Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Организованная преступность в странах Евросоюза

Жерновой М. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Европейское полицейское ведомство (Европол) — правоохранительное учреждение, которое предназначено для оказания практического содействия и информационной поддержки на европейском уровне мероприятиям полицейских органов государств в области борьбы: 1) с транснациональной организованной преступностью, 2) с международным терроризмом, а также 3) с «другими тяжкими формами преступности» международного характера (всего 24 вида преступлений) [2].

Европол создан и функционирует в рамках организации «Европейский Союз» и, следовательно, распространяет свою деятельность на территорию его 27 государств-членов. Однако в качестве учреждения с правами юридического лица Европол уполномочен устанавливать сотрудничество с не входящими в Европейский Союз («третьими») государствами, а равно с международными организациями и учреждениями, включая Интерпол. В 2004 г. соглашение о сотрудничестве было заключено между Европолом и Российской Федерацией.

Каждые два года Европол представляет доклад, в котором оцениваются угрозы безопасности стран Евросоюза со стороны организованной преступности. В нём содержится подробный анализ современного состояния и тенденций развития наиболее опасных форм организованной преступности [3].

По данным Европола, главные центры европейской наркоторговли остаются в северо-западной части Евросоюза и, в первую очередь, в Бельгии и Нидерландах, откуда осуществляется дистрибуция наркотиков по всей Европе. Как отмечают специалисты, морские порты этих стран уже давно являются основным перевалочным пунктом для контрабанды кокаина и героина. Также, морским путём в Бельгию и Нидерланды поставляются компоненты для производства синтетических наркотиков и, прежде всего, экстази. Следует отметить, что за последние несколько лет бельгийские и голландские «специалисты» разработали около 65 новых видов дешёвых синтетических наркотиков, которые «экспортируются» за пределы Европейского союза.

Легализация «лёгких» наркотиков сделала Нидерланды крупнейшим поставщиком этой продукции в другие европейские страны. Легальные заведения, реализующие «лёгкие» наркотики, стали не только источником семян, приспособлений и технических знаний для их производства за рубежом, но и сами финансируют выращивание продукции в других странах в обмен на часть урожая. В некоторых странах уже действуют группировки, состоящие из голландцев и местных жителей.

В своём докладе Европол указывает также на возросшее значение Чёрного моря для доставки в Европу героина. Через Иран, Азербайджан, Грузию и Украину героин попадает в Румынию и страны Балтии, откуда распределяется по странам ЕС. В качестве перевалочных баз используются также порты Варна в Болгарии и Констанца в Румынии.

В целом наркобизнес большей частью контролируется турецкими, марокканскими и китайскими группировками, которые, базируясь в Бельгии и Нидерландах, развернули деятельность на территории всего Евросоюза. Голландские турки также известны бартерными обменами синтетических наркотиков на героин с преступными группировками из Турции. Китайцев отличает отлаженная сеть дистрибуции, которая поражает специалистов своей эффективной иерархической системой. Кроме того, в распространении наркотиков на общеевропейском уровне активное участие принимают литовские и албанские преступные группировки.

Главные перевалочные пункты европейской работорговли находятся на Иберийском полуострове и Южной Италии, откуда жертвы доставляются по всему Евросоюзу. Преступные группировки, занимающиеся торговлей людьми, крайне чувствительны к изменению спроса и готовы всегда снабдить заказчиков необходимой рабочей силой. Сегодня торговцы людьми стремятся заработать на доставке нелегальных мигрантов и их последующей эксплуатации. Основной поток рабской силы в Европу поступает из Китая и Нигерии воздушным путём. Криминальные структуры используют для доставки жертв похищенные паспорта с фотографиями похожих людей.

Китайские нелегалы, как правило, обречены на рабский труд в ресторанах азиатской кухни и на текстильных предприятиях. Часть из них становится работниками публичных домов, обслуживающих китайские общины. Эксперты подчёркивают, что закрытость китайской диаспоры мешает оценить истинные масштабы принудительного труда в этом сегменте населения, однако, судя по всему, китайцы составляют самую большую армию рабов в Евросоюзе.

Соперничать с китайцами по объёмам торговли людьми, как полагают эксперты, могут разве что нигерийские преступные группировки. В отличие от китайцев, у них нет строгой иерархической системы, а особую роль в реализации преступных схем выполняют женщины. Они являются ключевыми фигурами в этом процессе — от поиска жертв до их эксплуатации. Нигерийки, как правило, не ощущают себя жертвами и работают в знак благодарности «избавителям». Обычно они становятся членами преступных группировок, полностью подчиняясь воле «мадам». Эта культурная особенность мешает жертвам из Нигерии сотрудничать с местными правоохранительными органами.

