Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Филиппинская диаспора в США и Канаде

Золотухин И. Н.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Стремительный рост иммигрантских сообществ и их институцио­нализация заставили заговорить о «диаспоризации мира» как об одном из сценариев развития человечества [4]. Этот процесс становится глуб­же и сложнее, принимая новые формы, а роль диаспор и их влияние уси­ливаются. Резкое увеличение масштабов миграции идёт параллельно с консолидацией иммигрантских этнических сообществ. Оказавшись на новом месте, переселенцы, как правило, стремятся консолидироваться, чтобы не только выжить, но и сохранить свои обычаи, традиции, язык в чуждой для них, зачастую весьма враждебной этнокультурной среде. С этой целью они либо присоединяются к уже существующим диаспорам, либо создают новые. В результате число диаспор в мире непрерывно уве­личивается.

Профессор Иерусалимского университета Гэбриэл Шеффер, опре­деляя численность наиболее известных в мире диаспор, выделил «исто­рические» (существующие с древности) и «современные» диаспоры. Сре­ди самых крупных по численности «исторических» диаспор Шеффер выделяет китайскую (35 млн. человек), индийскую (9 млн.), еврейскую и цыганскую (по 8 млн.). Среди «современных» диаспор к самым крупным он отнёс афроамериканскую (25 млн. человек), курдскую (14 млн.), ир­ландскую (10 млн.), итальянскую (8 млн.), венгерскую и польскую – (по 4,5 млн.) [12, pp..10-11]. Однако в своих расчётах профессор упустил фи­липпинскую диаспору, которую по праву можно назвать самым новым явлением среди мировых диаспор [21]. Филиппинская диаспора явля­ется также одной из самых многочисленных в мире.

В целом Г. Шеффер предложил достаточно развёрнутую типологию диаспор, отнеся филиппинскую к «зарождающимся», наряду с корейца­ми и русскими в бывших советских республиках. Кроме того, он выделил диаспоры с глубокими историческими корнями (армянская, еврейская и китайская); так называемые, «дремлющие» диаспоры (американцы в Европе и в Азии и скандинавы в США); «молодые» диаспоры (греческая, польская, турецкая); «бездомные», то есть не имеющие «своего» государ­ства (в эту категорию попадают диаспоры курдов, палестинцев и цыган); «этнонациональные» – самый распространённый тип диаспор, характер­ная особенность которых заключается в том, что они чувствуют за спи­ной незримое присутствие «своего» государства и. наконец, «рассеянные» диаспоры и диаспоры, живущие компактно [9, с..165].

Арутюнов и Козлов отмечают, что «…в мире, очевидно, уже невоз­можно найти страну, где не существовало бы диаспоры другого народа, равно как и страну, выходцы из которой не образовывали бы хотя бы небольшой диаспоры в какой-либо другой стране или нескольких стра­нах» [1]. В последние годы учёные, занимающиеся изучением проблем, связанных с диаспоральными процессами, всё чаще говорят о «размы­вании привычных представлений о диаспоре» и о появлении у совре­менных диаспор качественно новой черты – транснациональности, на которую влияют 2 фактора: социально-экономические и политические катаклизмы, которые приводят к появлению довольно многочисленных групп, заинтересованных в переселении на другие инокультурные, ино­этничные территории и этнические мигранты, заинтересованные не про­сто в перемещении, а в долговременном поселении в стране приёма [5].

На актуальность проблематики, связанной с транснациональным характером современных диаспор, обращает внимание и Г. Шеффер, от­мечающий, что диаспоры всё активнее влияют как на ситуацию в местах своего проживания, так и на региональный и международный уровень принятия решений во всех частях планеты. Однако, по мнению Г. Шеф­фера, в этой сфере научных исследований не уделяется достаточного внимания политическим аспектам функционирования диаспор, созда­ваемым ими трансгосударственным сетям и системам коммуникаций, которые пересекают границы отпускающих и принимающих обществ, а также политическому весу и политической лояльности диаспоральных коллективов [9, c..166-167].

