|
Веремейчик А. С.
Это ознакомительная текстовая версия, До 1949 г. воспроизводство населения Китая определялось высокой рождаемостью, высокой смертностью и низким естественным приростом населения. Образование КНР и проведение социально-экономических преобразований оказали положительное влияние на демографические процессы. С определённым повышением материального благосостояния, улучшением системы здравоохранения, установлением относительной социальной стабильности создавались благоприятные условия для роста численности населения. В воспроизводстве населения начался переход к высокой рождаемости, низкой смертности и высокому естественному приросту. Вышеперечисленные процессы особенно динамично развивались на северо-востоке страны. В 1954 г. при общей численности населения региона – 44,13 млн человек, составляющей 7,2% от общей численности КНР, показатель рождаемости был одним из самых высоких по стране и достигал 44,78 ‰, коэффициент смертности, наоборот был одним из самых низких – 9,64 ‰ [20, с. 274]. По итогам недавних переговоров президента РФ Дмитрия Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао, состоявшихся в июне 2011 г., было подписано совместное заявление по текущей ситуации в мире и основным международным вопросам, а также ряд документов. В частности, Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао приняли совместное заявление в связи с десятилетием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Был подписан меморандум о сотрудничестве между Внешэкономбанком и государственным банком развития Китая, меморандум о взаимопонимании между ВЭБ и Торгово-промышленным банком Китая. Руководителем российского правительства поставлен ряд задач по расширению сфер торгово-экономического сотрудничества с КНР. Поскольку на данном этапе сохранялись особенности экономической и социальной жизни, характерные для старого Китая, такие как отсталая структура промышленности и сельского хозяйства, важным было проведение политики народонаселения, направленной на сбалансирование экономического и демографического роста. Следует отметить, что политика КПК в области народонаселения не всегда была последовательной. Изначально власти страны высказывали мнение «…о необходимости решительных мер по обузданию процесса бурного роста населения» [4, с..37]. В сентябре 1956 г. в докладе VIII съезду КПК Чжоу Эньлай официально подтвердил новое направление демографической политики, которое было сформулировано следующим образом: «В целях охраны материнства и младенчества, хорошего воспитания нового поколения и заботы о здоровье и процветании нации мы положительно относимся к соответствующему ограничению деторождения. Органы здравоохранения совместно с заинтересованными организациями должны надлежащим образом проводить пропаганду ограничения деторождения и принимать эффективные меры в этой области» [6, с..162]. На практике это выразилось в создании органов по контролю над рождаемостью: на государственном уровне – Управление по контролю над рождаемостью; на уровне провинции, уезда, волости – комитеты по контролю над рождаемостью; на уровне народных коммун, производственных бригад – медицинские пункты [1, с..79]. Однако, к началу политики «большого скачка» в 1958 г. многочисленное население вновь стало рассматриваться как преимущество для экономического развития страны и многие реализуемые программы были закрыты. Провал «большого скачка» и последовавший за ним продовольственный кризис вызвали в стране в целом, и на Северо-Востоке в частности, резкое сокращение рождаемости и рост смертности. В 1961 г. общий коэффициент рождаемости в регионе упал до 23,66 ‰, коэффициент смертности при этом вырос до 13,43 ‰ [20, с..281]. Однако как только ситуация стала несколько меняться, вновь начался резкий рост рождаемости и её коэффициент к 1964 г. увеличился до 42,12 ‰ (табл..1). Резкий скачок обусловлен компенсационным ростом населения, после его абсолютного сокращения в годы «большого скачка». Средний ежегодный прирост в этот период в провинциях Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян достигал 