большей степени походил на квази­государственную фабрику мыслей. Появление первых независимых центров относится уже к послевоенному периоду, но процесс появления не был опосредован гибким, плюралистическим характером рынка идей, а в большей степени был задан потребность крупного бизнеса в легити­мации своей деятельности [6].

«Прогрессивная эра» Австралии приходится на послевоенный пе­риод. Именно тогда австралийский бизнес созрел для того активно пози­ционировать в качестве социально ответственного игрока, что требовало новых и эффективных инструментов такой социальной легитимации. В качестве инструмента и выступили мозговые центры. Крупный австра­лийский бизнес созрел для их финансирования. На первых порах моз­говые центры порою выполняли функции групп интересов, лоббистских групп. По сей день среди части интеллектуалов с левыми взглядами существует мнение, что мозговые центры являются орудием влияния крупного бизнеса. Эти центры создали разветвлённую сеть связанных между собой групп интересов, которые работали в направлении жёстко­го лоббирования, влияния на органы законодательной и исполнитель­ной власти Австралии. Центры активно позиционируют себя в качестве независимых, но финансово зависят от бизнеса. Вместе с тем отметим, что финансирование мозговых центров в Австралии со стороны бизнес­структур существенно уступает уровню аналогичного финансирования в США и Великобритании [6].

Проследим динамику количественного роста мозговых центров Ав­стралии. На рис. 2 показана общемировая динамика количественного роста мозговых центров [5, p..20]. Мы видим, что период 1900 – 1940 гг. отмечается низкой «рождаемостью» центров, и Австралия не явля­ется исключением. Львиная доля появившихся в этот период мозговых центров приходится на Соединённые Штаты, на период так называемой «Прогрессивной эры». С 1940 года наблюдается постепенный рост «рож­даемости», который своего пика достигает в 80-90-е гг. XX в. и захваты­вает первое десятилетие XXI в.

Австралийская «рождаемость» мозговых центров представлена на рис. 3 [3, p. 5]. Динамика роста численности центров в Австралии прак­тически полностью совпадает с общемировой динамикой. Специфика Австралии заключается в том, что существенный рост приходится на пе­риод 90-х гг. XX в. и первое десятилетие XXI в. В австралийской дина­мике отслежено появление 16 мозговых центров, но на 2011 год их уже 29, что подчёркивает дальнейшую положительную динамику «рождае­мости» центров.

Почему Австралия запаздывает с появлением мозговых центров? Ответ уже был дан. Если мы рассматривает мозговые центры в каче­стве противовеса государственной бюрократии и выше указали на су­щественную их эффективность перед бюрократией, то причина кроется в вопросе источников к существованию, в финансировании. Государство не могло стать таким первоисточником. Первым донором мог стать толь­ко бизнес. «Австралийский институт международных отношений» (осно­ванный в 1924 году) не вписывается в данную модель по причине своей изначально квази-государственной природы. До второй мировой войны австралийский бизнес использовал партийные инструменты влияния, ассоциации выпускников школ и университетов и иные уже имеющиеся социальные сети, которые до поры до времени удовлетворяли их потреб­ности в социальной легитимации и в лоббизме. Мозговые центры смо­ги предложить принципиально новые социальные сети (конференции, журналы, аналитику) для более целенаправленно воздействия на власт­ные институты [6]. Политические, экономические и интеллектуальные элиты послевоенной Австралии осознали потребность в установлении доверительных, «интимных» связей друг с другом [14].

На смену бизнесу пришли частные пожертвования, которые, как правило, имели те же самые бизнес истоки. Успешные бизнесмены, соз­давшие свои империи, отходили от реального управления делами и со­средотачивали свои усилия на благотворительности, спонсорстве. Пока­зателен пример Франка Лоуи.

«Институт Лоуи» является наиболее динамично развивающимся мозговым центром и это развитие в большей части стало возможно благо­даря солидным (по меркам Австралии) финансовым вливаниям. Долгие годы австралийские центры по суммарным доходам значительно усту­пали (продолжают уступать) американским или английским мозговым центрам. Франк Лоуи послал сигнал всему «мозговому сообществу» Ав­стралии выделив 30 миллионов долларов для создания с нуля «собствен­ного» мозгового центра – «Института Лоуи» [11]. Еврейский эмигрант из Венгрии, бежавший от фашистов и за пять десятилетий упорного труда сколотивший состояние задал новую планку всему сообществу «мозго­вых центров» Австралии.

Созданный по американским лекалам Институт Лоуи в одноча­сье привлёк к себе наиболее авторитетных политологов, экономистов и иных австралийских и зарубежных экспертов. Финансирование Инсти­тута сегодня находится на уровне очень хорошего американского мозго­вого центра, что моментально позволило Институт пробиться в высшую лигу мировых «мозговых центров», а вскоре обойти своих австралийских «коллег» в мировых рейтингах. Толчки от вливания Франка Лоуи до сих пор ощущаются конкурентами созданного им Института [11].

Сегодня из 29 аналитических центров Австралии 20 финансиру­ются крупными корпорациями и богатыми индивидуальными доно­рами, которые поняли простой факт. Генерирование идей – верное и перспективное направление для инвестиций. Грег Линдсей, которой возглавляет «Центр независимых исследований» в Сиднее (один из са­мых уважаемых мозговых центров Австралии и ранее наиболее лучше финансируемых), говорит о том, что новый «Институт Лоуи» неизбежно будет эффективным, даже если ещё слишком рано судить об его успехе. «Это изменит игру кардинальным образом из-за влияния на всех нас», говорит он [11].