Таким образом, концепт «диаспора» представляет собой попытку проанализировать социальную и культурную динамику трансграничных процессов, позволяя фокусировать внимание исследователя не только на сформированных мигрантами (иммигрантами, беженцами, вынуж­денными переселенцами, гастарбайтерами) заграничных сообществах, но возможно на более значимом аспекте – отношениях этих сообществ с их родиной.

Филиппинская диаспора (пинои) в странах Северной Америки (США и Канада) является примером и результатом достаточно длитель­ного и успешного процесса проникновения иноэтничного субстрата на территорию принимающей страны. В настоящее время по количеству мигрантов в США Филиппины находятся на втором месте, а в Канаду на первом [18].

Филиппинская диаспора в США – одна из обретших особую силу, наряду с афроамериканской, мексиканской, китайской, кубинской, гаи­тянской, корейской, индийской, вьетнамской, доминиканской. Указан­ные группы являются инструментом, через который правящие круги с их родины пытаются воздействовать на политику США [8, с..121-122]. Г. Шеффер отмечает, что центральным элементом в категории «диа­спора» является тот факт, что «заграничные сообщества этнических меньшинств, поддерживают сильные духовные и материальные связи со странами происхождения» [23, p..3]. Эти связи особенно заметны в трансграничных обращениях капитала, рабочей силе, товаров и услуг, информации и служат отличительным маркером диаспоры от других ра­совых и этнических меньшинств, которые возможно, не поддерживают столь эмоциональные и экономически значимые отношения со странами своего происхождения [20].

Йосси Шейн выделяет следующие факторы, обусловливающие вза­имоотношения различных государств и их диаспор:
1) особенности национального характера;
2) представления об эмиграции, доминирующие в обществе и по­литической элите;
3) зависимость от инвестиций и финансовых средств диаспоры;
4) состав диаспоры (эмигранты, политические беженцы, выслан­ные), её статус в стране пребывания и отношение к режиму на родине;
5) политическая роль, отводимая диаспорам правящими кругами или оппозицией на родине;
6) законы о гражданстве, особенно возможность сохранения двой­ного гражданства [22, p..90].

Принятый в Штатах в 1965 г. федеральный закон «Об иммигра­ции» отменил систему национальных квот, что существенно увеличило приток в страну иностранных мигрантов. Рост численности диаспор, как следствие, привёл к тому, что они всё активнее стали стремиться влиять на внешнюю политику США. Данный процесс рассматривается не толь­ко этническими элитами, но и всеми остальными членами общностей, как признак включения диаспор в американское общество, гарантия учёта их интересов в национальных интересах США и трамплин для участия в иных видах общественной деятельности [8, c..122].

Филиппинцы, проживающие в США, входят в «большую тройку» выходцев из Азии, вместе с китайцами и индийцами. Только за период с 1981 по 2009 гг. в США уехало 67% официально зарегистрированных филиппинских эмигрантов [14]. Среди филиппинцев высок уровень ин­корпорации в американское общество. Филиппинцы, прибывшие в Шта­ты, в большинстве своём стремятся стать полноправными американски­ми гражданами (см. таблицу 1).

Количество филиппинских иммигрантов уступает по численно­сти только выходцам из Мексики [25]. 63% филиппинцев, рождённых за рубежом, были натурализованы в США. Более 70% проживающих в Штатах филиппинцев говорят по-английски. Численность нелегальных мигрантов с Филиппин достигает 270000 человек, уступая по этому по­казателю таким странам как Мексика, Сальвадор, Гватемала и Гонду­рас [17].

Среди представителей филиппинской диаспоры самый низкий по­казатель бедности по сравнению с представителями других азиатских групп – чуть более 5% (для сравнения, у индийцев – 9,7%, у китайцев – 13,4%, у вьетнамцев – 14%, а у корейцев – почти 15%). Более 70% им­мигрантов из Филиппин имеют собственное жильё, что является пока­зательным результатом по сравнению с 56,5% остальных иммигрантов и 72% коренных американцев [26].