3,4, 3,0 и 5,2 % соответственно. Коэффициент естественного прироста в регионе в целом держался на достаточно высоком уровне, лишь незначительно упав с 35,16 ‰ в 1954 г. до 30,97 ‰ в 1964 г. (табл..2). Согласно данным 2-й Всекитайской переписи общая численность населения трёх северо-восточных провинций по сравнению с 1954 г. увеличилась в 1,2 раза и достигла 62,75 млн человек, что составило 9,07 % от общей численности населения страны. Во время «культурной революции» установки по планированию рождаемости хотя и не отменялись, в связи с дезорганизацией деятельности государственных учреждений, занимающихся планированием семьи, работа в этом направлении практически не велась. Лишь к 1971 г., когда Госсоветом КНР был принят документ № 51, естественный прирост населения вновь был взят под контроль. В документе отмечалось: «На всех уровнях руководство должно работать более интенсивно, вести широкую пропаганду, проводить воспитательные меры, для того чтобы добровольное планирование рождаемости и позднее вступление в брак получили распространение среди широких масс населения в городах и сельских районах» [9, p..354. Цит. по 1, с..83]. На данном этапе демографическая политика стала выражаться лозунгом: «Позже, реже, меньше», что означало откладывание вступления в брак; 4-5 – летний интервал между рождениями детей; уменьшение размера семьи. Результатом реализации этих мер на северо-востоке стало значительное снижение коэффициента суммарной рождаемости (число рождённых детей на одну женщину) с 5,09 в 1970 г. до 1,92 в 1980 г. [10, с..79]. Несмотря на это, увеличение общей численности населения региона продолжалось, в период с 1954 по 1982 гг. тенденции его роста особенно сильно проявились в пров. Хэйлунцзян. Можно наблюдать увеличение населения территории более чем в 2,5 раза (табл. 3). Главным образом это связано с процессом освоения района, проходившего в экстенсивной форме путём расширения производства. Например, чтобы упорядочить размещение промышленности региона, из Ляонин в Хэйлунцзян были перемещены 24 средних предприятия. Разработка Дацинских нефтяных месторождений, освоение лесного массива Большой Хинган, а также Саньцзянской равнины требовали расширения производства, что вело к увеличению спроса на рабочую силу и, как следствие, притоку мигрантов в провинцию. Согласно статданным, в период с 1949 по 1982 годы в Хэйлунцзян из других районов въехало более 7,3 млн человек, или около одной трети общего прироста населения, составлявшего 22,7 млн человек [12]. Во второй половине 1970-х годов, в связи с тяжёлым экономическим и продовольственным положением, которое осложнялось внутриполитической нестабильностью, регулирование динамики роста населения становится одним из основных факторов, определяющих стратегию социально-экономического развития страны. Понимания значимость регулирования демографических процессов, руководство страны закрепило (впервые в истории КНР) в статье 53 Конституции 1978 г. систему планирования рождаемости. В ней указывалось: «Государство поощряет плановое деторождение и ведёт работу в этом направлении» [5, с..65]. Тем самым, политика планирования рождаемости получила законодательное оформление. С этого момента больший уклон делается в сторону ограничения числа детей в семье. В конце 1978 г. ЦК КПК принимает документ № 69, ознаменовавший начало политики однодетной семьи, выражающейся лозунгом «Лучше всего один ребёнок, максимум двое» [11, Цит. по 1, с..84]. Таким образом, на данном этапе руководством КНР в качестве основного способа оптимизации воспроизводства населения рассматривалось максимальное увеличение числа однодетных семей, а также «моральное и материальное поощрение родителей, принявших обязательство иметь только одного ребёнка» [2, с..63]. С начала действия установки «одна семья – один ребёнок» центральные и региональные власти начали осуществлять плановый контроль над ростом населения, политика планирования рождаемости вступила в эффективную фазу. Следует отметить, что в КНР в 1980-е годы политика однодетной семьи пользовалась в основном поддержкой