![]() |
Ячин С. Е., Конончук Д. В., Поповкин А. В., Буланенко М. Е.
Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа. Монография. – Владивосток: Из-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 324 с. Эта работа о логике смысла в культуре. Понимая смысл как отношение причастности, связующее многое с Единым и как реальность особого рода, а культуру как медиум смысла, авторы показывают, что культуры Востока и Запада во всех своих проявлениях демонстрируют два разных аспекта Смысла. Классическая восточная культура преимущественно ориентирована на понимание уместности всего сущего и потому может быть названа культурой дао логического типа; классическая западная культура рассматривает сущее преимущественно со стороны его предназначения и потому может быть определена как культура телеологического типа. Работа рассчитана на специалистов в области философии и методологии культуры, филосфоской и культурно-исторической компаративистики. |
Ключевые слова: логика смысла, смысловое измерение культур, метакультурный подход, философская компаративистика, метакультурная компаративистика, телеологическая культура, даологическая культура
Подраздел 5 в §1 написан С. Ю. Пчелкиной, подраздел 3 в § 5 написан Н. Е. Фоминых
Скачать книгу с сервера ihaefe.org (3.0 mb)
Предисловие
Методологическое введение: О принципах метакультурной компаративистики
Единство человеческой природы как основная предпосылка любого компаративистского исследования
Смысл как критерий интерпретации в философской компаративистике
Принципы метакультурной компаративистики
Трансверсальность и метакультура
Часть 1. Два модуса смыслового измерения культуры
§ 1. К вопросу об основаниях соотнесения философских мировоззрений и культур Востока и Запада
Состояние вопроса
Дао и логос (Т.П. Григорьева)
О специфике китайского мышления (М. Гране)
Опыт рефлексивности как основание различения культур (А.М. Пятигорский)
Типы сапиентности ( А.И. Кобзев)
Различие трансперсонального опыта (Е.А. Торчинов)
Двойственность сознания как предельное основание различения культур (В.В. Малявин)
Метакультурные преимущества современной восточной философии
§ 2. Бинарные оппозиции в законах мышления и их выражение в культуре мышления Востока и Запада
Общность мышления как основание межкультурного диалога
О бинарности структуры мышления
Аналоговое и аналитическое в структуре мышления
Логика отношений как логико-семантическое измерение смысла
Закон универсальной соотносительности
Образ и схема в восточном и западном мышлении
§ 3. К вопросу о роли языка в формировании специфики восточной (китайской) философии и ментальности
От специфики языка к философии языка
Язык как логос культуры
§ 4. Смысл как реальность sui generis и предельное основание философской аналитики
Смысл как реальность sui generis
Опыт объективации смысла в науке
Вопрос о Смысле
Смысл и понимание
Личностное измерение смысла
Смысл Бытия в свете основополагающего принципа тождества бытия и мышления
§ 5. Бытие и ничто в философском осмыслении Востока и Запада
Постановка вопроса
Понятие ничто в древнегреческой философии
Понятие ничто в философии М. Хайдеггера
Понятие ничто в древней и современной восточноазиатской философии
§ 6. Смысловое толкование культуры
Смысл и замысел
Размерность культурной формы человеческого бытия
Культура перед вызовом истории
Транспонирование как способ бытия «внеисторических культур»
§ 7. Понятие телоса в античной философии
Телос в учении Аристотеля
Триада: Δύναμις – Ενέργεια – Εντελέχεια
Характеристика затруднений, с которыми сталкивается западное мышление, когда оно пытается мыслить место как таковое
§ 8. Принцип целеполагания в западной культуре
Телеологические начала идеи автономии
О целерациональности западной культуры
Необходимость различения акта и действия: к критике деятельностного подхода
Кризис целеполагания на Западе
§ 9. Дао в восточной мудрости и в телеологическом осмыслении
Дао в конфуцианской традиции
Дао в даосизме
Дао в буддизме
Даологическая культура
Тупики даологической культуры
§ 10. Путь Запада и Телос Востока
Прогресс как путеводная идея западной культуры
Модерн как образ социального прогресса
Путь познания
Техника как миссия и судьба европейской цивилизации (идея технического прогресса)
Воля к знанию в осуществлении человеком самого себя
Стратегия целеполагания на Востоке
§ 11. Дискурс энергии
К истории энергийного дискурса
Проект синергийной антропологии С.С. Хоружего
Тотальный энергетизм В.В. Бибихина
Энергия и Дао
Ч.2. Основные феномены соотносимых типов культур в смысловом измерении
§ 12. Этика Блага и этика ритуала
Этические основания рефлексии культур
Обоснование этики посредством идеи Блага в западной философии
Этика ритуала
§ 13. Образ личности в восточной и западной культуре
§ 14. Политика в восточном и западном осмыслении
Запад: метаморфозы идеи и практики политической целесообразности
Восток: смысловая ритуальность искусства правления и общежития
Особенность политического сознания в России
§ 15. Идея истины как основание метакультурного диалога Восточных и Западных философских традиций
От смысла к истине
Идея истины у Аристотеля
От Аристотеля к современной науке
К вопросу о статусе идеи истины в восточной философии и культуре
Истина как множественная явленность Всеединства и основание диалога культур
Заключение (Перспективы взаимодополнительности Восточной и Западной культуры)
Цитированная литература
Скачать книгу с сервера ihaefe.org (3.0 mb)