По сравнению с 2000 г. численность филиппинской диаспоры в США в 2010 г. возросла на 38%. Общая численность по разным оценкам колеблется от 2,5 до 4 миллионов человек. Больше всего пиноев прожи­вает в Калифорнии – 1,195,580 (3,2% всех жителей штата), на Гавайях – 197,497, в Иллинойсе – 114,724, далее следуют Нью-Джерси – 110,650, Нью-Йорк – 104,287. Техас – 103,074. В Неваде численность филиппин­цев возросла с 12,048 в 1990 г. до 40,529 в 2000 г. и 98,351 в 2010 г. В Аризоне численность филиппинской диаспоры возросла на 116%, в Сев. Каролине – на 94%, Вайоминге – 91%. На 70-80% возросла численность филиппинской диаспоры в Нью-Мехико, Техасе, Юте, Нью-Хэмпшире, Алабаме [27].

Однако Эдуардо Наварра, Председатель Национальной Федера­ции Ассоциаций Американцев Филиппинского происхождения (National Federation of Filipino American Associations) считает, что, несмотря на рост численности филиппинцев, с ними не будут считаться, пока филип­пинцы не обретут политическую власть. «Мы должны регистрироваться, чтобы голосовать, чтобы пойти и бросить наши бюллетени на местных и федеральных выборах. Это единственный эффективный способ заявить о себе, чтобы наши представители, избранные нами, серьёзно отнеслись к нам и к проблемам нашей общины». Ему вторит Мерит Салюд, ко­ординатор Федерации: «Мы имеет высокий рейтинг натурализации и регистрации избирателей, но участие филиппинцев на выборах ничтож­но мало. Мы не можем продолжать оставаться невидимками. Мы долж­ны обозначить наше политическое присутствие в этой стране, усиливая наше гражданское участие во всех аспектах американской жизни» [19].

В преддверии переписи населения 2010 г., проводимой в США На­циональная Федерация Ассоциации Американцев Филиппинского про­исхождения объявила, что филиппинцы, проживающие в США, будут участвовать в переписи не в качестве азиатской этнической группы, а как отдельная, независимая группа, осознающая свою этничность [19].

Терезита Сарагоса, специалист Бюро по переписи населения США, назвала перепись населения «крупнейшей мобилизацией наших граж­дан в мирное время в общенациональном масштабе», подчеркнув, что важно аккуратно подсчитать всех филиппинцев в США, почти 80% из которых являются американскими гражданами (без учёта данных о фи­липпинцах, имеющих двойное гражданство).

Эллис Булос, почётный руководитель Демократического Кокуса американцев филиппинского происхождения жаловалась, что в 2000 г. в графстве Сан Матео не было выделено денег для того, чтобы напеча­тать формы для заполнения на филиппинском языке (тагалог). «Нам сказали, вы ведь говорите по-английски, но мы им ответили, что филип­пинцам будет более понятна информация на их родном языке, даже, несмотря на то, что они хорошо говорят по-английски». Также Эллис от­метила, что некоторые филиппинцы опасались того, что информация, которую они сообщат властям, станет поводом для их депортации из США [11].

Безусловно, современное положение филиппинской диаспоры в США является результатом миграционных процессов второй полови­ны XX века. Филиппинская миграция в США с конца 1960-х годов от­личается от миграции первой половины XX века, когда прибывавшие в Штаты филиппинцы испытывали комплекс колониального наследия, воспринимая американскую культуру, политическую систему и образ жизни как высшие ценности. В 1930-х годах Карлоса Булосана «быть филиппинцем в Америке было преступлением» [21].

После принятия федерального закона «Об иммиграции» 1965 г. филиппинцы составили почти 25% всех азиатских мигрантов. В 1960-х годах в Штаты стали выезжать профессиональные кадры, которые наш­ли работы в сфере обслуживания и здравоохранения. А в начале 1970­ых, в ответ на требования Движения за гражданские права, выходцы из Филиппин получили возможность служить в вооружённых силах США [15].

Филиппинская диаспора проникает в разные сферы американско­го общества, демонстрируя высокую степень адаптации. В то же время современная филиппинская диаспора более многочисленна и разно­родна; она стремится не только сохранять атрибуты своей этнической идентичности, но и влиять на политическую жизнь, в том числе и по­средством возникающих институциализированных структур (например, Национальной Федерации Ассоциаций Американцев Филиппинского происхождения), которых насчитывается более тысячи (только в Кали­форнии, на Гавайях, во Флориде существует более трёхсот различных организаций филиппинцев, проживающих в США).