в городе, а в деревне, где проживало подавляющее большинство населения страны, она встретила сопротивление. Поскольку по доле городского населения Северо-Восточный Китай занимал одно из первых мест, мероприятия по планированию рождаемости здесь приживались легче. Это выражалось в существенном снижении в регионе суммарного коэффициента рождаемости, достигшего в 1985 г. цифры 1,49, что было значительно ниже среднего показателя по стране – 2,20, а также ниже уровня замещения [10, с..79]. В конце 1970-х годов планирование демографических процессов становится составной частью программы «четырёх модернизаций». В 1979 г. в выступлении Дэн Сяопина отмечалось, что «…в условиях недостаточно развитой экономики обостряются проблемы питания, образования и трудоустройства, необходимо усилить меры по планированию рождаемости» [8, с..15]. Это было законодательно закреплено в Конституции КНР 1982 г. В 25-й статье говорится: «Государство проводит плановое деторождение, с тем, чтобы рост населения соответствовал плану социально-экономического развития»; в 49-й статье предусмотрено: «Оба супруга должны осуществлять плановое деторождение» [11, с. 79, 84]. В 1984 г. ЦК КПК опубликовал документ № 7, в котором особое внимание обращалось на то, чтобы «…работники органов планирования семьи тщательно изучали местные условия при проведении демографической политики». Выдвигался ряд новых требований, в числе которых выделялся запрет внеплановых рождений второго и нескольких детей, а также установление соответствующей политики для национальных меньшинств [3, с..80]. После распространения этого документа во многих провинциях были пересмотрены временные положения по планированию рождаемости. Изменения в основном касались расширения перечня случаев, при которых супружеским парам разрешалось иметь второго ребёнка. Согласно ему, в пров. Цзилинь, например, городские и сельские жители имели право обзавестись вторым ребёнком в следующих случаях: 1) если первый ребёнок вследствие заболевания стал инвалидом; 2) если бесплодные (диагноз подтверждён медицинским учреждением) в течение пяти и более лет супруги взяли на воспитание ребёнка, а потом наступила беременность; 3) если в браке состоят единственная дочь и единственный сын; 4) если супруги – вернувшиеся на родину эмигранты, либо соотечественники с Тайваня, из Гонконга или Макао; 5) если один из супругов при повторном браке уже имеет двоих детей, а другой впервые вступает в брак, либо не имел детей от предыдущего брака [3, с..81]. Таким образом, основой демографической политики во второй половине 1980-х годов была выработка дифференцированного подхода к планированию семьи, учитывающего конкретные условия жизни супружеских пар. Политика стала более гибкой и приспособленной к особенностям того или иного района страны. В 1990-е годы политика однодетной семьи продолжала осуществляться, однако её методы несколько изменились. Если ранее акцент делался на административных и различного рода социальных ограничениях, то теперь больше усилий направлялось на разъяснительную работу среди населения, цель которой «довести до сознания каждого китайца…, что планирование семьи – не искусственная мера, а условие повышения жизненного уровня, личного процветания» [7, с..284]. В период 5-й Всекитайской переписи коэффициент естественного прироста населения на Северо-Востоке значительно снизился с 11,46 ‰ в 1990 г. до 4,33 ‰ в 2000 г. Средний ежегодный прирост в этот период в Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян составлял 0,69%, 0,98% и 0,45 % соответственно, что ниже среднего показателя по стране – 1,07 % [16,табл..4-10]. Это было обусловлено, с одной стороны, успешной реализацией политики в области планирования рождаемости, с другой – миграционной убылью населения из провинций Цзилинь и Хэйлунцзян, среднегодовой отток которого в этот период достигал 30 и 60 тыс человек соответственно. Ещё одним критерием эффективной реализации мер по планированию рождаемости стало сокращение на северо-востоке средних размеров семьи с 4,3 человек в 1982 г. до 3,23 – в 2000 г. (табл..4). Данные таблицы показывают, что показатели размеров семьи по трём провинциям несколько варьируют, что зависит от уровня экономического развития района проживания, тенденций естественного прироста населения и интенсивности проведения демографической политики. В целом, показатели среднего числа членов семьи на Северо-Востоке ниже средних по стране, что вполне характерно для территории с большей долей городского населения. 