Обусловлен ли рост численности мозговых центров в конце XX – начале XXI вв. существенными финансовыми влияниями или он обу­словлен растущей потребностью в результатах их непосредственной дея­тельности, является дискуссионным вопросом. Вероятнее всего, что эти два процесса (условия) совпали. Подведём итоги нашего обзора австра­лийских мозговых центров.

Во-первых, Австралия вырабатывает и осуществляет свою внеш­нюю политику с помощью целого ряда государственных (Министерство обороны, Министерство иностранных дел и внешней торговли и др.) и негосударственных структур (например, партии, группы интересов и др.). В качестве негосударственных участников внешнеполитического процесса, австралийское государство активно задействует мозговые цен­тры.

Во-вторых, среди мозговых центров Австралии специализирую­щихся во внешнеполитической деятельности выделяются следующие типы: автономные и независимые (Центр независимых исследований); квази-независимые (Институт Лоуи); университетские (Центр стратеги­ческих и оборонных исследований).

В-третьих, потребность в мозговых центрах в Австралии была вы­звана схожими причинами рождения таких центров в США или в Вели­кобритании, что позволяет заявлять о наличие некой англо-саксонской модели «мозгового центра (природа, функционал и т.д.). В Австралии, как и в США, Великобритании, Канаде и Новой Зеландии мозговые цен­тры восполняют потребность политиков в качественной, адекватной ин­формации и систематическом анализе, который непосредственно связан с политикой, в том числе с политикой внешней. Появление мозговых центров также было обусловлено явными преимуществами перед бюро­кратическими институтами государства.

В-четвёртых, «рождение» австралийских мозговых центров в целом соответствует общемировой динамике роста численности мозговых цен­тров. Центры в Австралии появляются преимущественно в послевоен­ный период, а пик «рождаемости» приходится на 90-е гг. XX – первое де­сятилетие XXI вв. Причины заключаются в появлении дополнительных источников финансирования, понимании всей важности легитимации социальной ответственности со стороны австралийского бизнеса и рез­кой активизации филантропической деятельности в стране.

В-пятых, австралийские мозговые центры занимают существенные позиции в рейтингах мировых аналитических центров. Они достойно конкурирует с центрами «второго эшелона» (японскими, китайскими и др.) и оставляют позади своих российских коллег, благодаря инкорпо­рированности в сообщество мозговых центров мира и востребованности результатов своей деятельности со стороны государства, бизнеса и обще­ства.

Литература

1. Журбей Е.В. «Мозговые центры» и внешняя политика Китайской народной республики: история вопроса // Ойкумена: регионоведческие исследования. 2011. №2 и №3 (окончание).

2. Boucher, Stephen, et al., Europe and its think tanks; a promise to be fulfilled. An analysis of think tanks specialized in European policy issues in the enlarged European Union, Studies and Research No 35, October, Paris, Notre Europe, 2004

3. Harley, Patrick J. Interpreting Australia’s think thank phenomenon [Электронный ресурс]. URL: http://apsa2010.com.au/full-papers/pdf/APSA2010_0088.pdf [Дата обращения: 15.09.2011]

4. Mc Gann. Think Tanks and the transnationlization of foreign policy // [Электронный ресурс]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/pj73mcgann.htm [Дата обращения 1.03.2007 г.].

5. Mc Gann, James G., The Global 'Go-To' Think Tanks, The Think Tanks and Civil Societies Program 2010, Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2011. 80 p.

6. Murray G., Pacheco D. Think thanks in the 1990s [Электронный ресурс]. URL: http://www.anu.edu.au/polsci/marx/interventions/thinktanks.htm [Дата обращения: 15.09.2011]

7. The Australian Institute of International Affairs [Электронный ресурс]. URL: http://www.aiia.asn.au/about/about-the-aiia [Дата обращения: 15.09.2011]

8. The Centre for Independent Studies [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis.org.au/ [Дата обращения: 15.09.2011]

9. The Globalization and Development Centre, Bond University [Электронный ресурс]. URL: http://www.bond.edu.au/faculties-colleges/faculty-of-business/research/research-centres/the-globalisation-development-centre/index.htm [Дата обращения: 15.09.2011]

10. The Grattan Institute [Электронный ресурс]. URL: http://www.grattan.edu.au/about_us.html [Дата обращения: 15.09.2011]

11. The idea factories [Электронный ресурс]. URL: http://www.smh.com.au/articles/2003/08/10/1060454076932.html [Дата обращения: 15.09.2011]

12. The Lowy Institute for International Policy [Электронный ресурс]. URL: http://www.lowyinstitute.org/ [Дата обращения: 15.09.2011]

13. The Strategic and Defence Studies Centre (SDSC), Australian National University, Australia [Электронный ресурс]. URL: http://ips.cap.anu.edu.au/sdsc/about.php [Дата обращения: 15.09.2011]

14. Thinkers of influence [Электронный ресурс]. URL: http://www.theage.com.au/news/national/thinkers-of influence/2005/12/09/1134086810518.html?page=fullpage [Дата обращения: 15.09.2011]

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.