По сравнению с США, филиппинская миграция в Канаду – сравни­тельно недавний феномен. Фактически в начале XX в. у филиппинцев и других представителей неевропеоидной расы имелись значительные трудности для проникновения в эту страну по причине проводимой в то время канадским правительством политики дискриминации в отноше­нии небелого меньшинства. Усиление миграционных потоков в Канаду происходит после либерализации миграционного законодательства, в частности, после принятия в 1967 г. балльной системы для потенциаль­ных кандидатов и Закона об эмиграции 1978 г. Иммиграция, приводя­щая в Канаду ежегодный приток от 200 до 225 тыс. новых граждан в год и обеспечивающая около 60% общего прироста населения, существенно изменила не только численность, но и этническую структуру населения Канады. В стране в настоящее время фиксируются представители поч­ти 200 этнических общностей и многочисленные этнокультурные груп­пы (иммигрантские диаспоры), говорящие примерно на 150 языках [6, c..22]. Элиот Теппер назвал Канаду образцом государства постмодерна, являющегося политией диаспор [2, с..73].

Первый филиппинский иммигрант прибыл в Канаду в 1931 г. До нач. 1950-х гг. было зарегистрировано лишь 10 филиппинских имми­грантов, которые прибыли в провинцию Манитоба. Но с 1946 по 1964 г. их количество достигло 770, в 1965 г. – 1767, что на 150 % превысило суммарное количество филиппинцев, прибывших в Канаду за предыду­щие 30 лет. По профессиональному составу это были медсёстры, клерки, представители технического персонала, несколько врачей. Лишь не­многие прибыли непосредственно с Филиппин, большинство составля­ли медсёстры, участвовавшие в филиппино-американских программах по обмену и у которых истёк срок действия их рабочих виз в США [13, p..168].

В 1970-х годах всё больше филиппинцев прибывало в Виннипег и Манитобу работать в текстильной промышленности. В этот же период времени специалисты с Филиппин находили широкое применение сво­их способностей в управленческом аппарате, в сфере торговли и в про­мышленности. В 1970-х гг. происходит модификация половозрастной и социальной структуры филиппинской диаспоры. Именно в эти годы, благодаря спонсорской программе по воссоединению семей, в Канаду стали прибывать родственники уже проживавших здесь филиппинцев. Большая волна иммигрантов пришлась на 1990-е, когда в Канаду стали прибывать в большом количестве филиппинские инвесторы и предпри­ниматели [13, p..169].

В настоящее время в Канаде проживает более полумиллиона фи­липпинцев, представляющих собой самую многочисленную этническую общность выходцев из Юго-Восточной Азии [14]. Настоящий бум филип­пинской иммиграции в Канаду начинается с 1991 г. (64,5% филиппин­ских иммигрантов прибыли после 1991 г.) [16]. Поток мигрантов из Фи­липпин в период с 2000 до 2008 гг. вырос более чем в 10 раз, с 2 тыс. до 20 тыс. человек в год [7].

С 2008 г. численность филиппинских иммигрантов в Канаду пре­высила китайскую. В настоящее время филиппинская иммиграция за­нимает первое место в Стране кленового листа (только за 2008 год в страну въехало более 34 тысяч иммигрантов), а численность филиппин­ской диаспоры в Канаде считается одной из крупнейших среди прочих иммигрантских сообществ, уступая лишь китайской и индийской [10].