29 декабря 2001 г. на 25-м заседании Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва был принят Закон КНР о народонаселении и планировании рождаемости, который обозначил новый этап и создал условия для реализации демографической политики в дальнейшем. Статья 18 Закона предусматривает, что «осуществляемая государством политика плановой рождаемости поощряет граждан к позднему браку и позднему рождению ребёнка, выступает за рождение одной супружеской парой одного ребёнка, вместе с тем, в условиях, отвечающих правовым актам, можно ходатайствовать о рождении второго ребёнка. В этой же статье закреплено, что «национальные меньшинства тоже обязаны осуществлять плановую рождаемость» [22]. В первое время после принятия государственного закона все местные положения продолжали сохраняться, однако затем перед законодательными органами провинциального уровня была поставлена задача проверить действующие на местах положения и привести их в соответствие с государственным законом. 27 сентября 2002 г. на заседании Собрания народных представителей (СНП) пров. Цзилинь 9-го созыва было принято Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Цзилинь. Аналогичные документы по провинциям Хэйлунцзян и Ляонин были приняты 1 и 16 января 2003 г соответственно. Местные нормативные акты в основном дублировали положения основного закона, различия касались лишь тех статей, которые на основании определённых условий предоставляли супружеским парам право на рождение второго ребёнка [13]. С 2000 по 2010 гг. в Северо-Восточном Китае наблюдались следующие демографические тенденции: численность населения региона увеличивалась (в среднем ежегодно на 0,25 %), но коэффициенты его естественного движения стабилизировались, достигнув умеренных величин (2,07 ‰ – в 2005 г, 1,59 ‰ – в 2010 г.), средние размеры семьи постепенно снижались (с 3,01 человек в 2005 г до 2,86 – в 2010 г.). Достаточно успешная реализация политики планирования рождаемости привела к возникновению другой проблемы – старению населения. В 1950 – 1960 гг. для Северо-Востока была характерна молодая возрастная структура, в которой не было признаков старения – доля населения старше 65 лет составляла 3,4 и 3,13 % в 1953 и 1964 гг. соответственно (табл..5). В 1970-е годы началось постепенное снижение показателей рождаемости и возрастная структура стала меняться от молодого к более взрослому типу. Доля детских возрастов (0 – 14) лет значительно уменьшилась, а удельный вес пожилых старше 65 лет вырос. Согласно данным переписей и текущего учёта населения (1982 г., 1994 г, 2000 г. и 2010 г.) удельный вес пожилых (65 лет и старше) увеличился с 3,1 до 4,0, 5,4, 6,4 и 9,0 % соответственно. Только с 2000 по 2010 гг. доля пожилых в регионе выросла в 1,4 раза, составляя среднегодовой темп роста – 4,1%, что значительно выше среднего годового темпа прироста населения за этот же период, составляющего 0,26 %. Среди основных факторов старения населения можно выделить политику ограничения рождаемости, значительное снижение смертности и рост средней продолжительности жизни. Итак, курс на сдерживание роста народонаселения, принятый в начале 1970-х годов, привёл на Северо-Востоке к очевидным результатам. Так, если за 28 лет (с 1954 по 1982 гг.) население региона увеличилось в 2 раза, то за последующие 28 лет (с 1982 по 2010 гг.) лишь в 1,2 раза. В целом произошёл демографический переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения, которому присуще низкие показатели смертности, рождаемости и естественного прироста населения. С одной стороны, были созданы благоприятные условия для последующего социально-экономического развития, с другой – возникли новые демографические трудности, одной из которых является старение населения. Литература 1. Баженова Е.