Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа Ячин С. Е., Конончук Д. В., Поповкин А. В., Буланенко М. Е.

Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа. Монография. – Владивосток: Из-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 324 с.

Эта работа о логике смысла в культуре. Понимая смысл как отношение причастности, связующее многое с Единым и как реальность особого рода, а культуру как медиум смысла, авторы показывают, что культуры Востока и Запада во всех своих проявлениях демонстрируют два разных аспекта Смысла. Классическая восточная культура преимущественно ориентирована на понимание уместности всего сущего и потому может быть названа культурой дао логического типа; классическая западная культура рассматривает сущее преимущественно со стороны его предназначения и потому может быть определена как культура телеологического типа. Работа рассчитана на специалистов в области философии и методологии культуры, филосфоской и культурно-исторической компаративистики.

Ключевые слова: логика смысла, смысловое измерение культур, метакультурный подход, философская компаративистика, метакультурная компаративистика, телеологическая культура, даологическая культура

Подраздел 5 в §1 написан С. Ю. Пчелкиной, подраздел 3 в § 5 написан Н. Е. Фоминых

  Скачать книгу с сервера ihaefe.org (3.0 mb)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Методологическое введение: О принципах метакультурной компаративистики 
Единство человеческой природы как основная предпосылка любого компаративистского исследования 
Смысл как критерий интерпретации в философской компаративистике 
Принципы метакультурной компаративистики 
Трансверсальность и метакультура

Часть 1. Два модуса смыслового измерения культуры

§ 1. К вопросу об основаниях соотнесения философских мировоззрений и культур Востока и Запада 
Состояние вопроса 
Дао и логос (Т.П. Григорьева)
О специфике китайского мышления (М. Гране) 
Опыт рефлексивности как основание различения культур (А.М. Пятигорский) 
Типы сапиентности ( А.И. Кобзев) 
Различие трансперсонального опыта (Е.А. Торчинов) 
Двойственность сознания как предельное основание различения культур (В.В. Малявин) 
Метакультурные преимущества современной восточной философии

§ 2. Бинарные оппозиции в законах мышления и их выражение в культуре мышления Востока и Запада 
Общность мышления как основание межкультурного диалога 
О бинарности структуры мышления 
Аналоговое и аналитическое в структуре мышления 
Логика отношений как логико-семантическое измерение смысла 
Закон универсальной соотносительности 
Образ и схема в восточном и западном мышлении

§ 3. К вопросу о роли языка в формировании специфики восточной (китайской) философии и ментальности 
От специфики языка к философии языка 
Язык как логос культуры

§ 4. Смысл как реальность sui generis и предельное основание философской аналитики 
Смысл как реальность sui generis 
Опыт объективации смысла в науке 
Вопрос о Смысле 
Смысл и понимание 
Личностное измерение смысла 
Смысл Бытия в свете основополагающего принципа тождества бытия и мышления

§ 5. Бытие и ничто в философском осмыслении Востока и Запада 
Постановка вопроса 
Понятие ничто в древнегреческой философии 
Понятие ничто в философии М. Хайдеггера 
Понятие ничто в древней и современной восточноазиатской философии

§ 6. Смысловое толкование культуры 
Смысл и замысел 
Размерность культурной формы человеческого бытия 
Культура перед вызовом истории 
Транспонирование как способ бытия «внеисторических культур»

§ 7. Понятие телоса в античной философии 
Телос в учении Аристотеля 
Триада: Δύναμις – Ενέργεια – Εντελέχεια
Характеристика затруднений, с которыми сталкивается западное мышление, когда оно пытается мыслить место как таковое

§ 8. Принцип целеполагания в западной культуре 
Телеологические начала идеи автономии
О целерациональности западной культуры 
Необходимость различения акта и действия: к критике деятельностного подхода 
Кризис целеполагания на Западе

§ 9. Дао в восточной мудрости и в телеологическом осмыслении 
Дао в конфуцианской традиции 
Дао в даосизме 
Дао в буддизме
Даологическая культура 
Тупики даологической культуры

§ 10. Путь Запада и Телос Востока 
Прогресс как путеводная идея западной культуры 
Модерн как образ социального прогресса 
Путь познания 
Техника как миссия и судьба европейской цивилизации (идея технического прогресса) 
Воля к знанию в осуществлении человеком самого себя 
Стратегия целеполагания на Востоке

§ 11. Дискурс энергии 
К истории энергийного дискурса 
Проект синергийной антропологии С.С. Хоружего 
Тотальный энергетизм В.В. Бибихина 
Энергия и Дао

Ч.2. Основные феномены соотносимых типов культур в смысловом измерении

§ 12. Этика Блага и этика ритуала 
Этические основания рефлексии культур 
Обоснование этики посредством идеи Блага в западной философии 
Этика ритуала

§ 13. Образ личности в восточной и западной культуре

§ 14. Политика в восточном и западном осмыслении 
Запад: метаморфозы идеи и практики политической целесообразности 
Восток: смысловая ритуальность искусства правления и общежития 
Особенность политического сознания в России

§ 15. Идея истины как основание метакультурного диалога Восточных и Западных философских традиций 
От смысла к истине 
Идея истины у Аристотеля 
От Аристотеля к современной науке 
К вопросу о статусе идеи истины в восточной философии и культуре
Истина как множественная явленность Всеединства и основание диалога культур

Заключение (Перспективы взаимодополнительности Восточной и Западной культуры)

Цитированная литература

  Скачать книгу с сервера ihaefe.org (3.0 mb)