Только в 2007 г. Канада предоставила 236 758 виз, дающих право на постоянное место жительства в стране и 115 470 разрешений на ра­боту. По словам министра по делам миграции Канады Джейсона Кенни, сегодня власти Канады выдают мигрантам с Филиппин самое большое количество разрешений на работу. В сравнении с 2005 годом число вы­данных виз увеличилось более чем на 30%, достигнув отметки в 30000 по данным на 2009 г. [7]. 2/3 среди филиппинцев, проживающих в Канаде, составляют женщины. В основном они заняты в сфере обслуживания – многие работают учителями, медсёстрами, сиделками [10]. Кармелита Димсон из Управления занятости филиппинцев за рубежом заявила, что квалифицированные филиппинские рабочие требуются в Альберте, Британской Колумбии, Манитобе, и Саскачеване – в тех провинциях, где ощущается нехватка врачей, медсестёр, инженеров, работников го­стиничной сферы, а посол Филиппин в Канаде Хосе Бриллантес отме­тил, что в Ванкувере создаётся Отдел по приёму на работу филиппин­ских граждан, деятельность которого заметно упростит процесс найма и обеспечит помощь филиппинским иммигрантам и рабочим в Западной Канаде [28].

Канада стала вторым по величине источником денежных перево­дов филиппинцев, работающих за рубежом, уступив по этому показа­телю лишь США. До 1995 г. 60% переводов филиппинских мигрантов осуществлялось с помощью неофициальной системы – падалы. После от­мены валютного контроля в 1995 г., сложился единый валютный курс, и неофициальные каналы денежных переводов перестали играть су­щественную роль [3, c..23]. В дополнение к денежным переводам фи­липпинцы в Канаде способствовали развитию своей страны через ЛИН­КАПИЛ (Программа по развитию связей с Филиппинами). Только за период с 1990 по 2001 гг. канадскими филиппинцами было переведено через ЛИНКАПИЛ 51,6 млн. песо (около 1 млн. $), они заняли 3 место среди наиболее крупных бенефициантов этой программы (5,08%).

Власти Канады понимают, что иностранные мигранты вносят нео­ценимый вклад, прежде всего, в развитие экономики Страны кленового листа, поэтому канадское правительство реализуют одну из наиболее амбициозных миграционных программ в мире, что уже позволило Ка­наде увеличить количество высококвалифицированных иностранцев в стране до самого высокого показателя за последние 75 лет [7].

Экономическое положение филиппинской диаспоры в Канаде можно назвать достаточно стабильным: показатели занятости предста­вителей филиппинской диаспоры выше, чем показатели занятости тру­доспособного населения в целом по стране (72% против 62%), а уровень безработицы – ниже (5,7% против 7,4%). Правда уровень доходов канад­ских филиппинцев ниже, чем у среднестатистического канадца (24600 против 30000 долларов США), но это объясняется более низкими дохо­дами женской части филиппинской диаспоры, составляющей большин­ство [24].

Численность филиппинцев в Канаде растёт более быстрыми тем­пами (почти в 9 раз быстрее), чем численность населения Страны кле­нового листа (на 35% против 4%). Филиппинцы в Канаде, больше, чем представители других диаспор, относятся к иммигрантам: более 70% представителей филиппинской диаспоры родились за пределами Кана­ды [24].

Филиппинская диаспора концентрируется в провинциях Онтарио и Британская Колумбия, где проживает более 70% граждан филиппин­ского происхождения, причём в Онтарио находится половина всего фи­липпинского населения Канады. 11% представителей филиппинской диаспоры проживает в Альберте, 10% – в Манитобе, 6 % – в Квебеке. В то же время филиппинцы в Манитобе составляют 3% всего населения про­винции, что в процентном отношении больше, чем в Британской Колум­бии и Онтарио (филиппинская диаспора составляет 2% населения этих провинций). Большинство филиппинцев в Канаде проживают в городах – Торонто, Ванкувер, Виннипег, Калгари и Монреаль [16].

Одним из показателей высокой степени адаптации филиппинцев в канадское общество является знание ими английского языка, которым владеет 93% пиноев, проживающих в Канаде. В то же время обоими го­сударственными языками Канады владеют всего 6% представителей филиппинской диаспоры. Согласно данным Обзора Этнического Раз­нообразия Канады 2002 г., подавляющее большинство канадцев филип­пинского происхождения (78%) отмечали сильное чувство причастности к Канаде (то есть относили себя к канадцам), но в то же время, ещё боль­шее количество (89%) отмечали сильную сопричастность с этнической или культурной группой (идентифицировали себя с Филиппинами).