С. Китай в демографическом измерении. М.: Наука, 1992. 143 с. 2. Демографическая ситуация в Китае // Китай (по материалам иностранной печати). Ежемесячный реферативный сборник. М., 1985. № 2. С. 58-71. 3. Дикарев А.Д. Демографическая политика в Китае // Демографическая политика в современном мире. М., 1989. 180 с. 4. Коновалов Е.А. Социально-экономический аспект народонаселения КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1974. № 1. С. 35-43. 5. Конституции Китайской Народной Республики 1954, 1975, 1978 и 1982 годов. М.: Наука, 1983. 111 с. 6. Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. М.: Политиздат, 1956. 535 с. 7. Селиванова Е.Ф. Демографическая ситуация // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М., 1999. С. 282-290. 8. Тяжёлые демографические проблемы // Народонаселение и экология – ключевые факторы реформ: информ. материалы ИДВ РАН. Сер. Д. М., 2003. 160 с. 9. Studies in Family Planning. 1975. Vol. 6. № 10. 10. Ван Шэнцзинь. Дунбэйя цюйюй жэнькоу юй фачжань = Развитие народонаселения Северо-Восточной Азии. Чанчунь, 2001. 402 с. 11. Жэньминь жибао. 11.08.1979. 12. Хэйлунцзян люши нянь жэнькоу фачжань цзюйбянь = Кардинальные изменения в шестидесятилетнем развитии народонаселения пров. Хэйлунцзян, [Электронный ресурс]. URL: http://ztpd.nmgnews.com.cn/system/2009/09/25/010290585.shtml [Дата обращения: 26.07.2011 г.]. 13. Цзилиньшэн жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли = Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Цзилинь, [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinapop.gov.cn/zcfg/dffg/201003/t20100326_199589.html [Дата обращения: 26.07.2011 г.]; Хэйлунцзян шэн жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоле = Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Хэйлунцзян, [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinapop.gov.cn/zcfg/dffg/201003/t20100326_199588.html [Дата обращения: 26.07.2011 г.]; Ляонин шэн жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоле = Положение о народонаселении и планировании рождаемости в пров. Ляонин, [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinapop.gov.cn/zcfg/dffg/201003/t20100326_199590.html [Дата обращения: 26.07.2011 г.]. 14. Чжунго тунцзи няньцзянь – 1991 = Статистический ежегодник Китая – 1991. Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 1991. – 857 с. 15. Чжунго тунцзи няньцзянь – 1995 = Статистический ежегодник Китая – 1995. Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 1995. – 810 с. 16. Чжунго тунцзи няньцзянь – 2001 = Статистический ежегодник Китая – 2001. [Электронный ресурс] – Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2001. Электрон. опт. диск (CD-ROM) – Загл. с коробки диска. 17. Чжунго тунцзи няньцзянь – 2006 = Статистический ежегодник Китая – 2006. [Электронный ресурс] – Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2006. Электрон. опт. диск (CD-ROM) – Загл. с коробки диска. 18. Чжунго тунцзи няньцзянь – 2011 = Статистический ежегодник Китая – 2011. [Электронный ресурс] – Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2011. Электрон. опт. диск (CD-ROM) – Загл. с коробки диска. 19. Чжунго 1982 нянь жэнькоу пуча цзыляо = Материалы Всекитайской переписи населения 1982 года. Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 1985. 674 с. 20. Чжунго 2000 нянь жэнькоу пуча цзыляо = Материалы Всекитайской переписи населения 2000 года. – Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2002. Электрон. опт. диск (CD-ROM) – Загл. с коробки диска. 21. Чжунхуа жэньминь гунхэго жэнькоу тунцзи цзыляо хуйбянь – 1949-1985 = Сборник статистических материалов по народонаселению КНР – 1949-1985 гг. Пекин: Чжунго цайчжэн цзинцзи чубаньшэ, 1988. 1008 с. 22. Чжунхуа жэньминь гунхэго жэнькоу юй цзихуа шэнъюй фа = Закон КНР о народонаселении и планировании рождаемости, [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/banshi/2005-08/21content_25059.htm [Дата обращения: 07.07.2011 г.].
|