За последние несколько лет произошли значительные изменения в структуре нелегальной миграции. Ужесточение контроля на границах ударило по «стихийной» миграции, однако общие потоки нелегалов остаются на прежнем уровне из-за активизации преступных группировок на Балканах. Финансовый кризис в Греции усилил позицию организованной преступности в этой стране, сделав её главными европейскими воротами для нелегалов. Греко-турецкая граница является на данный момент самым слабым местом на рубежах Шенгенской зоны. Только за 2010 г. потоки мигрантов, попадающих в другие страны Евросоюза из Греции, выросли более чем в 5 раз.

Всё чаще в криминальных схемах принимают участие туристические агентства, которые помогают преступникам наладить незаконное получение шенгенских виз. Эксперты подчёркивают, что «миграционная» мафия становится многоэтничной, однако главную роль в этом процессе играют турецкие преступные группировки. Отметим, за последние годы Турция стала главным перевалочным пунктом для нелегалов, следующих в Евросоюз. Растущая роль Турции в качестве транзитной страны укрепляет положение турецких преступных групп, которые уже набрали большой опыт в создании каналов для переброски нелегалов, и будут использовать все ресурсы и контакты в ЕС для увеличения прибыли на этом рентабельном рынке.

Опыт турецкой мафии уже перенимают преступники из Румынии и Болгарии, которые готовятся к вступлению в зону стран Шенгенско- го Соглашения. Также в организации нелегальной миграции на юго- восточных рубежах Евросоюза активное участие принимают албанские преступные группировки, которые, по данным Европола, за последние годы стремительно расширили сферу влияния в ЕС.

Прибыли от контрабанды сигарет настолько велики, что, несмотря на все усилия таможенников, эта нелегальная отрасль бурно развивается. В 2010 г. лишь в Германию было ввезено 22 млрд. незадекларированных сигарет, в результате чего потери государства составили более 4,5 млрд. евро. Как показывает практика, часть сигарет привозят из-за границы сами курильщики, но значительная часть — дело рук преступных группировок. Главные страны-поставщики контрабандного табака — Россия и Украина. Зачастую это так называемые «белые» марки, то есть, не контрафактные, а сигареты с вымышленными наименованиями, как, напр., «Jin Ling». Изготовляют их в основном в Калининграде. В последнее время контрабандисты пытаются развернуть нелегальное производство на территории Польши и других стран ЕС — ведь ввезти нелегальный табак гораздо проще, чем готовые и упакованные сигареты.

В апреле 2008 г. на заседании министров юстиции и внутренних дел 27 стран-членов Евросоюза было принято решение провести мониторинг угрозы со стороны российской организованной преступности (РОП). По итогам этой работы Европол представил экспертный доклад с оценкой угрозы для безопасности Евросоюза. Оказалось, что сегодня РОП представляет потенциальную, а не реальную угрозу. Причём связано это с интенсивной внешнеэкономической деятельностью коммерческих структур, подконтрольных РОП. Серьёзную тревогу вызывают преступные группировки, занимающиеся преступной деятельностью в сфере высоких технологий, производством и сбытом фальшивых евро, махинациями с кредитными картами, отмыванием денег.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с РОП было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Рим, 6 ноября 2003 г.). Компетентными органами, ответственными за его реализацию, являются МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС и ФСФМ. Головным органом определено МВД России, а непосредственные контакты обеспечивает входящий в структуру Национального центрального бюро Интерпола Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом.

Данное Соглашение распространяется на несколько групп преступлений: против жизни и здоровья человека; терроризм и его финансирование; незаконный оборот наркотиков; незаконный оборот культурных ценностей; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых вещёств, ядерных и радиоактивных материалов; имущественные преступления, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автотранспорта; отмывание денег; незаконная миграция, торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами. Сейчас идёт подготовка Оперативного Соглашения между РФ и Европолом, в соответствии с которым будет возможен обмен персональными данными и материалами по конкретным уголовным делам [1].

Литература

1. Интервью начальника Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом А. В. Прокопчука. // Журнал «Преступление и наказание». 2009. №1.
2. РЕШЕНИЕ СОВЕТА от 6 апреля 2009 г. о создании Европейского полицейского ведомства (Европол) (2009/371/ПВД).
3. Europol's 2011 Organized Crime Threat Assessment (OCTA).

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.