Более 70% представителей филиппинской диаспоры в Канаде уча­ствуют в выборах на федеральном и региональном уровне. Кроме того в Канаде существуют десятки филиппинских организаций различной направленности [24]. В целом можно говорить о позитивном влиянии канадского мультикультурализма для будущего филиппинской диаспо­ры, однако, прибывающие в Канаду мигранты отмечали факты дискри­минации в свой адрес при приёме на работу и в повседневной жизни по причине расово-этнических различий [24].

Филиппинская диаспора в США и Канаде функционируют в схо­жей социально-политической среде. Активная миграция в эти страны филиппинцев началась с 1970-х гг., и именно благодаря миграции были созданы современные диаспоры, которые являются достаточно молоды­ми, но их численность растёт из года в год, причём и за счёт вновь при­бывающих. В то же время, высок процент натурализовавшихся филип­пинцев.

Филиппинская диаспора представляет собой достаточно новое яв­ление, которое требует серьёзного научного изучения, в особенности, с учётом существенного увеличения масштабов иммиграции с территории Филиппинского архипелага.

В перспективе нам представляется возможным как минимум два сценария диаспоризации пиноев. С одной стороны, филиппинское госу­дарство стремится сделать более управляемыми миграционные потоки и использовать их в качестве инструмента государственной политики. Учитывая появление крупных сообществ пиноев в странах – реципиен­тах и создание т.н. «маленьких Филиппин», подобные действия носят вполне адекватный характер. Этот сценарий условно можно назвать «китайским».

С другой стороны, многообразие и разнородность этнического со­става Филиппин могут привести к дифференциации филиппинской диаспоры. К тому же не стоит забывать о нерешённой проблеме филип­пинского Юга. Мусульмане с Минданао в качестве трудовых мигрантов прибывают (в том числе и нелегально) в соседние Малайзию и Индоне­зию, но при желании они могут расширить диапазон своего присутствия и не только в странах с преимущественно мусульманским населением. Учитывая сложность внутриполитической обстановки на юге Филиппин, активная иммиграция населения из этого региона за пределы страны видится вопросом времени. Наконец, роль диаспоры должно учитывать­ся и самим филиппинским государством, возлагающим на пиноев опре­делённые надежды, связанные с усилением роли Филиппин в междуна­родных отношениях.

Литература

1. Арутюнов С.А., Козлов С.Я. Диаспоры: скрытая угроза или допол­нительный ресурс //Независимая газета, 23 ноября 2005 г.// [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/science/2005-11-23/14_diaspory.html [Датаобращения: 03.08.2011 г.].

2. Барановский К.Ю. Канада: единство в многообразии (международная конференция канадоведов) // США-Канада: экономика, политика, культура, 2006, № 1. С. 59-78.

3. Глущенко Г.И. Хавала – пережиток прошлого на службе глобализации //МЭИМО, 2004, N5. С. 18-26.

4. Докучаева А. Проблемы диаспоры // [Электронный ресурс]. URL: http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/046/13.shtml [Дата обращения: 11.07.2011 г.].

5. Ким А.С. Этнополитическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект): Автореф. дис. на соискание учёной степени д.полит.н. Спб., 2009 // [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/politich/2009/06–04/KimAS.rtf [Дата обращения: 16.07.2011 г.].

6. Кузнецов А.М. Золотухин, И.Н. Этнополитическая история Азиатско­Тихоокеанского региона в ХХ – начале ХХI вв. (основные варианты и тенденции развития этнополитической ситуации): монография. Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2010. 224 с.

7. Трудоустройство в Канаде пользуется всё большей популярностью среди филиппинских мигрантов// [Электронный ресурс]. URL: http://www.migrator.ru/news/?id=331 [Дата обращения: 23.07.2011 г.].

8. Черноговцева, С.В. Этнические диаспоры в США// США-Канада: экономика, политика, культура, 2008, № 2. С. 119-127.

9. Шеффер, Г. Диаспоры в мировой политике// Диаспоры, 2003, № 1. С. 162-184.

10. Bird, J. Philippines takes over China as number one source of Canadian immigrants. Canadian Visa Bureau. 31 December 2008// [Электронныйресурс]. URL: http://www.visabureau.com/canada/news/31-12-2008/philippines­takes-over-china-as-number-one-source-of-canadian-immigrants.aspx [Дата обращения: 20.02.2011 г.].

11. Bramhall, J. Pinoys won’t be «undercounted» in US census// Philippine News 04/13/2009.

12. Brubaker R. The «Diaspora» Diaspora //Ethnic and Racial Studies. – N.Y., 2005. Vol. 28, № 1. Pp.1-19.

13. Bustamante, R.E. Filipino Canadians: a Growing Community//Polyphony,1984, Vol.6. Pp. 168-171.

14. Commission on Filipinos Overseas. Stock Estimate of Overseas Filipinos // [Электронный ресурс]. URL: www.cfo.gov.ph/pdf/statistics [Дата обращения: 29.07.2011 г.].

15. Espiritu, Yen. The Paradox of Assimilation: Children of Filipino Immigrants in San Diego// [Электронный ресурс]. URL: http://migration.ucdavis.edu/rs/more.php?id=50_0_3_0 [Дата обращения: 26.05.2011 г.].

16. Filipino immigrants in Canada// [Электронный ресурс]. URL: http://www.canadaimmigrants.com/qualityoflife/communities/philippine.asp [Дата обращения: 31.07.2011 г.].

17. Hoefer, M., Rytina, N., Baker, B.C. Estimates of the Unathorized Immigrant Population Residing in the United States: January 2009. DHS Office of Immigration Statistics. United States Department of Homeland Security// [Электронный ресурс]. URL: http://www.dhs.gov/xlibrary/assets/statistics/publications/ois_ill_pe_2009.pdf [Дата обращения: 01.08.2011 г.].

18. National Master Site// [Электронный ресурс]. URL: http://www.nationmaster.com/cat/imm-immigration [Дата обращения: 31.07.2011 г.].

19. New America Media. «Filipino to Be Listed as Own Category in Census 2010»// [Электронный ресурс]. URL: http://news.newamericamedia.org/news/view_article.html?article_id=95f1fd65c7b560b53716f2aefad0d668 [Дата обращения: 24.07.2011 г.].

20. Okamura, J.Y. The Global Filipino Diaspora as an Imagined Community. University of Hawaii at Manoa//The Center for Multiethnic and Transnational Studies// [Электронный ресурс]. URL: http://www.usc.edu/dept/LAS/CMTS/MonoPaper3-6.html [Дата обращения: 30.06.2011 г.].

21. San Juan, E., Jr. Interrogating Transmigrancy, Remapping the Filipino Diaspora in the Age of Globalization// [Электронный ресурс]. URL: http://rizalarchive.blogspot.com/2006/08/filipino-diaspora.html [Дата обращения: 08.07.2011 г.].

22. Shain, Yossi. Marketing the American Creed Abroad. Diasporas in the U.S. and Their Homelands. Cambridge University Press, 1999. 294 pp.

23. Sheffer, G. Diaspora Politics: At Home Abroad. – Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 308 pp.

24. Statistics Canada. The Filipino Community in Canada// [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/89-621-x/89-621-x2007005-eng.htm [Дата обращения: 24.07.2011 г.].

25. Terrazas, A., Batalova, J. Filipino Immigrants in the United States// Migration Information Source// [Электронный ресурс]. URL: http://www.migrationinformation.org/USFocus/display.cfm?ID=777 [Дата обращения: 28.07.2011 г.].

26. U.S. 2004 Census// [Электронный ресурс]. URL: http://factfinder.census.gov/home/en/datanotes/exp_acs2004.html [Дата обращения: 23.03.2011 г.].

27. U.S. 2010 Census: Filipinos in the U.S// [Электронный ресурс]. URL: http://www.naffaausa.org/2011/06/29/us-2010-census-filipinos-in-the-u-s-increased-by­38-nevada-has-fastest-growing-population/ [Дата обращения: 26.07. 2011 г.].

Статья подготовлена при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». Проект 1840 «Нациестроительство, эт­нос и национализм в формировании многополярного мира: анализ ситуации в АТР».

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.